СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Зачем и как экономить воду?"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данной публикации прилагается презентация. Сценарий беседы на тему "Зачем и как экономить воду?" подходит для проведения классного часа в среднем и старшем звене.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Зачем и как экономить воду?"»


План-конспект проведения беседы на тему

«Зачем и как экономить воду?»

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме экономии воды.

Задачи:

- актуализировать знания участников беседы о значении воды в природе и жизни человека;

- раскрыть причины необходимости экономии воды;

- дать рекомендации по прямой и косвенной экономии воды;

- провести рефлексию по данной тематике.

Материалы и оборудование: презентация к беседе, рисунки животных и растений, использованная и чистая бумага, плакат «Дневник интересных идей», плакат для рефлексии «Аквариум», проектор.

Аудитория: школьники среднего звена.


Ход беседы


Этап 1. Актуализация знаний по проблеме.

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить одну очень важную тему. И она зашифрована в картинках на слайде (слайд 1).

- Каким одним словом можно назвать всё, что изображено на картинках?

Вода

- А теперь посмотрите на следующую группу картинок и скажите, что объединяет их? (слайд 2)

Экономия

- Говорить мы будем о том, что воду нужно экономить. И не только нужно, но и очень важно! (слайд 3) А как вы считаете, почему?

Ответы участников беседы. (Ответы записывают ведущим или ассистентом ведущего в «Дневник интересных идей»)

- Вода – уникальное вещество, ни один живой организм не может полноценно существовать без воды.

Ведущий кладёт на каждую парту картинки с изображениями различных живых организмов.

- Как вы думаете, сколько % воды в среднем содержится в клетках этих живых объектов? Напишите цифру на этом листке бумаги и выскажите своё мнение.

Участники беседы высказывают своё мнение.

(Слайд 4) Начнём с растений

  • Клубень картофеля содержит в среднем 76% воды

  • Яблоки – 85%

  • Томаты – 90%

  • Огурцы – 95%

  • Арбузы – 96%

  • Морские водоросли – 98%

Среди животных значения следующие:

  • В организме собаки в среднем 75%

  • Рыбы – 75% (несмотря на то, что эти животные обитают в водной среде)

  • А вот в организме медузы 99% воды.

Теперь, что касается человека.

В разном возрасте содержание воды в клетках нашего организма неодинаковое.

  • У младенцев – 86%

  • У взрослых – около 70%

  • У людей пожилого возраста – 50%

Почему же именно воды так много в живых организмах?

Предположения участников встречи

(слайд 5) Вода – самое распространённое вещество на нашей планете, но при этом – самое важное.

(слайд 5 - повтор) Причем 97% приходится на солёную воду, из 3% пресной воды – 2% заключены в ледниках, и только 1% находится «в нашем распоряжении». А «распоряжаемся» мы этим 1% совершенно беспечно, не задумываясь о последствиях. Давайте задумаемся об этом.

(слайд 6) Воду нужно беречь и экономить. И для этого есть как минимум 3 важные причины.

(слайд 7) Первая – экономия воды, как и любая другая, положительно скажется на семейном бюджете.

(слайд 8) Вторая – чем больше мы экономим воду, тем меньше её загрязняем.

(слайд 9) И третья – бережно относясь к воде, мы будем ответственнее относиться и к другим природным ресурсам и к природе в целом!

Разберём каждую из этих причин в отдельности.

Что касается экономии денег

(слайд 10). Через неплотно закрытый кран в сутки может утекать около 24 литров воды. Если не устранять такую утечку в течение года, тогда впустую утечёт 8760 литров. Если учесть, что стоимость питьевой воды и водоотведения по тарифам горводоканала составляет около 35 рублей за 1 кубометр (1000 л), то в год таким образом утечёт в канализацию 306 рублей. На первый взгляд, мелочь. (слайд 11) Но, если прибавить сюда стоимость воды, утекающей впустую, например, при мытье посуды, чистке зубов, при смывании унитаза, выбросив в него какой-то мелкий мусор, эта сумма возрастёт в разы. (слайд 12) Вы же не станете сознательно выбрасывать деньги в канализацию. Как вы считаете, стоит ли над этим задуматься?

Ответы участников беседы.

- А теперь поговорим о более важном, и не только в отношении каждого из нас, но и в мировом масштабе.

(слайд 13) Но для начала, отгадайте загадку (озвучить загадку на слайде).

Ответы участников беседы.

- Ответ на эту загадку – человек (слайд 13-повтор). Только у человека может быть «сто шуб», то есть, очень много одежды и прочих вещей, расстаться с которыми иногда бывает очень трудно, а приобрести легко, были бы только средства.

- Что вы чувствуете, когда вам покупают какие-то новые вещи?

Ответы участников беседы.

(слайд 14) О чём, по-вашему, думает эта девушка?

Ответы участников беседы.

Конечно, покупая новые вещи, большинство людей испытывает радость, а вместе с тем появляется желание приобрести ещё что-то. И эта девушка, которая, наверняка, думает, во что ей одеться, на пустом месте создает себе проблему и не задумывается, как и многие из нас, о том, что находится по ту сторону фабрики, где производят ткани и одежду. (слайд 14-повтор)

На загрязнение воды от текстильной промышленности приходится 20% всех промышленных загрязнений.
- Для производства каждой тонны хлопчатобумажной ткани необходимо до 250 000 л воды, шерстяной — до 400 000 л, синтетической ткани — до 2 млн. литров.

Токсичные стоки после обработки тканей сбрасываются с текстильных фабрик, нанося большой урон природе.

Давайте составим логическую цепочку, опираясь на картинки (слайд 15).

На производство одной футболки и джинс уходит около 20 тысяч литров воды → это как большой каркасный бассейн, куда поместится вся семья→ но после использования (имеется ввиду вода для выделки и окраски тканей) эта вода станет грязной→ что негативно отразится на обитателях водоемов, куда сбрасываются стоки от текстильной промышленности. Получается вот такая невесёлая картина.


- Перейдём к следующему вопросу (слайд 16).

Ведущий раздает на парты листы бумаги, помятые, использованные с одной стороны, с обеих сторон и чистые листы.

- Что бы вы сделали с этой бумагой?

Ответы участников беседы. (Записать некоторые ответы в дневник интересных идей)

- Итак, целлюлозно-бумажная промышленность - одна из самых водоемких вследствие огромного объема перерабатываемого сырья.

(слайд 17) На производство каждой тонны бумаги в среднем затрачивается 150 000 л воды.  Таким образом, на 1 лист бумаги формата А4 уходит около 750 мл воды, это три полных стакана. Конечно, эта вода загрязняется промышленными стоками.

(слайд 18) Не стоит думать, что если вблизи вашего населенного пункта нет такого предприятия, то вам это ничем не грозит. Отходы производства не только убивают жизнь в водоемах, но и проникают в грунтовые воды, отравляя почву, и распространяются на многие километры вокруг.

Переходим к следующему вопросу.

(слайд 19) Как правильно сказать «Есть воду» или «Пить воду»?

Ответы участников встречи.

Человек больше воды съедает, чем пьёт (слайд 20).

Знали ли вы о том, что съедая 1 гамбургер, вы выпиваете целую ванну воды.

Для выращивания продуктов питания нужно очень много воды – 70% всей используемой воды идёт на сельское хозяйство.

(слайд 24) вот несколько примеров. (озвучить данные на слайде)

(слайд 25) Посмотрите на эти картинки и найдите взаимосвязь.

От сельского хозяйства вода загрязняется веществами, используемыми для борьбы с вредителями, минеральными удобрениями, отходами животноводческих ферм. И как следствие происходит разрушение экосистем водоемов.

(слайд след) Проблема ещё состоит в том, что люди выбрасывают почти треть еды, которую покупают. А выброшенная еда – это не только, выброшенные в мусорку деньги, но и загрязнённая вода.

(слайд 26) А вообще, среднестатистическому человеку на все свои нужды требуется около 70 л воды в сутки. Это столько же, сколько нужно 20 золотым рыбкам в неделю.

(слайд 27) На этой диаграмме вы видите, на что человечество расходует воду (озвучить данные на слайде. Выходит, что мы действительно воды больше едим, чем пьём и тратим на все остальное.

(слайд 28) Но тут может возникнуть следующий вопрос (озвучить вопрос на слайде).

Благодаря круговороту воды в природе пресной воды меньше не станет.

Зачем же тогда экономить воду?

Ответы участников встречи

(слайд 29) Меньше воды не станет, но она точно станет грязнее. Конечно, пить такую грязную воду мы с вами не будем. Для очистки воды используют специальные фильтры на водозаборных станциях. Но вот у растений и животных выбора не будет, и им придется довольствоваться той водой, какая есть.

(слайд 30) А вы готовы пить такую воду?

Итак, воду экономить НУЖНО! И это делать можно не испытывая при этом каких-то неудобств.

(Слайд 31) Существую прямые способы экономии воды (перечислить информацию на слайде)

(Слайд 31) А теперь рассмотрим косвенные способы экономии воды.

(Слайд 31-повтор) Во-первых, можно ограничить себя от приобретения вещей, в которых нет особой необходимости.

(Слайд 32) Во-вторых, бумагу нужно использовать рационально, а после использования, сдавайте в макулатуру (Слайд 32-повтор). Кстати, макулатуру можно отнести в зеленые контейнеры «Тайгер-Сибирь» (Слайд 32-повтор).

(слайд ) В-третьих, запасаться продуктами питания лучше в меру, чтобы они были съедены, а не выброшены (слайд )

(Слайд ) И ещё обращайте внимание на мелочи. Не приучайте кота пить из-под крана, (слайд) а делая фото возле зеркала, проверьте, выключен ли кран.

Применяя эти простые правила каждый из нас проявит бережное отношение к природным ресурсам.

(Слайд 35) На Земле уже почти 8 миллиардов человек, и все хотят пить, есть и жить в комфорте. Если мы научимся беречь и экономить воду, мы не только позаботимся о себе, но и о других и о природе в целом и, возможно, сможем уменьшить тот урон, который человек наносит экологии нашей планеты.

(Слайд 36) И если мы не осознаем это сейчас, уже совсем скоро нас ожидает вот такое неприглядное будущее.

Рефлексия

Пожалуйста оставьте свое мнение о нашей беседе на листочках (раздать листочки в виде золотых рыбок). Оказалась ли эта информация полезной для вас, прислушаетесь ли вы к советам об экономии воды. Расскажете ли об этом своим друзьям или родственникам.

Участники встречи делают записи на листочках бумаги, а затем они приклеиваются к изображении круглого аквариума, в котором большая часть воды как бы заполнена соленой водой, непригодной для пресноводных золотых рыбок, и только на поверхности полоска «пресной воды», куда и нужно прикрепить рыбок.

- Посмотрите на это аквариум (ведущий обращает внимание участников на нарисованный на плакате аквариум). Он почти полностью «заполнен» солёной водой, и только на его поверхности мы видим пресную воду. А золотые рыбки – пресноводные обитатели. Приклейте их туда, где изображена пресная вода. Посмотрим, не тесно ли им будет.

Таким образом, будет наглядно показано, что пресной воды на земле совсем немного, а нуждаются в ней многие живые организмы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!