СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука [Р] в словах

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее распространенным нарушением звукопроизношением встречается искажение артикуляции звука [р]  или его пропуск называется - ротоцизмом. Замена звука [р] любым другим звуком называется - параротацизм.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [Р] в словах»

Вступление.

Звук [ Р ] является одним из самых трудных в человеческой речи. В онтогенезе детской речи звук [ р ] появляется позже многих других согласных. Наиболее распространенным нарушением звукопроизношением встречается искажение артикуляции звука [ р ] или его пропуск называется - ротоцизмом. Замена звука [ р ] любым другим звуком называется - параротацизм.

Для правильного произношения звука [ р ] требуются точные движения разных частей языка. Активация артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания, все это входит подготовительный этап постановки звука [ р ] .

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука [ р ] , а закрепление полученных навыков и отработки произношения звука [ р ] в слогах, словах происходят на заключительном этапе автоматизации звука [ р ] . Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. Автоматизация нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап  так и называется — «автоматизация звука [ р ] », что ребенок будет  в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук [ р ] автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.  Задачи:  - развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;  - упражнять в образовании относительных прилагательных;  - учить согласовывать числительные с существительными;  - упражнять в словоизменении;  - учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове; -расширять активны и пассивный словарь.

Цель занятия:

закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.

Задачи:

- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- учить согласовывать числительные с существительными;

- упражнять в словоизменении;

- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;

-расширять активны и пассивный словарь.

 Артикуляционная гимнастика перед занятиями   Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика.  Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Артикуляционная гимнастика перед занятиями

Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

 Моторчик

Моторчик

Звук [ Р ] в существительных

Звук [ Р ] в существительных

Звук [ Р ] в глаголах

Звук [ Р ] в глаголах

Звук [ Р ] в прилагательных

Звук [ Р ] в прилагательных

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.  Задачи:  - развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;  - упражнять в образовании относительных прилагательных;  - учить согласовывать числительные с существительными;  - упражнять в словоизменении;  - учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове; -расширять активны и пассивный словарь.

Цель занятия:

закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.

Задачи:

- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слове, подбор рифмующихся слов;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- учить согласовывать числительные с существительными;

- упражнять в словоизменении;

- учить делить слова на слоги, определять местоположение звука в слове;

-расширять активны и пассивный словарь.

Физминутка. Налили бензину (имитирующие движения) Сели в машину (сгибают колени) На машине ехали (крутит руль) До моря доехали (выпрямляют колени) На корабле по океану (ладони лодочкой Плывем с отважным капитаном (руку под козырёк) Вот впереди видна земля (смотрим вдаль) Приплыли в Африку друзья (хлопки)

Физминутка.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой

Плывем с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки)

Повтори слова, где звук Р находится в начале слова. Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расчес­ка, ромашка, рожок, розетка. Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рож­ки, розовый. Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец. Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,' рыбный, рысь, рыжик Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.  Ра : ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира, пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида

Повтори слова, где звук Р находится в начале слова.

Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расчес­ка, ромашка, рожок, розетка.

Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рож­ки, розовый.

Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.

Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,' рыбный, рысь, рыжик

Повтори слова, где звук Р находится в середине слова. Ра : ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира,

пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида

пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида

Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.  Ро : урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, бро­ви, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, про­пуск, срочно. Ру : кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брус­ника, брусок, брус, пружина, срубить. Ры : фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, те­атры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса,

Повтори слова, где звук Р находится в середине слова. Ро : урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, бро­ви, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, про­пуск, срочно.

Ру : кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брус­ника, брусок, брус, пружина, срубить.

Ры : фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, те­атры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса,

Повтори слова, где звук Р находится в конце слова. Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, за­гар, санитар, самовар, базар, пожар, жар. Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор. Ур: бур, тур; шнур, абажур. Ыр: сыр. Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир. Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер. Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр, костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр, зубр. Повтори слова с двумя звуками Р. Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шарова­ры, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор. Послушай рассказ. Назови слова со звуком Р. Игрушки А.Хмелёва У Фёдора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравится играть со своими игрушками.

Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.

Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, за­гар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.

Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.

Ур: бур, тур; шнур, абажур.

Ыр: сыр.

Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.

Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.

Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр,

костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр,

зубр.

Повтори слова с двумя звуками Р.

Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шарова­ры, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.

Послушай рассказ. Назови слова со звуком Р.

Игрушки

А.Хмелёва У Фёдора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравится играть со своими игрушками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!