Первая стадия (фаза) Вызов - Анализ содержания темы занятия и постановка учебных задач. - Создание условий для погружения в тему и творческую атмосферу урока, поддержание интереса к теме занятия, активизация учебной деятельности. - Актуализация знаний учащихся (вызов уже имеющихся знаний), создание ситуации успеха и ситуации затруднения. | Предлагает учащимся проанализировать ключевые слова темы и сформулировать цели и задачи урока (прогнозирование деятельности). В случае затруднения задаёт наводящие вопросы. Фиксирует задачи урока на доске. Создаёт учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Организует учебную деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний, приводящую к осознанию неполноты (несовершенства) знания. Мозговой штурм: – Что нам уже известно об эпитете? (в группах) – Давайте попробуем создать кластер «Эпитет» (коллективная работа, учитель фиксирует информацию на доске или отражает результаты работы на экране). Предлагает вспомнить формулу определения понятия: П – это (родовой признак) + видовые (отличительные, существенные) признаки данного понятия. Например: Эпитет – это вид тропа, художественное образное определение, которое . Переход к следующему этапу – цитата Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Но она может быть разной. Рассказывает учащимся о случае, бывшем с европейскими туристами в Японии, описанном В. Солоухиным: «… Японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. Когда же туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. В программе было написано: с 9 утра до 11.30 – любование. Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты». Пусть сегодня и наше занятие будет уроком любования, постижения красоты, богатства и неисчерпаемых возможностей русского языка. Включает учащихся в атмосферу творчества и любования посредством просмотра видеоролика.[4] [https://www.youtube.com/watch?v=gDd6ylyiw_c&t=6s ] Организует беседу, выявляющую восприятие увиденного и услышанного. Предлагает учащимся распечатки текста стихотворения для ознакомительного чтения элегии Жуковского. Задаёт вопросы по содержанию, предлагает найти изобразительно-выразительные средства и рассказать о роли эпитетов. Знакомит учащихся с цитатами об особенностях изображения мира природы в стихотворениях В. А. Жуковского, предлагает сравнить, высказать свою точку зрения, обосновать её. Цитаты: В.Г. Белинский: «…Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца...». [3] Г.А. Гуковский: «Итак, основная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы – не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом. Само собой разумеется, «тезис» Жуковского о невыразимости души человеческим словом – лишь поэтический образ. Ведь всё стихотворение создано только для того, чтобы всё-таки выразить «невыразимое», – и это есть главная задача Жуковского-поэта». [3] Из сочинения, взятого на сайте https://obrazovaka.ru: «Тема стихотворения – совершенство природы, её непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства. Идея сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Что наш язык земной пред дивною природой? «Но льзя ли мёртвое в живое передать?», «Всё необъятное в единый вздох теснится и лишь молчание понятно говорит». [5] Приёмы: прогнозирование, мозговой штурм, погружение (видео), кластер, конфликт знаний, таблица аргументов, работа с поэтическим текстом, поиск ответов на вопросы. Формы работы: индивидуальная, парная или групповая (по выбору) | Анализируют ключевые слова темы, прогнозируют и формулируют цели и задачи урока. Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают их, актуализируют имеющиеся знания об эпитете в группе (мозговой штурм) и в коллективной работе по составлению кластера, формулируют понятие «эпитет», отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют границы своего знания / незнания. Отмечают, какие свойства эпитета им пока не известны. Фиксируют (?). Слушают рассказ, смотрят видеоролик «Невыразимое» (На фоне музыки и прекрасных пейзажей звучит элегия В. А. Жуковского «Невыразимое»). Включаются в процесс любования – постигают красоту мира и звучащего поэтического слова. Делятся впечатлениями от просмотра: – Что понравилось, удивило, о чём заставило задуматься стихотворение поэта? – Что больше впечатлило: музыка, пейзажи или язык стихотворения? Работают с текстом стихотворения, интерпретируют его в свободной форме. Называют найденные в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства: Метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мёртвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата». Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и лёгкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие», «мысль крылата». Сравнения – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит». Отвечают на вопрос: – Какую роль играют эпитеты в стихотворении? Выражают своё отношение к приведённым цитатам, определяющим воплощение творческого замысла Жуковского. Высказывают свою собственную точку зрения, аргументируют. Делают вывод о богатстве художественного мира В.А. Жуковского, его поэтического языка, которым он мастерски владеет, как и умением использовать изобразительно-выразительные средства. |
Вторая стадия (фаза) Осмысление - Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с источниками информации, поиск новых знаний (постепенное продвижение от старого знания к новому). - Организация поисковой деятельности учащихся. - Возвращение к кластеру, дополнение его новыми знаниями. - Афиширование результатов работы групп (пар), обсуждение, выбор наиболее удачных вариантов. - Наблюдение, анализ, выполнение творческих заданий на основе полученных знаний. | Задаёт проблемный вопрос: «Известный историк литературы А.Н. Веселовский назвал пейзажи Жуковского «пейзажами души». Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим высказыванием? Какие аргументы можете привести в подтверждение своего мнения? Фиксирует «повисший» вопрос об аргументации собственного мнения из-за недостатка знаний. Предлагает учащимся поработать с различными источниками информации об эпитете: статьёй учебника «Русская словесность» (стр. 202-205), статьёй пособия О. В. Загоровской об эпитете (стр.4-6). [1, 7] Фиксирует в знаковой форме дополнения учащихся в кластере «Эпитет» (происхождение понятия, возможные способы выражения эпитетов, их функции, существующие классификации). Организует беседу по сложным и неоднозначным вопросам (например, о классификации эпитетов). Возвращает к проблемному вопросу о «пейзажах души» Жуковского. Предлагает 1) ознакомительное и 2) выразительное чтение элегии В.А. Жуковского «Море». Предлагает ответить на вопросы и выполнить задание, проверяющее уровень усвоения нового знания, включает учащихся в поисковую деятельность. Выслушивает ответы учащихся, в коллективно-распределённой деятельности совместно с учащимися выбирает наиболее удачный вариант: 1 группа эпитетов (изобразительные): лазурное (море), необъятное (лоно), далёкое, светлое (небо); 2 группа эпитетов (эмоционально-оценочные): безмолвное (море), смятенной (любовью), тревожная (дума), глубокая (тайна), напряжённая (грудь), таинственная (жизнь), испуганные (волны). Примечание: (Если возникают трудности в определении основания для деления эпитетов на группы, задаёт наводящий вопрос: Можно ли создать «пейзаж души», используя только изобразительные эпитеты?) Координирует мыслительную деятельность учащихся, при необходимости помогает учащимся сформулировать вывод по результатам поисковой деятельности: Литературовед А.Н. Веселовский прав, называя поэтические пейзажи Жуковского «пейзажами души», т.к. поэт в своём творчестве преимущественно использует эмоциональные эпитеты, говорящие не о самом предмете / явлении, а о впечатлении, которое он производит на ЛГ и читателя. Приводит слова В.Г. Белинского о том, что Жуковский «открыл русской поэзии душу человеческую», и ещё: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». При наличии времени использует доп. материал*: В.А. Жуковский видел в А.С. Пушкине своего счастливого преемника. В ответ на подношенье недавно вышедшей поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя…» – можно сначала спросить учащихся, если не знают, рассказать. Предлагает учащимся прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «К морю», в котором пропущены все эпитеты, высказать своё мнение о возможности существования стихотворения в таком деформированном виде, восстановить текст, предложив свои варианты эпитетов. После афиширования результатов показывает на экране пушкинский вариант для самопроверки и обсуждения. Александр Пушкин К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Говорит учащимся, что даже при выполнении небольшого задания они могли почувствовать, как сложно подобрать эпитет, который бы точно передавал авторскую мысль. Даже мастера слова по многу раз правят текст. Предлагает учащимся ещё одну учебную задачу: – Всем вам знакомы строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: …Под голубыми небесами (можно попросить учащихся продолжить стихотворение) Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Продолжает: – Но не всем известен первоначальный вариант: (демонстрирует варианты на экране для сопоставления) … Под голубыми небесами Необозримыми коврами, Лежит, как саван, белый снег… Задаёт вопросы (первоначально предлагает учащимся сформулировать вопросы к данному материалу, корректирует формулировки вопросов). Координирует деятельность учащихся, наблюдает за работой групп, при необходимости консультирует. Благодарит учащихся за работу и предлагает передохнуть – сыграть в игру «Верите ли вы?» 1. Верите ли вы, что существуют специальные словари эпитетов? 2. Верите ли вы, что прилагательное железный и серебряный, являются эпитетами в ряду СС: железная кровать, железный характер, серебряная ложка, серебряный ключ (в значении – родник)? Примечание: железная кровать и серебряная ложка – обычные логические определения, формирующие видовые понятия по отношению к родовым (кровать, ложка). 3. Верите ли вы, что сведения об эпитетах встречаются ещё в сочинениях античных мыслителей (Аристотеля, Квинтилиана, Деметрия и др.)? 4. Верите ли вы, что в фольклорных произведениях использовались преимущественно постоянные эпитеты? 5. Верите ли вы, что у существительного снег 1000 эпитетов, зафиксированных в словаре эпитетов? 6. Верите ли вы, что у существительного снег 100 эпитетов, зафиксированных в словаре эпитетов? Показывает учащимся слайд с ответами для самопроверки, комментирует вместе с учащимися спорные случаи. Предлагает подобрать эпитеты к слову снег (2 мин.) Демонстрирует учащимся Словари эпитетов из школьной медиатеки, на экране показывает словарную статью к слову снег. Предлагает учащимся тексты с отрывками из произведений А.С. Пушкина (по 1 тексту каждой группе), чтобы понаблюдать, какие ещё эпитеты употребляет поэт к слову снег. Доп. – назвать произведение «солнца русской поэзии». Текст №1 Отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарёю поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров… Текст №2 отрывок из стихотворения «В поле чистом серебрится…» В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой. Текст №3 Отрывок из стихотворения «И.И. Пущину» Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Текст №4 Отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. Приёмы: работа с разными источниками информации, маркировка текста (ЗУХ), анализ поэтического текста (маркировка цветом разных видов эпитетов), дополнение кластера новой информацией, выразительное чтение стихотворения, беседа, поиск ответов на вопросы, игра «Верите ли вы…?», работа с деформированным текстом. Формы работы: индивидуальная, парная или групповая (по выбору) | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, пытаются аргументировать своё мнение, определяют область своего незнания по теме. Работают с различными источниками информации об эпитете: статьёй учебника «Русская словесность» (стр. 202-205), статьёй пособия О. В. Загоровской об эпитете (стр.4-6). Маркируют текст, ставя на полях знаки (ЗУХ) Находят недостающую в кластере информацию, дополняют кластер в индивидуальной или групповой (парной) работе. Представляют результаты поисковой деятельности, систематизируют записи недостающей информации в кластере «Эпитет». Читают и слушают подготовленное выразительное чтение элегии В.А. Жуковского «Море» (опережающее индивидуальное домашнее задание). Отвечают на вопросы: – Понравилось ли вам стихотворение? – Как вы поняли его смысл? – Что оно сказало вашей душе? – Какое изобразительно-выразительное средство помогает поэту создать «пейзаж души», ощутить присутствие воспринимающего природу человека? Находят и подчёркивают эпитеты маркерами разного цвета, распределив их на 2 группы в зависимости от выполняемой в тексте функции. Предварительно самостоятельно выбирают и объясняют основания для деления эпитетов на группы, используя новые знания об эпитетах изобразительных и эмоционально-оценочных. Обсуждают результаты выполнения задания, анализируют итоги своей поисковой деятельности, отмечают подавляющее преимущество эмоционально-оценочных эпитетов над изобразительными, формулируют вывод с использованием цитаты из статьи Г.А. Гуковского: – Лирика В.А. Жуковского – чарующая, «создающая удивительный музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя». Работают с деформированным текстом отрывка из стихотворения А.С. Пушкина, в котором пропущены все эпитеты, отмечают необходимого восстановления текста, отмечают роль эпитетов, без которых текст потерял эмоциональность, экспрессивность, предлагают свои варианты художественных образных определений. Александр Пушкин К морю Прощай, (…) стихия! В ( … ) раз передо мной Ты катишь волны ( … ) И блещешь ( … ) красой. Как друга ропот ( … ), Как зов его в ( … ) час, Твой ( … ) шум, твой шум ( … ) Услышал я в ( … ) раз. Примечание: При затруднении (по желанию) пользуются подсказкой – словами для справок (в н.ф. и произвольном порядке): Заунывный, прощальный, последний, свободный, голубой, гордый, призывный, грустный, последний. Восстанавливают текст. Предлагают свои варианты эпитетов. Обсуждают результаты групп. Осуществляют самопроверку и самооценку проделанной творческой работы. Слушают информацию учителя, подводящую к следующей учебной задаче, смотрят на экран, сравнивают первоначальный и конечный варианты пушкинского стихотворения и отвечают на вопросы: – Почему поэт заменяет эпитет «необозримые» на эпитет «великолепные»? – Почему снимает сравнение, как саван? Работают в группах или парах, осуществляя поисковую деятельность, уточняют лексическое значение слов в лингвистических словарях, высказывают свои гипотезы, обсуждают, отвечают на вопросы и приходят к выводу: (Великолепный – роскошный, восхитительный, отличающийся великолепием, пышной красотой; разг. – прекрасный, превосходный, отличный. Необозримый – недоступный обзору, осмотру, неоглядный). 1. При использовании эмоционально-оценочного эпитета великолепными (коврами) изменяется стилистическая и эмоциональная окраска стихотворения, эпитет «великолепными» передаёт восхищение красотой мира природы, открывает величественное и прекрасное в обыкновенном, много раз виденном. Это «озаряющее» слово. А эпитет «необозримыми» можно отнести к изобразительным эпитетам. 2. Слово саван имеет следующие значения: погребальное одеяние, покров из белой ткани для покойников; перен. / Книжн. – Покров (снега, льда, тумана и т.п.) Сравнение, как саван, вызывает у читателей неприятные ассоциации со смертью, что приводит к снижению художественного образа, изменяет стилистическую и эмоциональную окраску, а блестя (эпитет) на солнце – создаёт совершенно иную тональность и эмоциональную окраску – света, радости, праздника. Играют в игру «Верите ли вы?», нумеруют вопросы, ставят + или – . Осуществляют самопроверку: + – + + – + Проверяют, задают вопросы, комментируют выбор ответа. Подбирают эпитеты к слову снег в фиксированном времени (2 мин.) Зачитывают примеры, отмечают повторяющиеся слова. Примерный список эпитетов: великолепный, роскошный, пышный, чудный, сказочный, ослепительный, богатый, царский, чудесный, бесподобный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, дивный, божественный и т.п. Работают с текстами стихотворений в группах, находят эпитеты, озвучивают, дополняют свой список эпитетами: розовый, волнистый, рябой, печальный, весёлый. Отмечают антонимию последних двух эпитетов. Делают промежуточный вывод: Эпитет играет большую роль в произведениях словесности, поэты искусно используют этот троп в своих произведениях. С помощью эпитетов создается образная картина художественного произведения, позволяющая читателям во всей полноте представить описываемые события, почувствовать авторское отношение / оценку. |