Базовый диагностический набор для психологического обследования детей на ПМПК
| Наименование методики | Назначение | Варианты методик | Возрастной диапазон |
| Методика Пьрона-Рузера | Исследование параметров внимания, уровня сформированности произвольной регуляции | | от 5 до 9 лет |
| Корректурные пробы (авторы Бурдон, Ландольт и др.) | Исследование параметров внимания, уровня сформированности произвольной регуляции, темпа деятельности | графические | от 6-7 лет и старше |
| буквенные | от 7-8 лет и старше |
| Счёт по Крепелину (автор Е. Крепелину модификация Р. Шульте) | Исследование работоспособности, выявление параметров утомления, особенностей внимания | | от 7,5- 8 лет и старше |
| Таблицы Шульте Таблицы Горбова | Исследование внимания и работоспособности | устойчивости характера | | от 7- 8 лет и старше |
| Методика Когана (автор В.М. Коган, адаптация Э.А .Коробковой ) | Исследование внимания и работоспособности | параметров особенностей | 25 карточек | от 4,5 до 9 лет |
| 49 карточек | от 8,5 лет и старше |
| Запоминание 10 слов (автор А.Р Лурия) | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания | 5-8 слов | от 6 до 7 лет |
| 10 слов | от 7,5-8 лет |
| Запоминание двух групп слов | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, особенностей мнестической деятельности | 3/3 слова | от 4,5 до 5,5 лет |
| 5/3 слова | от 5,5 лет и старше |
| Опосредованное запоминание (автор А.Н Леонтьев) | Исследование произвольных форм запоминания (логического или опосредованного), особенностей мыслительной деятельности | | от 4,5 до 8 лет |
| Пиктограмма (автор А..Р. Лурия) | Исследование особенностей опосредованного запоминания и специфики мыслительной деятельности | | от 8-9 лет и старше |
| Вкладные разноцветные формы (3-10 элементов) | Исследование сформированности представлений об относительной величине и цвете | | от 2,5 до 4 лет |
| Доски Сегена (автор Э. Сеген) | Исследование сформированности представлений о форме, особенностей зрительно- пространственной ориентировки, наглядно- действенных форм мышления, специфики конструктивной деятельности, обучаемости | Доска №1 Доска №3 Доска №4 Доска №5 | от 3 до 6-7 лет |
| Методика «Почтовый ящик» (авторы А. Венгер, Э Леонгардт) - аналог доски №1 |
| Разрезные картинки (авторы А.Н. Бернштейн, С.Д.3абрамная) | Исследование сформированности пространственных представлений, конструктивного и пространственного мышления в наглядно- действенном плане | | от 2,5 до 6-7 лет |
| Методика «Кубики Кооса» | Исследование сформированности конструктивного пространственного мышления, конструктивного праксиса | | от 3,5 до 9-12 лет |
| Тест «Прогрессивные Матрицы Равена» | Исследование сформированности | уровня | ЦПМ (цветные) | от 4,5 до 11 лет |
(авторы Л. Пенроуз, Джон Равен) | внимания, перцепции и мышления в их наглядно-образной составляющей, обучаемости, работоспособности | СПМ (стандартные) | от 8 до 14 лет | |
Методика Выготского- Сахарова /модификация (авторы Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров) | Исследование уровня понятийного развития, сформированности абстрактных обобщений, операции классификации, переключения и распределения внимания, зрительного гнозиса | объемный | от 2,5-3 лет до 6 лет | |
наглядно- образный | от 3,5-4 лет до 7 лет | |
Методика «Обучающий эксперимент» (автор А.Я. Иванова) | Исследование уровня понятийного развития, сформированности абстрактных обобщений, операции классификации, обучаемости | | от 7 до 10-11 лет | |
Предметная классификация (автор Л.С. Выготский) | Определение актуального уровня понятийно- го развития, объема и устойчивости активно- го внимания, работоспособности | 1 серия (25 карточек) | от 3 до 5 лет | |
2 серия (32 карточки) | от 5 до 8 лет | |
Классификация предметов (автор К. Гольдштейн, модификация Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник) | Исследование особенностей понятийного мышления, характеристик обобщения и абстрагирования, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти и внимания | модификация | от 8,5-9 до 12 лет | |
стандартный вариант | от 12 лет и старше | |
Исключение предметов «4 лишний» (модификация Т.Е. Егоровой) | Исследование аналитико- синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений, особенности внимания и работоспособности | Серия 1 | от 3 до 5 лет | |
Серия 2 | от 5 до 6 лет | |
Серия 3 | от 6 до 7 лет | |
Серия 4 | от 7 до 10 лет | |
Серия 5 | от 10 до 13-14 лет | |
Исключение понятий | Исследование вербально- логического компонента познавательной деятельности, уровня сформированности обобщающих операций | | от 6,5-7лет и старше | |
Подбор парных аналогий (С.Я. Рубинштейн) | Исследование вербально- логического компонента познавательной деятельности, возможности установления логической связи между словами и понятиями | | от 7 до 11-12 лет | |
Выбор простых аналогий | Исследование вербально- логического компонента познавательной деятельности, возможности установления логической связи между словами и понятиями | | от 7-7,5 лет и старше | |
Определение понятий (С.Я. Рубинштейн) | Исследование особенностей и уровня понятийного развития, аналитико-синтетической стороны речемыслительной деятельности, сформированности операций по выделению существенных признаков понятий | | от 6,5-7 лет и старше | |
Выделение двух существен- ных признаков | Исследование способности выделения существенных | | от 7-7,5 до 11-13 лет | |
| признаков предметов и явлений, характера рассуждений и умозаключений | | |
Сравнение понятий | Исследование аналитико- синтетической стороны речемыслительной деятельности, особенностей динамики мышления | | от 7,5-8 лет и старше |
Понимание переносного смысла метафор, пословиц, поговорок (автор Б.В. Зейгарник) | Исследование уровня вербально- логического мышления, умения выделять главную мысль, подтекст | метафоры | от 5,5-6 лет и старше |
пословицы и поговорки | от 8 лет и старше |
Понимание скрытого смысла в тестах, коротких рассказах (автор А.Н. Берштейн) | Исследование уровня вербально- логического мышления, возможности понимания скрытого смысла и отношения к содержанию текста | | от 4,5-5 лет и старше |
Установление последовательности событий в серии картин (автор А.Н. Берштейн) | Исследование особенностей мыслительной деятельности, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей | 3 картинки | от 3-3,5 лет |
4 картинки | от 4,5-5 лет |
5 картинок | от 5,5-6 лет |
6 картинок | от 7-8 лет |
Методика «Метаморфозы» | Исследование эмоционально- личностных особенностей ребенка | | от 4-4,5 до 13-14 лет |
Методика «Рука» (автор Э. Вагнер модификация Т.Н. Курбатовой) | Исследование эмоционально- личностных особенностей ребенка | адаптированный вариант | от 4-4,5 до 11-12 лет |
модификация | от 11-12 лет и старше |
СОМОР (методика субъективной оценки межличностных отношений) | Исследование эмоционально- личностных особенностей ребенка | | от 3,5 до 12 лет |