Просмотр содержимого документа
«Банк заданий по математике для подготовки к тестированию. Тема модуля: «Множества. Комбинаторика»»
6 класс
Банк заданий по математике для подготовки к тестированию (учебник Дорофеев Г.В)
Тема модуля: «Множества. Комбинаторика»
Основные теоретические сведения, необходимые для успешного выполнения теста: (Глава 10 «Множества. Комбинаторика»)
Понятие множества. Виды множеств.
Операции над множествами. Объединение и пересечение множеств.
Понятие кругов Эйлера. Алгоритм решения задач с помощью кругов Эйлера.
Комбинаторные задачи. Метод перебора, метод таблиц
Комбинаторные задачи. Дерево вариантов.
В процессе изучения данного модуля ученик научится/получит возможность:
Описывать совокупности предметов или объектов, задавать множество
различными способами, отыскивать элементы множества по математической модели.
Находить пересечения и объединения множеств.
Строить логические цепи рассуждений. Обосновывать способы решения задач.
Применять метод перебора и таблицы при решении комбинаторных задач.
Применять графы при решении комбинаторных задач
Применять правило умножения для решения комбинаторных задач.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
Уметь совершать операции над множествами
Уметь решать задачи с помощью кругов Эйлера.
Уметь решать комбинаторные задачи используя различные методы.
Примерные практические задания
Понятие множества
1.1 | Запишите на символическом языке соотношения между множествами. |
1.2 | Пусть А – множество натуральных чисел, кратных 5 и В – множество натуральных чисел, кратных 10. Запишите любые шесть чисел, принадлежащих множеству А и шесть любых чисел, принадлежащих множеству В. А: В: |
1.3 | Пусть С – множество чисел кратных 9 и D – множество чисел, кратных 3. Какое соотношение связывает эти множества? Заполните пропуски в предложении: Если число делится на , то оно делится и на , но из того что число делится на , не следует, что оно делится на . |
1.4 | |
1.5 | |
1.6 | |
1.7 | |
1.8 | |
1.9 | |
Операции над множествами
2.1 | Покажите штриховкой множества АВ; АВ. |
2.2 | На схеме прямоугольник изображает всех учащихся 6 класса, круг Ч – те, кто любит чёрный шоколад, а круг Б – тех, кто любит белый шоколад. Штриховкой выделено некоторое подмножество этих шестиклассников. Поставьте в соответствие каждому рисунку соответствующее описание выделенного множества. Те, кто не любит ни чёрный, ни белый шоколад. Те, кто любит и чёрный и белый шоколад. Те, кто любит какой- нибудь один вид шоколада: или чёрный или белый. Те, кто любит белый и не любит чёрный шоколад |
На рисунке прямоугольник изображает всех девятиклассников школы, круг К – те, кто пользуется социальной сетью «ВКонтаке», круг И – те, кто пользуется сетью «Инстаграм». Покажите штриховкой следующие подмножества девятиклассников школы:
Сидят и в «ВКонтаке» и в «Инстаграме».
Не пользуются ни той, ни другой сетью.
Сидят только в
«ВКонтакте».
Сидят только в
«Инстаграме».
Пользуются хотя бы одной социальной сетью.
Элементы множеств А и В обозначены на схеме точками. Сколько элементов содержит:
Множество А Множество В Множество АВ Множество АВ
Изобразите на схеме следующую ситуацию: множества А и В содержат соответственно 4 и 6 элементов, а множество АВ – 2 элемента.
Сколько элементов содержит множество АВ?
Расположите 4 элемента в множествах А и В так, чтобы в каждом из них было по 3 элемента
| Пусть множество А содержит m элементов, а множество В содержит n элементов. Какое условие должно выполняться, чтобы множество АВ содержало m+n элементов? Ответ: |
2.6 | |
2.7 | |
Решение задач с помощью кругов Эйлера
3.1 | На схеме отражены результаты опроса учащихся 6 классов об их отношении к детективной литературе и фантастике. Прямоугольник отображает всех учащихся 6 класса, круг Д – множество учащихся, любящих детективы, круг Ф – шестиклассники, любящие фантастику. Ответьте на вопросы: Сколько учеников не читают ни детективы, ни фантастику? Сколько шестиклассников любят детективы, но не читают фантастику? Сколько шестиклассников любят читать и детективы и фантастику? Сколько учащихся любят фантастику и не любят детективы? Сколько учащихся увлекается хотя бы одним из указанных видов литературы? Сколько учащихся всего было опрошено? |
3.2 | На схеме с помощью кругов Эйлера отражено участие девятиклассников одной из школ в городских олимпиадах по математике (круг М), по литературе (круг Л) и по английскому языку (круг А). |
| Ответьте на вопросы: Сколько девятиклассников участвовало в олимпиаде по математике? Сколько учащихся участвовало в олимпиадах по математике и по английскому языку? Сколько учащихся участвовало в олимпиадах по литературе и английскому языку? Сколько учащихся участвовало в какой-нибудь одной из трёх олимпиад? Сколько учащихся участвовало в каких-либо двух олимпиадах? Сколько учащихся участвовало во всех трёх олимпиадах? Сколько всего девятиклассников приняло участие в олимпиадах? Сколько учащихся не участвовали в олимпиадах, если всего в девятых классах этой школы учатся 60 учеников? |
3.3 | Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42. Английским и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским - 10, немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком? |
3.4 | В ясельной группе 11 деток любят манную кашу, 13 – гречневую и 7 малышей – перловую. Четверо любят и манную, и гречневую, 3 – манную и перловую, 6- гречневую и перловую, а двое с удовольствием «уплетают» все три вида каши. Сколько детей в этой группе, если в ней нет ни одного ребёнка, вовсе не любящего кашу? |
3.5 | В одной семье было много детей. 7 из них любили капусту, 6 – морковь, 5 – горох, 4 – капусту и морковь, 3 – капусту и горох, 2 – морковь и горох, 1 – и капусту, и морковь, и горох. Сколько детей было в семье? |
3.6 | В группе 29 студентов. Среди них 14 любителей классической музыки, 15- джаза, 14 – народной музыки. Классическую музыку и джаз слушают 6 студентов, народную музыку и джаз – 7, классику и народную – 9. Пятеро студентов слушают всякую музыку, а остальные не любят никакой музыки. Сколько их? |
Комбинаторные задачи.
4.1 | Используя цифры 1, 2, 0 составьте все двузначные числа. В ответе расположите в порядке возрастания через точку с запятой. |
4.2 | Сколько различных костюмов можно составить, если имеются три юбки и два пиджака (все юбки подходят к пиджакам по цвету и размеру)? |
4.3 | Из села Мирное в село Восточное ведут две дороги, а из села Восточное в село Таежное ведут четыре дороги. Сколько путей ведут от села Мирное к селу Таежному, если ехать через село Восточное? |
4.4 | Каждый из 15 городов некоторого государства соединен с остальными городами авиалинией, которую обслуживает один самолет. Сколько самолетов обслуживают авиалинии этого государства? |
4.5 | Чтобы пройти в замок, надо открыть четыре замка. У рыцаря есть 4 ключа от этих замков, но какой ключ подходит к какому замку, он не знает. Какое наибольшее число попыток может понадобиться, чтобы открыть все замки? |
4.6 | Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 0, 3, 5, 7, 9 при условии, что: а) цифры могут повторяться; б) цифры не должны повторяться; в) цифры будут четными. |
4.7 | У Атоса, Портоса и Арамиса есть шпага, арбалет и пистолет. а) Сколькими способами можно вооружить мушкетеров? б) Сколько существует вариантов вооружения, если шпагой должен владеть Арамис? в) Сколько существует вариантов вооружения, если шпагой должен владеть Арамис, а пистолетом Портос? |
4.8 | Запишите все возможные четырёхзначные числа, которые можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, используя каждую цифру только один раз. |
4.9 | Продаются хризантемы трех цветов: белые, сиреневые, желтые. Катя выбирает две хризантемы разных цветов. Сколько различных вариантов выбора есть у Кати? |
4.10 | Соня должна одеть маленького брата, у которого 6 ползунков и 5 распашонок. Сколько различных вариантов выбора есть у Сони? |
4.11 | Из цифр 3, 4, 5, 6 составляют всевозможные двузначные числа. Сколько всего таких чисел получится? |
4.12 | Решите задачу, выполнив перебор всех возможных вариантов: Оля, Катя, Лена и Надя на занятиях в спортивной секции должны по очереди выполнить упражнения на брусьях. Сколько у них имеется вариантов установки очерёдности? Ответьте на вопросы: Сколько всего вариантов когда: Катя вторая? Оля последняя? Надя не последняя? Лена не первая? Оля и Катя выступают друг за другом? |
4.13 | Сколько словарей необходимо переводчику, чтобы он мог непосредственно переводить с любого из четырёх языков – русского, английского, немецкого, французского – на любой другой из этих языков? Решение: обозначьте языки буквами: Р, А, Н, Ф. тогда каждый словарь можно закодировать словом из двух букв. Ответьте на вопросы: Какой словарь будет обозначен кодом РА? Почему среди кодов не должно быть кода НН? Почему среди кодов должен быть код НФ и код ФН? Перечисли коды всех словарей в алфавитном порядке. Ответ: словарей. |
4.14 | В теннисном турнире участвовало 5 человек. Сколько было сыграно партий, если каждый участник сыграл с остальными по одной партии? Решение: дайте каждому участнику номер от 1 до 5, тогда каждую партию можно закодировать двузначным числом. Ответьте на вопросы: |
| Что будет означать число 23? Почему среди кодов не может быть числа 44? Почему среди кодов должно быть только одно из чисел: 15 или 51? Выпишите коды всех партий, расположив их треугольником и записывая коды в каждой строке в порядке возрастания (см. образец в учебнике стр. 222). Ответ: партий. |
4.15 | Запишите все натуральные числа, не превышающие 10 000, для записи которых используются только две цифры: 0 и 9. Решение: Однозначное число (оно одно) Двузначные числа (их два) Трёхзначные числа (их четыре) Четырёхзначные числа (их восемь) Объясните почему на этом шаге перебор заканчивается? |
4.16 | Решите задачу, построив дерево возможных вариантов. В магазине продаются футболки четырёх цветов: белые, голубые, красные, чёрные. Андрею нужны две футболки. Сколько у него есть вариантов покупки: а) если он хочет купить футболки разных цветов; б) если футболки могут быть одного цвета? Ответ: а) ; б) |
4.17 | При облицовке кафелем части стены нужно выложить в ряд 6 одинаковых по размеру плиток, из которых 4 плитки голубого цвета и 2 – жёлтого. Сколькими способами это можно сделать, если требуется, чтобы жёлтые плитки не располагались рядом? (зарисуйте все варианты). |