СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка "Технологическая карта урока курса «Русская словесность» в 8 классе гуманитарного профиля "Самые меткие, «озаряющие» слова, или Эпитеты в произведении словесности" в технологии РКМЧП

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская педагогическая разработка носит практико-ориентированный характер, представляет собой подробную технологическую карту урока русской словесности в 8 классе (Программа "Русская словесность" Альбетковой РИ) в технологии РКМЧП, соответствует требованиям ФГОС ООО. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка "Технологическая карта урока курса «Русская словесность» в 8 классе гуманитарного профиля "Самые меткие, «озаряющие» слова, или Эпитеты в произведении словесности" в технологии РКМЧП»

Авторская методическая разработка урока курса «Русская словесность» в 8 классе гуманитарного профиля

Самые меткие, «озаряющие» слова, или Эпитеты в произведении словесности

ФГОС ООО

Учитель: Чемезова Т. Ф, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

Тип урока: урок актуализации и совершенствования знаний

Технология: РКМЧП

Форма урока: урок любования красотой и богатством русского языка и художественным своеобразием произведений русской словесности

Цели урока: повторить и углубить знания об эпитетах на материале поэтических произведений русской классики, выявить роль эпитетов в произведении словесности, отметить мастерство классиков в отборе самых точных и нужных слов.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеоролик, учебная презентация, раздаточный материал (карточки с текстами, карточка-информатор для учеников-консультантов), толковые словари, словари эпитетов (печатный + электронный варианты), сборники стихотворений В.А. Жуковского и А. С. Пушкина.

Технологическая карта урока курса «Русская словесность» по теме «Самые меткие, «озаряющие» слова, или Эпитеты в произведении словесности», 8 класс гуманитарного профиля

Планируемые образовательные результаты

Предметные:


- Углубление знаний о понятии «эпитет» и его роли в произведении словесности

- Расширение значения литературоведческих понятий.

- Интерпретация художественных и жанровых особенностей поэтического текста русских поэтов-классиков.

- Развитие творческих способностей, образного и теоретического мышления, речевого чутья и речевого слуха.

Метапредметные:


- Постановка цели деятельности на уроке, формулирование учебных задач.

- Структуризация учащимися ранее полученных и новых знаний.

- Определение и обобщение понятия.

- Рассуждение на основе сравнения разных точек зрения, умение участвовать в дискуссии, уважая чужое мнение.

- Умение формулировать и выражать своё мнение и позицию группы.

- Работа с разными источниками информации и текстами произведений русской словесности (наблюдение, нахождение, анализ, применение в самостоятельной деятельности, обобщение, формулирование выводов).

- Развитие критического мышления.

- Организация совместной деятельности с учителем и учащимися на основе сотрудничества.

- Владение основами самоконтроля, самооценки и самоанализа.

Личностные:


- Развитие в процессе освоения учебной информации и текста произведений словесности понимания учащимися вечных нравственных ценностей и законов.

- Развитие чувства прекрасного, любви к родному языку и гордости за богатое культурное наследие своей страны.

- Развитие устойчивой положительной мотивации к обучению и познанию, к самореализации и самовыражению в учебной деятельности.

- Развитие эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств.

Этапы урока / задачи

Деятельность учителя/ приёмы

Деятельность учащихся

Первая стадия (фаза)

Вызов

- Анализ содержания темы занятия и постановка учебных задач.

- Создание условий для погружения в тему и творческую атмосферу урока, поддержание интереса к теме занятия, активизация учебной деятельности.

- Актуализация знаний учащихся (вызов уже имеющихся знаний), создание ситуации успеха и ситуации затруднения.


Предлагает учащимся проанализировать ключевые слова темы и сформулировать цели и задачи урока (прогнозирование деятельности). В случае затруднения задаёт наводящие вопросы. Фиксирует задачи урока на доске.

Создаёт учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Организует учебную деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний, приводящую к осознанию неполноты (несовершенства) знания.

Мозговой штурм:

– Что нам уже известно об эпитете? (в группах)

– Давайте попробуем создать кластер «Эпитет» (коллективная работа, учитель фиксирует информацию на доске или отражает результаты работы на экране).

Предлагает вспомнить формулу определения понятия:

П – это (родовой признак) + видовые (отличительные, существенные) признаки данного понятия. Например: Эпитет – это вид тропа, художественное образное определение, которое .

Переход к следующему этапу – цитата Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Но она может быть разной.

Рассказывает учащимся о случае, бывшем с европейскими туристами в Японии, описанном В. Солоухиным:

«… Японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. Когда же туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. В программе было написано: с 9 утра до 11.30 – любование.

Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты».

Пусть сегодня и наше занятие будет уроком любования, постижения красоты, богатства и неисчерпаемых возможностей русского языка. Включает учащихся в атмосферу творчества и любования посредством просмотра видеоролика.[4]

[https://www.youtube.com/watch?v=gDd6ylyiw_c&t=6s ]

Организует беседу, выявляющую восприятие увиденного и услышанного.

Предлагает учащимся распечатки текста стихотворения для ознакомительного чтения элегии Жуковского. Задаёт вопросы по содержанию, предлагает найти изобразительно-выразительные средства и рассказать о роли эпитетов.

Знакомит учащихся с цитатами об особенностях изображения мира природы в стихотворениях В. А. Жуковского, предлагает сравнить, высказать свою точку зрения, обосновать её.

Цитаты: В.Г. Белинский: «…Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца...». [3]

Г.А. Гуковский: «Итак, основная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы – не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом. Само собой разумеется, «тезис» Жуковского о невыразимости души человеческим словом – лишь поэтический образ. Ведь всё стихотворение создано только для того, чтобы всё-таки выразить «невыразимое», – и это есть главная задача Жуковского-поэта». [3]

Из сочинения, взятого на сайте https://obrazovaka.ru:

«Тема стихотворения – совершенство природы, её непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства. Идея сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Что наш язык земной пред дивною природой? «Но льзя ли мёртвое в живое передать?», «Всё необъятное в единый вздох теснится и лишь молчание понятно говорит». [5]


Приёмы: прогнозирование, мозговой штурм, погружение (видео), кластер, конфликт знаний, таблица аргументов, работа с поэтическим текстом, поиск ответов на вопросы.

Формы работы: индивидуальная, парная или групповая (по выбору)

Анализируют ключевые слова темы, прогнозируют и формулируют цели и задачи урока.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают их, актуализируют имеющиеся знания об эпитете в группе (мозговой штурм) и в коллективной работе по составлению кластера, формулируют понятие «эпитет», отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют границы своего знания / незнания. Отмечают, какие свойства эпитета им пока не известны. Фиксируют (?).

Слушают рассказ, смотрят видеоролик «Невыразимое» (На фоне музыки и прекрасных пейзажей звучит элегия В. А. Жуковского «Невыразимое»).

Включаются в процесс любования – постигают красоту мира и звучащего поэтического слова.

Делятся впечатлениями от просмотра:

– Что понравилось, удивило, о чём заставило задуматься стихотворение поэта?

– Что больше впечатлило: музыка, пейзажи или язык стихотворения?

Работают с текстом стихотворения, интерпретируют его в свободной форме.

Называют найденные в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства:

Метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мёртвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и лёгкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие», «мысль крылата».

Сравнения – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

Оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит».

Отвечают на вопрос:

– Какую роль играют эпитеты в стихотворении?


Выражают своё отношение к приведённым цитатам, определяющим воплощение творческого замысла Жуковского.

Высказывают свою собственную точку зрения, аргументируют.


Делают вывод о богатстве художественного мира В.А. Жуковского, его поэтического языка, которым он мастерски владеет, как и умением использовать изобразительно-выразительные средства.


Вторая стадия (фаза) Осмысление

- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с источниками информации, поиск новых знаний (постепенное продвижение от старого знания к новому).

- Организация поисковой деятельности учащихся.

- Возвращение к кластеру, дополнение его новыми знаниями.

- Афиширование результатов работы групп (пар), обсуждение, выбор наиболее удачных вариантов.

- Наблюдение, анализ, выполнение творческих заданий на основе полученных знаний.







Задаёт проблемный вопрос: «Известный историк литературы А.Н. Веселовский назвал пейзажи Жуковского «пейзажами души». Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим высказыванием? Какие аргументы можете привести в подтверждение своего мнения?

Фиксирует «повисший» вопрос об аргументации собственного мнения из-за недостатка знаний.

Предлагает учащимся поработать с различными источниками информации об эпитете: статьёй учебника «Русская словесность» (стр. 202-205), статьёй пособия О. В. Загоровской об эпитете (стр.4-6). [1, 7]

Фиксирует в знаковой форме дополнения учащихся в кластере «Эпитет» (происхождение понятия, возможные способы выражения эпитетов, их функции, существующие классификации).

Организует беседу по сложным и неоднозначным вопросам (например, о классификации эпитетов).


Возвращает к проблемному вопросу о «пейзажах души» Жуковского. Предлагает 1) ознакомительное и 2) выразительное чтение элегии В.А. Жуковского «Море». Предлагает ответить на вопросы и выполнить задание, проверяющее уровень усвоения нового знания, включает учащихся в поисковую деятельность.

Выслушивает ответы учащихся, в коллективно-распределённой деятельности совместно с учащимися выбирает наиболее удачный вариант:

1 группа эпитетов (изобразительные): лазурное (море), необъятное (лоно), далёкое, светлое (небо);

2 группа эпитетов (эмоционально-оценочные): безмолвное (море), смятенной (любовью), тревожная (дума), глубокая (тайна), напряжённая (грудь), таинственная (жизнь), испуганные (волны).

Примечание: (Если возникают трудности в определении основания для деления эпитетов на группы, задаёт наводящий вопрос: Можно ли создать «пейзаж души», используя только изобразительные эпитеты?)

Координирует мыслительную деятельность учащихся, при необходимости помогает учащимся сформулировать вывод по результатам поисковой деятельности: Литературовед А.Н. Веселовский прав, называя поэтические пейзажи Жуковского «пейзажами души», т.к. поэт в своём творчестве преимущественно использует эмоциональные эпитеты, говорящие не о самом предмете / явлении, а о впечатлении, которое он производит на ЛГ и читателя.

Приводит слова В.Г. Белинского о том, что Жуковский «открыл русской поэзии душу человеческую», и ещё: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

При наличии времени использует доп. материал*: В.А. Жуковский видел в А.С. Пушкине своего счастливого преемника. В ответ на подношенье недавно вышедшей поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя…» – можно сначала спросить учащихся, если не знают, рассказать.


Предлагает учащимся прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «К морю», в котором пропущены все эпитеты, высказать своё мнение о возможности существования стихотворения в таком деформированном виде, восстановить текст, предложив свои варианты эпитетов.

После афиширования результатов показывает на экране пушкинский вариант для самопроверки и обсуждения.

Александр Пушкин

К морю


Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.


Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.


Говорит учащимся, что даже при выполнении небольшого задания они могли почувствовать, как сложно подобрать эпитет, который бы точно передавал авторскую мысль. Даже мастера слова по многу раз правят текст. Предлагает учащимся ещё одну учебную задачу:

– Всем вам знакомы строчки из стихотворения А.С. Пушкина

«Зимнее утро»:


…Под голубыми небесами

(можно попросить учащихся продолжить стихотворение)


Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…


Продолжает:

– Но не всем известен первоначальный вариант:

(демонстрирует варианты на экране для сопоставления)


… Под голубыми небесами

Необозримыми коврами,

Лежит, как саван, белый снег…


Задаёт вопросы (первоначально предлагает учащимся сформулировать вопросы к данному материалу, корректирует формулировки вопросов). Координирует деятельность учащихся, наблюдает за работой групп, при необходимости консультирует.


















Благодарит учащихся за работу и предлагает передохнуть – сыграть в игру «Верите ли вы?»


1. Верите ли вы, что существуют специальные словари эпитетов?

2. Верите ли вы, что прилагательное железный и серебряный, являются эпитетами в ряду СС: железная кровать, железный характер, серебряная ложка, серебряный ключ (в значении – родник)?

Примечание: железная кровать и серебряная ложка – обычные логические определения, формирующие видовые понятия по отношению к родовым (кровать, ложка).

3. Верите ли вы, что сведения об эпитетах встречаются ещё в сочинениях античных мыслителей (Аристотеля, Квинтилиана, Деметрия и др.)?

4. Верите ли вы, что в фольклорных произведениях использовались преимущественно постоянные эпитеты?

5. Верите ли вы, что у существительного снег 1000 эпитетов, зафиксированных в словаре эпитетов?

6. Верите ли вы, что у существительного снег 100 эпитетов, зафиксированных в словаре эпитетов?

Показывает учащимся слайд с ответами для самопроверки, комментирует вместе с учащимися спорные случаи.

Предлагает подобрать эпитеты к слову снег (2 мин.)

Демонстрирует учащимся Словари эпитетов из школьной медиатеки, на экране показывает словарную статью к слову снег.

Предлагает учащимся тексты с отрывками из произведений А.С. Пушкина (по 1 тексту каждой группе), чтобы понаблюдать, какие ещё эпитеты употребляет поэт к слову снег. Доп. – назвать произведение «солнца русской поэзии».


Текст №1 Отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров…


Текст №2 отрывок из стихотворения «В поле чистом серебрится…»


В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.


Текст №3 Отрывок из стихотворения «И.И. Пущину»


Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


Текст №4 Отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.


Приёмы: работа с разными источниками информации, маркировка текста (ЗУХ), анализ поэтического текста (маркировка цветом разных видов эпитетов), дополнение кластера новой информацией, выразительное чтение стихотворения, беседа, поиск ответов на вопросы, игра «Верите ли вы…?», работа с деформированным текстом.

Формы работы: индивидуальная, парная или групповая (по выбору)

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, пытаются аргументировать своё мнение, определяют область своего незнания по теме.

Работают с различными источниками информации об эпитете: статьёй учебника «Русская словесность» (стр. 202-205), статьёй пособия О. В. Загоровской об эпитете (стр.4-6).

Маркируют текст, ставя на полях знаки (ЗУХ)

Находят недостающую в кластере информацию, дополняют кластер в индивидуальной или групповой (парной) работе.

Представляют результаты поисковой деятельности, систематизируют записи недостающей информации в кластере «Эпитет».

Читают и слушают подготовленное выразительное чтение элегии В.А. Жуковского «Море» (опережающее индивидуальное домашнее задание).

Отвечают на вопросы:

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Как вы поняли его смысл?

– Что оно сказало вашей душе?

– Какое изобразительно-выразительное средство помогает поэту создать «пейзаж души», ощутить присутствие воспринимающего природу человека?


Находят и подчёркивают эпитеты маркерами разного цвета, распределив их на 2 группы в зависимости от выполняемой в тексте функции.

Предварительно самостоятельно выбирают и объясняют основания для деления эпитетов на группы, используя новые знания об эпитетах изобразительных и эмоционально-оценочных.

Обсуждают результаты выполнения задания, анализируют итоги своей поисковой деятельности, отмечают подавляющее преимущество эмоционально-оценочных эпитетов над изобразительными, формулируют вывод с использованием цитаты из статьи Г.А. Гуковского:


– Лирика В.А. Жуковского – чарующая, «создающая удивительный музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя».


Работают с деформированным текстом отрывка из стихотворения А.С. Пушкина, в котором пропущены все эпитеты, отмечают необходимого восстановления текста, отмечают роль эпитетов, без которых текст потерял эмоциональность, экспрессивность, предлагают свои варианты художественных образных определений.

Александр Пушкин

К морю


Прощай, (…) стихия!

В ( … ) раз передо мной

Ты катишь волны ( … )

И блещешь ( … ) красой.


Как друга ропот ( … ),

Как зов его в ( … ) час,

Твой ( … ) шум, твой шум ( … )

Услышал я в ( … ) раз.


Примечание:

При затруднении (по желанию) пользуются подсказкой – словами для справок (в н.ф. и произвольном порядке):

Заунывный, прощальный, последний, свободный, голубой, гордый, призывный, грустный, последний.

Восстанавливают текст. Предлагают свои варианты эпитетов. Обсуждают результаты групп. Осуществляют самопроверку и самооценку проделанной творческой работы.


Слушают информацию учителя, подводящую к следующей учебной задаче, смотрят на экран, сравнивают первоначальный и конечный варианты пушкинского стихотворения и отвечают на вопросы:

– Почему поэт заменяет эпитет «необозримые» на эпитет «великолепные»?

– Почему снимает сравнение, как саван?


Работают в группах или парах, осуществляя поисковую деятельность, уточняют лексическое значение слов в лингвистических словарях, высказывают свои гипотезы, обсуждают, отвечают на вопросы и приходят к выводу:

(Великолепный – роскошный, восхитительный, отличающийся великолепием, пышной красотой; разг. – прекрасный, превосходный, отличный.

Необозримый – недоступный обзору, осмотру, неоглядный).

1. При использовании эмоционально-оценочного эпитета великолепными (коврами) изменяется стилистическая и эмоциональная окраска стихотворения, эпитет «великолепными» передаёт восхищение красотой мира природы, открывает величественное и прекрасное в обыкновенном, много раз виденном. Это «озаряющее» слово. А эпитет «необозримыми» можно отнести к изобразительным эпитетам.

2. Слово саван имеет следующие значения: погребальное одеяние, покров из белой ткани для покойников; перен. / Книжн. – Покров (снега, льда, тумана и т.п.)

Сравнение, как саван, вызывает у читателей неприятные ассоциации со смертью, что приводит к снижению художественного образа, изменяет стилистическую и эмоциональную окраску, а блестя (эпитет) на солнце – создаёт совершенно иную тональность и эмоциональную окраску – света, радости, праздника.


Играют в игру «Верите ли вы?», нумеруют вопросы, ставят + или – .


Осуществляют самопроверку:

  1. +

  2. +

  3. +

  4. +

Проверяют, задают вопросы, комментируют выбор ответа.

Подбирают эпитеты к слову снег в фиксированном времени (2 мин.)

Зачитывают примеры, отмечают повторяющиеся слова.

Примерный список эпитетов: великолепный, роскошный, пышный, чудный, сказочный, ослепительный, богатый, царский, чудесный, бесподобный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, дивный, божественный и т.п.


Работают с текстами стихотворений в группах, находят эпитеты, озвучивают, дополняют свой список эпитетами: розовый, волнистый, рябой, печальный, весёлый. Отмечают антонимию последних двух эпитетов.










Делают промежуточный вывод:


Эпитет играет большую роль в произведениях словесности, поэты искусно используют этот троп в своих произведениях. С помощью эпитетов создается образная картина художественного произведения, позволяющая читателям во всей полноте представить описываемые события, почувствовать авторское отношение / оценку.

Третья стадия (фаза)

Рефлексия

- Осмысление, присвоение и обобщение полученной учебной информации.

- Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.

- Осознание собственного отношения к материалу.









Предлагает учащимся посмотреть записи, сделанные в процессе урока, систематизировать и обобщить сведения об эпитете, озвучить в группе рассказ об эпитете, задействовав всех членов группы.

Написать синквейн «Эпитет».

(Правила написания синквейна учащимся известны.)





















Приёмы: ответы на поставленные вопросы, работа с поэтическим текстом, исследование по отдельным вопросам темы, практические, творческие задания на основе полученной информации, пополнение копилки знаний, оформление кластеров или опорных конспектов (для сильных учащихся), написание синквейнов по теме «Эпитет»


Формы работы: индивидуальная, парная или групповая (по выбору)

Систематизируют и обобщают материал по теме «Эпитет» на основе кластера, проговаривают и закрепляют новые сведения, полученные в процессе учебной деятельности на уроке. Ученики консультанты, используя карточку-информатор, корректируют рассказ об эпитете и записи в тетради (кластер учеников).


Выполняют творческое задание: пишут синквейн «Эпитет». Зачитывают свои варианты.

Анализируют собственный мыслительный путь, учебную деятельность по достижению поставленных целей и задач урока.


Примеры синквейнов, придуманных учащимися:

Кристина Ш.

Эпитет.

Прекрасный и возвышенный.

Открывает, удивляет и возвышает.

Вот чудо, что существует!

Обновление.

Оля К.

Эпитет.

Меткий и свежий.

Опишет, обновит и удивит.

Состояние души ЛГ передаст.

Озарение.

Таня К.

Эпитет.

Яркий и звучный.

Приходит, и слова оживают.

Украшение.

Ксюша Б.

Эпитет.

Торжественный и необычный.

Описывает, изображает, выражает.

Рождает из ничего – необъятное.

Прародитель.

Домашнее задание

по выбору учащихся

(комментируется учителем)

  1. Приготовить устный рассказ об эпитете на основе кластера (ОК) или написать небольшую словарную статью «Эпитет» для школьного литературоведческого словаря.

  2. Придумать творческое задание по теме для одноклассников на основе небольшого стихотворного отрывка, или написать небольшую зарисовку любимого времени года (или состояния природы), используя эпитеты, чтобы украсить, озарить вашу художественную картину мира, или дать развёрнутый ответ на вопрос (устно или письменно – по выбору):

Согласны ли вы с утверждением Горация о том, что «слова должны удивляться своему соседству»?

(Ответ на вопрос, комментарий смысла цитаты +2-3 аргумента и вывод).

Примечание: Выполняется один из вариантов задания №1 и один из вариантов задания №2!


Для подготовки к ВсОШ по литературе в качестве рекомендации: Русская классика. Начало. В.А. Жуковский «Невыразимое» – стихотворный манифест. Проект «Арзамаса», лектор Н. Шапиро. [6]

https://www.youtube.com/watch?v=KcOLK2AcW7E



Литература и источники:

  1. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учеб. пособие / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2013

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб.: «Норинт», 2002

  3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. / – URL: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/gukovskij-russkie-romantiki/1-punkt-5.htm (дата обращения: 11.08.2022).

  4. Денежкин И. Невыразимое. / – URL: https://www.youtube.com/watch?v=gDd6ylyiw_c&t=6s (дата обращения: 11.08.2022)

  5. Кучминская Н.В. Краткий анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». / – URL: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/nevyrazimoe.html (дата обращения: 11.08.2022)

  6. Русская классика. Начало. В.А. Жуковский «Невыразимое» – стихотворный манифест. Проект «Арзамаса». / – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KcOLK2AcW7E (дата обращения: 12.08.2022)

  7. Загоровская О. В. Средства выразительности в тексте. / – URL: https://studfile.net/preview/3207869/ (дата обращения: 12.08.2022)

  8. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. ФГОС. – М.: Просвещение, 2014



Приложение 1

Варианты электронных кластеров «Эпитет», коллективно составленных в начале урока





Приложение 2

Карточка-информатор для учеников-консультантов (сжатый (для записи) и подробный вариант для консультирования

ОК Эпитеты

Эпитеты (в пер. с греч. – приложение, прибавление) – это вид тропа, художественные образные определения, отмечающие существенную, отличительную черту в изображаемом явлении.

Способы выражения:

  1. имена прилагательные,

  2. имена существительные,

  3. наречия,

  4. деепричастия и деепричастные обороты,

  5. местоимения,

  6. причастия и причастные обороты:

Функции эпитетов в произведении словесности:

  • усиливать, подчёркивать характерные признаки предметов;

  • характеризовать, оценивать, индивидуализировать предмет или явление, переносить на него своё значение;

  • уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);

  • создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона;

  • передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Сфера употребления: художественный, публицистический, разговорный и научно-популярный стили речи.

NB! В зависимости от стилистического назначения и выражения авторской оценки условно выделяют 2 группы эпитетов: 1) изобразительные – не привносят прямую оценку, не передают чувств, настроений ЛГ; 2) эмоционально-оценочные – ясно выражают отношение к изображаемому и передают чувства, настроение ЛГ (лирического героя).

Классификация эпитетов:

  1. С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

  • общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны);

  • индивидуально-авторские (умильная прелесть (Ф.И. Тютчев), кудрявый сумрак (С.А. Есенин);

  • народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец, поганый половец).

  1. По составу: простые (одно однокорневое слово – поля пустые), сложные (сложные слова, два слова или СС – солнцеликая дева, огненно-рыжие волосы, «весенней, гулкой ранью» (С.А. Есенин), «берег, милый для меня» (А.С. Пушкин).

  2. Примечание: существуют и другие подходы к классификации эпитетов.







  1. Карточка-информатор по теме « Эпитет»

Эпитеты (в пер. с греч. – приложение, прибавление) – это вид тропа, яркие, «озаряющие» слова, художественные образные определения, отмечающие существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

Способы выражения:

  1. имена прилагательные: грустно-сиротеющая земля (Ф.И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И.А. Бунин);

  2. имена существительные в качестве приложений или сказуемых: волшебница-зима; мать – сыра земля;

  3. наречия: На севере диком стоит одиноко... (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

  4. деепричастия и деепричастный оборот: волны несутся, гремя и сверкая (Ф.И. Тютчев),, блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин);

  5. местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души: Ведь были схватки боевые, / Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

  6. причастия и причастные обороты: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак), Вы идёте по зелёной, испещрённой тенями дорожке; причастия и прилагательные могут подвергаться субстантивации: Но льзя ли в мёртвое живое передать? (В.А. Жуковский).


Функции эпитетов в произведении словесности:


  • усиливать выразительность и образность нашей речи, обогащать содержание высказывания, подчёркивать какие-либо характерные признаки предметов: Меж скал блуждая, желтый луч // В пещеру дикую прокрался // И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);

  • характеризовать, оценивать, индивидуализировать предмет или явление, переносить на него свое значение, участвуя в создании художественного образа;

  • уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): Лес, точно терем расписной, // Лиловый, золотой, багряный… – цепочка эпитетов И. А. Бунин);

  • создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

  • передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: Дурно пахнут мёртвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский).

Сфера употребления: широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

NB! В зависимости от стилистического назначения и характера выражения авторской оценки, эпитеты (условно!) делятся на 2 группы:

Эпитеты



изобразительные (1) эмоционально-оценочные (2)

  1. – не привносят прямую оценку, не передают чувств, настроений ЛГ

  2. – ясно выражают отношение к изображаемому и передают чувства, настроение ЛГ.

Классификация эпитетов



  1. С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

  • общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны);

  • индивидуально-авторские (умильная прелесть (Ф.И. Тютчев), кудрявый сумрак (С.А. Есенин);

  • народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец, поганый половец).

  1. По составу: простые (одно однокорневое слово – поля пустые), сложные (сложные слова, два слова или СС – солнцеликая дева, огненно-рыжие волосы, «весенней, гулкой ранью» (С.А. Есенин), «берег, милый для меня» (А.С. Пушкин).

Примечание: существуют и другие подходы учёных к классификации эпитетов, вопрос об эпитетах недостаточно изучен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!