Вступление.
Звук [ Р ] является одним из самых трудных в человеческой речи. В онтогенезе детской речи звук [ р ] появляется позже многих других согласных. Наиболее распространенным нарушением звукопроизношением встречается искажение артикуляции звука [ р ] или его пропуск называется - ротоцизмом. Замена звука [ р ] любым другим звуком называется - параротацизм.
Для правильного произношения звука [ р ] требуются точные движения разных частей языка. Активация артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания, все это входит подготовительный этап постановки звука [ р ] .
После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука [ р ] , а закрепление полученных навыков и отработки произношения звука [ р ] в слогах, словах происходят на заключительном этапе автоматизации звука [ р ] . Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. Автоматизация нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука [ р ] », что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук [ р ] автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.
Цель занятия:
закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.
Задачи:
- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- упражнять в словоизменении;
- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;
-расширять активны и пассивный словарь.
Артикуляционная гимнастика перед занятиями
Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Моторчик
Звук [ Р ] в существительных
Звук [ Р ] в глаголах
Звук [ Р ] в прилагательных
Цель занятия:
закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.
Задачи:
- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- упражнять в словоизменении;
- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;
-расширять активны и пассивный словарь.
Физминутка.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой
Плывем с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки)
Повтори слова, где звук Р находится в начале слова.
Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расческа, ромашка, рожок, розетка.
Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.
Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.
Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,' рыбный, рысь, рыжик
Повтори слова, где звук Р находится в середине слова. Ра : ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира,
пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида
пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида
Повтори слова, где звук Р находится в середине слова. Ро : урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, брови, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, пропуск, срочно.
Ру : кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брусника, брусок, брус, пружина, срубить.
Ры : фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, театры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса,
Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.
Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, загар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.
Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.
Ур: бур, тур; шнур, абажур.
Ыр: сыр.
Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.
Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.
Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр,
костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр,
зубр.
Повтори слова с двумя звуками Р.
Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шаровары, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.
Послушай рассказ. Назови слова со звуком Р.
Игрушки
А.Хмелёва У Фёдора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравится играть со своими игрушками.