Экологическая беседа на тему "Охрана природы -залог здоровья"
Цель беседы. Сформировать у детей представления о разнообразных видах д защиты природы.
Задачи: - развивать психические функции (память, внимание), коммуникативные навыки, контроль за само произношением звуков.
-обогащать словарный запас.
-воспитывать стремление к деятельности по охране природы, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.
Ход беседы:
Вводная беседа:
- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, и все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей? Или мы тоже можем внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например: подкормка и спасение птиц, в зимние холода; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; оказание помощи больным деревьям.
Ребята давайте прочитаем вместе стихотворение:
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
-А теперь расскажите о том, что сделали вы.
Диалогическая речь с опорой:
…,расскажи как ты помогал птицам?
-Мы с ребятами делали кормушки и сыпали в них (семечки, конфеты, крупу, чипсы)
…,а как можно помочь деревьям?
-Весной нужно убирать старую (игрушку, листву, игру)
Молодцы! Существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети». (Читаем поговорку и поясняем смысл)
А кто нам знает, как правильно сажать деревья? (Картинка с пояснениями правил посадки деревьев)
-Все взрослые и дети любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев.Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Ученик читает стих:
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
-Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, если ему не помочь. Очень важно, после того как взяли сок, замазать ранку на стволе березы!
-Ребята слова «Садовый вар» для вас новые. Давайте их запомним, а в конце занятия я у вас о них спрошу. (Долговременная память, обогащение словарного запаса)
-Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
(Монологическая речь с опорой):
-Мы посадили маленькие елочки возле школы. И теперь каждое лето их поливаем. Это поможет им вырасти красивыми и здоровыми.
Он ведь тоже воду пьет!
-Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
-Найдутся дела у школьников и летом. А как вы помогали природе летом, в деревне у бабушки или в вашем городе? Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Давайте отгадаем несколько загадок про сорняки:
Во все стороны иголки.
Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь.
(Репейник)
Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)
Я расту на огороде
И на поле, на природе.
Самый злостный я сорняк,
Извести меня никак.
( Осот)
-Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
-Ребята, а зачем нужно сохранять природу?
(Ответы детей: птицы лечат лес, поедают насекомых, лес и другие растения вырабатывают кислород и дают нам пищу и пищу животным, а животные дают пищу людям)
-Правильно! Если будет здорова природа вокруг нас, значит будем здоровы мы! И одно из важных правил нашего здоровья является сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
-Сбор макулатуры сохраняет лес? Да! 60 кг макулатуры спасает жизнь одной сосны. О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». Обязательно ее прочитайте!
-Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? (Ответы детей: мне очень радостно, приятно, мне нравиться помогать птицам и деревьям)
Подведение итогов:
- В заключение беседы хочется вас ребята попросить разъяснить младшим ребятам, родителям, сестрам и братьям какую помощь они могут оказать природе.
-Кому было трудно и не понятно? (Никому)
-Вам понравилось занятие? (да)
-О чем мы сегодня говорили? (как каждый человек может помочь природе, от здоровья природы зависит наше здоровье)