СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука здоровья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие по профилактике ЗОЖ для учащихся 1-4 классов. Содержит комплекс упражнений, игр, анкет. Можно использовать в работе педагогом для проведения внеурочных занятий. 

Просмотр содержимого документа
«"Азбука здоровья"»




Методическая разработка

(факультативное занятие)








Тема: «Азбука Здоровья»











Выполнила:

социальный педагог

МОУ «Елань-

Коленовская СОШ №1»

Дунаева О.П.






Форма: факультативное занятие

Вид деятельности: познавательная

Направление воспитательной работы: формирование здорового образа жизни 


Пояснительная записка


Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.





Цель: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья




Задачи программы:

Сформировать у детей мотивации к здоровому образу жизни.
2. Сформировать навыки ответственного, бережного отношения к своему здоровью. 
3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
4. Развить у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками






Учебно- тематический план


Тема

Часы

Форма

1.

Основы знаний о здоровом образе жизни

1

Беседа, игры

2.

Воспитание культуры здоровья

1

Анкетирование

3.

Мифы о вредных привычках

1

Беседа, работа по карточкам

4.

Правильное питание – основа здоровья

1

Игры, анкета

5.

Подвижные игры

1

Спортивные мероприятия

6.

Социальный проект «Как прекрасен этот мир»


1

Защита социального проекта

7.

итого

6












Тема №1 «Основы знаний о здоровом образе жизни»

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой

которого является активная деятельность, направленная на

сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который

способствует общественному и индивидуальному здоровью , является

основой профилактики, охраны и укрепления

здоровья народа.

Тема №2 «Воспитание культуры здоровья» 

Воспитание культуры здоровья – создание педагогических условий, обеспечивающих

развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в

соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными

установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками

обоснованного ведения здорового образа жизни. 

Тема №3 «Мифы о вредных привычках». 

Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, по отношению к

самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового

образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином

возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных

привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков. 


Тема №4 « Правильное питание- основа здоровья»
Дети должны узнать о правильном, рациональном питании, режиме питания и

условиях приёма пищи.


Тема №5 « Подвижные и развивающие игры » 
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным

самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в

жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед

строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой,

фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную

активность. 


Тема №6 Социальный проект «Как прекрасен этот мир»

Предусматривает создание роликов, видеофильмов, организация встреч с

людьми творческими, успешными, ведущими здоровый образ жизни, акции

направленные против вредных привычек.



Контроль


К теме №1


Упражнение «Интервью» задаются вопросы:

1.Чем вы больше всего любите заниматься?

2.Любите вы праздники? Почему?

3.Употребляете ли вы алкогольные напитки на праздниках?

 4.Как вы относитесь к курению?

5.Чем они страшны для людей, особенно для детей?

6.Почему же всё-таки люди курят, употребляют алкоголь, наркотики?

7.Сможете ли вы сказать «нет» тем, кто вам предлагает употреблять, алкоголь,

сигареты?


Упражнение «Ценности здорового образа жизни»

Предлагаем встать тем участникам, которые:

по утрам делают зарядку;

катаются на коньках, роликах;

готовы никогда не курить;

умеют плавать;

знают о вреде водки , пива, наркотиков;

добились успеха в каком-либо деле;

умеют сказать «Нет» когда этого требуется;


К теме №2

Анкета ЗОЖ для учащихся
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал

вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из

перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
а) Мыло 
б) Мочалка 
в) Зубная щётка 
г) Зубная паста
д) Полотенце для рук 
е) Полотенце для тела 
ж) Тапочки 
з) Шампунь

  2. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы.

Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
а) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день

остатки пищи.
б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
в) Зубы надо чистить утром и вечером.

 3. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки

а) После прогулки 
б) После посещения туалета 
в) После того, как заправил постель 
г) После игры в баскетбол
д) Перед посещением туалета 
е) Перед едой 
ж) Перед тем, как идёшь гулять 
з) После игры с кошкой или собакой

 5. Как часто ты принимаешь душ?
а) Каждый день 
б) 2-3 раза в неделю 
в) 1 раз в неделю

 6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
а) Положить палец в рот.
б) Подставить палец под кран с холодной водой
в) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 

Каждый правильный ответ 2 балла
Подсчитывается обще количество баллов, набранных учащимся:
30-36 – высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ
24-29 – достаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
18-23 – недостаточная осведомлённость о требованиях ЗОЖ
Меньше 18 – низкий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ


К теме №3


ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в

жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно.

Работа по карточкам:( Список привычек)
1. Прочитай список привычек.
2. Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»
3. Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «–»
4. Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь напротив «?»

После выполнения задания детьми проводится обсуждение.
Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или

полезные.
– Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными. Наиболее опасное

влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние

органы(сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работо-

способность человека, ослабевает зрение, слух, память. Вредными эти привычки

называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают

зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения,

настолько болезненны, что человек не может справиться и погибает. Вывод – лучше

всего не иметь вредных привычек.
По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят

следующие составляющие:
1. Отказ от разрушителей здоровья, т.е. от вредных привычек.
2. Активный двигательный режим.
3. Рациональное питание.
4. Закаливание организма.
5. Личная гигиена. 
6. Положительные эмоции.

К теме №4


Игра «Полезное- неполезное» 
Я сейчас буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопаете в ладоши. Если неполезен, то вы топаете ногами.
Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси,

подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста,

сникерс, яблоки, шоколад, груши, сало.
- Правильное питание- условие здоровья, неправильное

приводит к болезням.
Советы здорового питания: 
1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
2. Остерегайтесь очень острого и соленого.
3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
4. Овощи и фрукты - полезные продукты. 

«Режим дня»  
Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат

“Режим дня»)
(Дети “по цепочке” читают записи на плакате.)
-Скажите, кто из вас соблюдает режим дня? Чей режим дня

похож на этот.(обсуждение)

АНКЕТА «Режим дня»
1. Нужно ли просыпаться каждый день в одно и то же время?
2.Нужно ли завтракать в одно и то же время?
3.Нужно ли ложиться спать в одно и то же время?
4.Нужно ли делать уроки в одно и то же время?
5.Можно ли нарушать свой режим дня?
- Если получилось больше плюсов, то у вас правильный

режим дня, если больше минусов, то вам нужно изменить

свой режим дня, чтобы сохранить свое здоровье.

К теме №5


ИГРА “ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО” 
Встаньте свободно, я буду называть упражнения, которые

вы должны будете выполнить. Вы выполняете упражнения

в том случае, если я произнесу волшебное слово

“пожалуйста”.

Руки вперед, руки вверх, присесть, встать, наклониться, попрыгать, промаршировать.



ШЕРЕНГА 
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та,

тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.

ХИЩНИК 
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый

кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» -

начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.





К теме №6

Степень реализации социального проекта

Защита проекта.





Литература: 
1.Соколов Я.В. «Наш выбор: Здоровый образ жизни», Москва 2010г

 2.Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек» 2009г
3.Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» 2006
6.Усова Т.М. «Приемы психофизической разгрузки» («Здоровье детей» №16 2008 г.)

 7.Журнал «Беспризорник» №10, 2012г



 




 














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!