МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № от «___» августа 2020 г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/Уртаева В.В. «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор __________/Чернуцкая Н.А. «___» августа 2020 г. |
МБОУ "СОШ № 1 ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
П.В. МАСЛЕННИКОВА СТ. АРХОНСКАЯ"
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ
" ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ"
Учителя математики МБОУ "СОШ № 1
им. Героя Советского
Союза П.В. Масленникова
ст. Архонская"
Пригородного района РСО-А
Кусей Л.А.
Возраст учащихся: 12-15 лет
Срок реализации: 2 года
2020-2021 учебный год
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Программа кружка «За страницами математики» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Она составлена на основе:
Закона РК «Об образовании»,
Типовым правилам деятельности организаций дополнительного образования для детей (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Актуальность авторской программы состоит в том, что математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 7 класса к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.
Отличительной особенностью данной авторской программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.
Материалы программы содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Программа кружка «Увлекательная математика» рассчитана на учащихся 7-8 классов (11-15 лет), проявляющих интерес к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.
Общее количество часов - 74 часа, количество часов в год – 32 часа, количество часов в неделю – 1 час, продолжительность занятия – 40 минут. Форма обучения – очная.
Цель программы:
Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.
Задачи курса:
Образовательные:
• привитие интереса к изучению предмета;
• расширение и углубление знаний по предмету;
• выявление математического таланта у детей;
• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;
• формирование навыков научно-исследовательской работы.
Развивающие:
• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;
• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;
• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;
• воспитанию терпения, настойчивости, воли.
Особенности курса
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой с использованием современных математических информационных систем.
Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека". Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей, что позволяет учителю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Формы занятий.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Занятия носят практическую направленность: теоретический материал составляет 1/3 часть, а практический материал – 2/3 части.
Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:
Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
Опрос-итог: в конце занятия учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.
Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
«Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».
Целью работы является выбор методики и методические рекомендации по проведению кружковых занятий в основной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что предложенная методика будет способствовать сохранению достаточно высокого общекультурного уровня математического образования, раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, формированию их личности.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
Определить психолого-педагогические и методические особенности кружковой работы в основной школе.
Изучить содержание и методику организации кружковой работы в основной школе.
Предложить методические рекомендации по проведению кружковых занятий по математике в основной школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны и апробированы:
Учебные материалы для организации кружковой работы в основной школе.
Составлено планирование на год из расчета 1 час в неделю для 7,8 классов.
Таким образом, в качестве основных результатов исследования выступают:
Методические положения об организации кружковой работы в основной школе через уровневую и профильную дифференциацию;
Разработка содержания и методики организации кружковой работы в основной школе;
Методические рекомендации для учителей по практическому применению данной темы.
Планируемые результаты
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Структура программы:
Программа рассчитана для обучающихся 7 -8 классов. Общее количество часов – 74 (32часа 1 год, 32 часа 2 год). Продолжительность обучения 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план (по годам обучения).
Учебно-тематический план 1 года.
7 класс.
№п/п разделов и тем | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов , в том числе | Форма контроля | Примечания |
теоретические | практические |
| Организационное занятие. Математическая смесь. | 0,5 | 0,5 | беседа | |
| Из истории математики: История развития математики. б)Счет у первобытных людей. | 0,5 | 0,5 | подготовка творческих работ | |
| Как измеряли в древности. Старые русские меры | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Запись цифр и действий у других народов. Действия с римскими цифрами. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Решение олимпиадных задач | 4 | 4 | проверочные карточки-задания | |
| Приемы устного счета. | 1 | 1 | проверочные карточки-задания | |
| Математика и шифры. Расшифровка записей. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Комбинации и расположения. | 2 | 2 | работа по карточкам | |
| Логические задачи. | 2 | 2 | фронтальный опрос | |
| Соревнование «Математическая регата». | | 1 | игра | |
| Решение задач на взвешивание | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Решение задач на переливание | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Решение задач на проценты | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Задачи на «смеси и сплавы». | 1 | 2 | работа по карточкам | |
| Простейшие математические фокусы. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Игра «Математическое ралли» | | 1 | игра | |
| Лист Мебиуса | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | | 1 | | |
Итого | 14 | 18 | | |
Итого | 32 часа | | |
Учебно-тематический план 2 года.
8 класс.
№п/п разделов и тем | Наименование разделов и тем | Дата | Форма контроля | Примечания |
теоретические | практические |
| Организационное занятие. Олимпиадные задачи, их особенности. | 1 | 1 | беседа | |
| Математические софизмы, фокусы и головоломки. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Простейшие преобразования графиков | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Системы уравнений и методы их решения. | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Головоломки в картинках. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| Судоку. Японская головоломка. | 1 | 1 | подготовка творческих работ | |
| «Математическое поле чудес» | | 1 | игра | |
| Задачи на равномерное движение. | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Задачи на расход материалов и денежных средств. | 1 | 1 | фронтальный опрос, работа по карточкам | |
| Решение задач на проценты | 1 | 1 | фронтальный опрос, работа по карточкам | |
| Простейшие геометрические задачи | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Решение задач. | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Геометрия в открытом поле. Площадь участка. | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Простейшие геометрические задачи | 1 | 1 | работа по карточкам | |
| Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | | 1 | | |
Итого | 14 | 18 | | |
Итого | 32 часа | | |
Решение олимпиадных задач
Цель – развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Теория: Олимпиадные задачи, их особенности. Математические софизмы, фокусы и головоломки. Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. Головоломки в картинках.
Практическая часть: решение нестандартных, олимпиадных задач; мозговой штурм, эвристические беседы.
Алгебраические задачи
Цель –научить решать задачи практического характера по алгебре, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Задачи на равномерное движение, на расход материалов и денежных средств. Решение задач с помощью уравнений и системы уравнений. Решение задач на проценты
Практическая часть: решение задач прикладной направленности с помощью уравнений и систем уравнений. Задачи « Проценты в нашей жизни». Решение задач из ГИА.
Занимательная геометрия
Цель –научить решать задачи практического характера по геометрии, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Решение задач с использованием свойств треугольника, « Геометрия в лесу», «Геометрия у реки», « Геометрия в открытом поле» Решение задач по нахождение площади, объёма. Решение старинных задач.
Практическая часть: решения задач прикладной направленности по геометрии, используя различные способы.
Живая геометрия
Цель –научить работать на компьютере с программой « Живая геометрия», создавать интерактивные чертежи, а также выполнять различные измерения.
Теория: Ознакомление с окном программы. Освоение инструментов программы Построение отрезка, середины отрезка. Построение лучей, прямых. Построение пересечений. Построение и измерение углов. Построение биссектрисы угла. Построение многоугольников. Построение окружностей. Построение рисунков по заданным координатам. Выполнение собственной творческой работы. Конкурс творческих работ как итоговое занятие года.
Практическая часть: Решение задач с элементами построения. Выполнение орнаментов и рисунков. Выполнение работ где требуется придумать свои узоры.
Проекты
Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
Софизмы и парадоксы.
Математические фокусы.
Математика и искусство.
Математика и музыка.
Лабиринты.
Палиндромы.
Четыре действия математики.
Древние меры длины.
Возникновение чисел.
Счёты.
Старинные русские меры.
Магические квадраты.
Свои темы проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1 года.
7 класс.
№ п/п тем | Наименование разделов и тем | Дата | Примечания |
планируемая | фактическая |
| Организационное занятие. Математическая смесь. | | | |
| Из истории математики: История развития математики. б)Счет у первобытных людей. | | | |
| Как измеряли в древности. Старые русские меры | | | |
| Как измеряли в древности. Старые русские меры | | | |
| Запись цифр и действий у других народов. Действия с римскими цифрами. | | | |
| Запись цифр и действий у других народов. Действия с римскими цифрами. | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Решение олимпиадных задач | | | |
| Приемы устного счета. | | | |
| Приемы устного счета. | | | |
| Математика и шифры. Расшифровка записей. | | | |
| Комбинации и расположения. | | | |
| Комбинации и расположения. | | | |
| Логические задачи. | | | |
| Логические задачи. | | | |
| Соревнование «Математическая регата». | | | |
| Решение задач на взвешивание | | | |
| Решение задач на переливание | | | |
| Решение задач на проценты | | | |
| Задачи на «смеси и сплавы». | | | |
| Задачи на «смеси и сплавы». | | | |
| Задачи на «смеси и сплавы». | | | |
| Простейшие математические фокусы. | 1 | 1 | |
| Игра «Математическое ралли» | | 1 | |
| Лист Мебиуса | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | | 1 | |
Итого | 14 | 18 | |
Итого | 32 часа | |
Учебно-тематический план 2 года.
8 класс.
№п/п разделов и тем | Наименование разделов и тем | Дата | Примечания |
планируемая | планируемая |
| Организационное занятие. Олимпиадные задачи, их особенности. | | | |
| Олимпиадные задачи, их особенности. | | | |
| Математические софизмы, фокусы и головоломки. | | | |
| Математические софизмы, фокусы и головоломки. | | | |
| Простейшие преобразования графиков | | | |
| Простейшие преобразования графиков | | | |
| Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. | | | |
| Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. | | | |
| Системы уравнений и методы их решения. | | | |
| Системы уравнений и методы их решения. | | | |
| Головоломки в картинках. | | | |
| Головоломки в картинках. | | | |
| Судоку. Японская головоломка. | | | |
| Судоку. Японская головоломка. | | | |
| «Математическое поле чудес» | | | |
| Задачи на равномерное движение. | | | |
| Задачи на равномерное движение. | | | |
| Задачи на расход материалов и денежных средств. | | | |
| Задачи на расход материалов и денежных средств. | | | |
| Решение задач на проценты | | | |
| Решение задач на проценты | | | |
| Простейшие геометрические задачи | | | |
| Простейшие геометрические задачи | | | |
| Геометрия в лесу. Решение задач. | | | |
| Геометрия в лесу. Решение задач. | | | |
| Геометрия у реки | | | |
| Геометрия у реки | | | |
| Геометрия в открытом поле. Площадь участка | | | |
| Геометрия в открытом поле. Площадь участка. | | | |
| Простейшие геометрические задачи | | | |
| Простейшие геометрические задачи | | | |
| Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | | | |
Итого | 14 | 18 | |
Итого | 32 часа | |
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
Компьютер.
Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
Комплект презентаций по математике, истории математики.
Медиатека учителя.
№ | Наименование |
| Программное обеспечение КиМ. Большая энциклопедия. |
| Программное обеспечение КиМ. Уроки алгебры 7-8 класс |
| Программное обеспечение НЕсерьёзные уроки: Учимся анализировать. |
| Программное обеспечение НЕсерьёзные уроки: Учимся думать. |
| Программное обеспечение НЕсерьёзные уроки: Учимся считать. |
| Программное обеспечение НЕсерьёзные уроки: Учимся логически мыслить. |
| Программное обеспечение НЕсерьёзные уроки: Учимся мыслить логически 2. |
| Программное обеспечение 1С: школа. Математика 5 -11 классы. Практикум |
| Программное обеспечение Математикус: "Обучение с приключением" |
| Презентация: Логические задачи «Походные задачки от боцмана» http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/mathem/maturok/integrirovanniy_kurs_matematika_russkiy_5kl.html |
| Презентация: Логические задачи «Вовка Тапочкин в Древней Греции» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=76438&tmpl=lib Novikova Vovka Tapochkin v Drevnejj Grecii[1].rar\Новикова Вовка Тапочкин в Древней Греции - RAR архив, размер исходных файлов 2 298 368 байт |
| Презентация: Логические задачи «Графы» Logunova@yandex.ru |
| Презентация: Логические задачи «Графы. Продолжение» Logunova@yandex.ru |
| Презентация: https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm |
| Презентация: https://logiclike.com/ |
| Презентация: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie |
Список литературы.
Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
Спивак А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.
Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
Власова Т.Г. «Предметная неделя в школе» - Ростов – на – Дону, «Феникс»,2007.
Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах» - Волгоград, издательство «Учитель» 2003.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» - М.: Просвещение, 1989.
Житормирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии» - М.: «педагогика – Пресс», 1994.
Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» - М., 1959.
Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
Лоповок Л.М. «Математика на досуге» - М., Просвещение 1981.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
Пичурин Л.Ф. «за страницами учебника алгебры» - М., Просвещение, 1990.
Спивак А.В. «Математический праздник» - М.: Бюро Квантум, 2007
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.