СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасность труда в мастерских учебного заведения. Пожарная безопасность.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Безопасность труда в мастерских учебного заведения. Пожарная безопасность.»

2023-2024 учебный год

ФКП ОУ № 57 филиал № 3

План урока

Группа 1-3Ф Профессия Слесарь по ремонту строительных машин  Мастер Тарапунов В.В.

УП.03. Вводное занятие.

Тема: Тема 1.1. Вводное занятие. Безопасность труда в мастерских учебного заведения, пожарная безопасность.

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 270 минут

1. Организационная часть – 5 мин.

-Проверить явку учащихся на учебную практику, проверить внешний вид учащихся, мобилизация внимания учащихся.

2. Вводный инструктаж – 40 мин.

-Сообщение темы и цели урока; постановка познавательной задачи по теме; проверка знаний учащихся; сообщение новых знаний.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся по плану урока – 210 мин

-Подготовка к выполнению упражнений: Проверка исправности одежды, оборудования, инструментов, вентиляции, заземления. Убрать лишние и легковоспламеняющиеся предметы.

-Упражнение: Изучить правила безопасности труда в мастерских учебного заведения.

-Первый обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приемов и соблюдение ТБ

-Упражнение: Изучить правила пожарной безопасности.

-Второй обход рабочих мест, проверка правильности выполнения приемов и соблюдение ТБ

4. Заключительный инструктаж – 15 мин.

-Дополнительный инструктаж для неуспевающих учащихся

-Выдача дополнительных заданий для наиболее успевающих учащихся

-Уборка рабочих мест

-Обобщение систематизация изученного

-Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Сообщить итоги обучения и оценку качества работы; отметить учащихся выполняющих работу на отлично

- Выдача домашнего задания

Сообщить, что на следующем занятии будет тема: Тема 1.2. Подготовка оборудования к работе.

Подготовка металла к сварке.

Цель занятия: научить учащихся подбору режима сварки, обучить приемам при наплавлении ниточных валиков на пластины в нижнем положении.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение правил безопасности труда, правил пожарной безопасности.

Развивающие:

Формирование у учащихся умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;

Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Учащимся в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт:

- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при сварке

уметь:

- соблюдать правила безопасности труда и правила пожарной безопасности

В ходе занятия у учащихся формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

Общие компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам


ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Литература:

Основные источники:

  • Козловский, С. Н. Сварочные технологии : учебное пособие для спо / С. Н. Козловский. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 416 с. — ISBN 978-5-8114-6706-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151686 (дата обращения: 17.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  • Зорин, Е. Е. Электрическая дуговая сварка. Лабораторный практикум по технологическим основам сварки : учебное пособие для спо / Е. Е. Зорин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8114-8186-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173108 (дата обращения: 17.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  • Черепахин, А. А.  Технология сварочных работ: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Черепахин, В. М. Виноградов, Н. Ф. Шпунькин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 269 с. – (Профессиональное образование).  – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472802

  • Технология сварочных работ: теория и технология контактной сварки: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Ф. Катаев, В. С. Милютин, М. Г. Близник ; под научной редакцией М. П. Шалимова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 146 с. – (Профессиональное образование).  – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475992

  • Дедюх, Р. И.  Технология сварочных работ: сварка плавлением: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Дедюх. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 169 с. – (Профессиональное образование).  – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472801

  • Беляков, Г. И.  Электробезопасность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 125 с. – (Профессиональное образование).  – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469911

Дополнительные источники.

1. Транспорт России: еженедельная газета [Электронный ресурс]. – URL: www.transportrussia.ru/

2. Железнодорожный транспорт: ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал [Электронный ресурс]. – URL: www.zdt-magazine.ru.

3.  Гудок: газета [Электронный ресурс]. – URL: www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm.

4. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: www.mintrans.ru.

5. Сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. – URL: www.rzd.ru.


Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: слесарные верстаки с параллельными тисками, набор напильников, лекальные и измерительные линейки, молотки слесарные, разметочные инструменты, радиусомеры, штангенциркули, стальные плитки, производственные литые заготовки из чугуна с криволинейными поверхностями, сварочный выпрямитель «Дуга 408»

Инструкционная карта

1.Изучите правила безопасности труда в мастерских учебного заведения

-участок разборки должен иметь прочные несгораемые стены.

-полы должны иметь ровную гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи.

-потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов.

-не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей.

-запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями.

-разбирать агрегаты, имеющие пружины, разрешается только на специальных стендах или при помощи приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

-при выпрессовке деталей, имеющих плотную посадку, на прессах последние следует снабжать защитными решетками.

-освещенность рабочих мест искусственным светом должна соответствовать для работ средней точности при малом контрасте различения объекта с фоном. Все стационарные светильники должны быть прочно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней.

-при работе пневмоинструментом его во время работы держат двумя руками – за рукоятку и корпус. При неисправности пневмоинструмент отключают от воздухопровода. Шланг не должен иметь изломов, разрезов. Для обеспечения электробезопасности производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены или заземлены.

2.Изучите правила безопасности труда при мойке и обезжиривании деталей.

-моечный участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной вентиляцией, а каждая моечная машина, работающая на водных растворах СМС и растворителях, должна иметь собственную вытяжную вентиляцию с элементами максимального улавливания и возврата паров моющих средств.

-загружать и разгружать моечные машины деталями массой более 20 кг разрешается только с помощью подъемных механизмов.

-стоять под поднятыми грузами или на пути их следования запрещается.

-грузы поднимать только вертикально.

-пуск электродвигателей моечной машины должен производиться только после закрытия дверей машины.

-для предупреждения обезжиривания кожи рук растворами СМС их рекомендуется смазывать защитными кремами.

-особую осторожность следует соблюдать при работе с растворами каустической соды и кислот, так как их попадание на кожу вызывает ее разъединение и ожоги. Куски каустической соды можно брать только лопатой или щипцами. Все работы с каустической содой выполняют в резиновой маске с защитными очками, а также в резиновых перчатках и фартуке.

-запрещается обрабатывать детали из алюминиевых сплавов в растворе каустика, так как при контакте происходит бурная реакция, сопровождающаяся вспениванием и разбрызгиванием раствора. При ожогах едкими щелочами пораженное место следует промыть слабым раствором уксуса и водой. При ожогах растворами кислот места ожога промывают растворами питьевой соды, водой и смазывают вазелином. Растворители являются в разной степени токсичными и при проникновении их в организм человека могут возникать различной степени отравления. Вдыхание воздуха, содержащей пары растворителей, вызывает раздражение слизистой оболочки дыхательных путей, может нарушить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.

3.Изучите требования к рабочему месту, инструменту, оборудованию, приспособлениям, применяемым при ремонте автомобилей.

Рабочее место – это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим, со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, которые он (она) применяет для выполнения производственного задания.

-на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный.

-рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкцию оборудования.

-рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой.

-на рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания. -приспособления и инструменты должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки, причем их следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.

-все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой рукой, - справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.

-режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.

-во время работы рабочий обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, по назначению использовать приспособления и инструмент и предохранять его от повреждений и загрязнений. Строго соблюдать правила техники безопасности.

-по окончании работы рабочий обязан привести в порядок свое рабочее место, а также прилегающую к нему площадь, инструменты и приспособления, применявшиеся при работе.

4.Изучите правила безопасности труда в производственных цехах авторемонтного предприятия: слесарно-механическом, кузнечно-рессорном, сварочном, гальваническом и других.

А) при выполнении слесарно-механических работ:

-надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.

-проверить исправность инструмента.

-при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для окружающих направить отлетающие частицы.

-оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле.

-надежно закреплять заготовки на столе станка.

-не оставлять ключа в сверлильном патроне.

-не работать на станке в рукавицах.

-при нарезании резьбы вручную в деталях с сильно выступающими острыми частями следят за тем, чтобы при повороте воротка не поранить руки.

-при шабрении обрабатываемая деталь должна быть надежно установлена и прочно закреплена.

-не допускается работа неисправными шаберами.

Б) при выполнении напыления:

-при плазменном и детонационном напылении вредными для здоровья являются шум, поэтому покрытие наносить в специальных камерах.

-оператор должен работать в защитной маске со светофильтром.

-руки от излучения защищаются рукавицами из асбестовой ткани.

В) при сварке:

-для сварщика устанавливают отдельные кабинки.

-материалом стен кабинок служит тонкое железо, фанера или брезент.

-сварщик должен работать в маске со специальными светофильтрами и обязан пользоваться сухими брезентовыми рукавицами.

-прокладка проводов к сварочным машинам по полу или земле, при котором изоляция проводов не защищена и провод доступен для прикосновения, не разрешается.

-перед началом работы, сварщик обязан надеть брезентовый костюм, ботинки и головной убор.

-баллоны с газами хранят только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками и заглушками на боковых штуцерах вентилей.

-переносить баллоны на руках запрещается.

-при транспортировании баллонов не допускаются толчки и удары.

-баллоны с газом устанавливают в помещении не ближе чем на 1 м от радиаторов отопления и не ближе чем на 10 м – от горелок и других источников тепла с открытым огнем.

-запрещено хранить баллоны с кислородом в одном помещении с баллонами горючего газа, с барабанами карбида кальция, лаками, маслами и красками.

-при обнаружении на баллоне или вентиле следов жира или масла баллон немедленно возвращают на склад. Соседство масла и кислорода может привести к взрыву.

Г) при выполнении паяльных работ:

-рабочие посты паяльщиков оборудуют вентиляцией и местными отсосами.

-для защиты рук, применяют рукавицы из асбестовой ткани.

-перед паянием необходимо подогревать детали до температуры 110˚С.

-ручка электропаяльника должна быть сухой

-перегретый паяльник не охлаждают в жидкости.

-запрещено выполнять пайку деталей, в которых содержатся легковоспламеняющиеся материалы.

Д) при выполнении гальванических работ:

-участок оборудуют мощной приточно-вытяжной вентиляцией.

-перед спуском воды в канализацию, ее необходимо обезвредить, так как в ней находятся соли, кислоты.

-рабочие обеспечиваются спецодеждой: резиновыми сапогами, перчатками, прорезиненными фартуками, халатами и очками.

-нельзя закреплять детали в приспособлениях над поверхностью ванны.

-штанги, подвески и аноды следует чистить только мокрым способом, смачивая металлические щетки, так как пыль цветных металлов ядовита.

5.Изучите противопожарные правила в мастерских учебного заведения

-курить только в специально отведенных для этого местах.

-не пользоваться открытым огнем.

-хранить топливо в количествах, не превышающих сменную потребность.

-не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов

-проводить тщательную уборку в конце каждой смены.

-разлитое масло и топливо убирать с помощью песка.

-собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить в специально отведенное для этого место.

-пожары тушить можно веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода (песок, огнетушительная пена).

-для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация.

-в случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01.

-легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) нельзя тушить водой.

-при невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, накрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.

6.Изучите меры безопасности при испытании и обкатке агрегатов и автомобилей.

-обкатка и испытание двигателей проводятся в специально выделенном и изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

-осветительная аппаратура должна быть в закрытом, а в отделении топливной аппаратуры во взрывобезопасном исполнении.

-помещение для испытания двигателей оборудуют необходимым подъемно-транспортным оборудованием и набором специальных схваток.

-запрещается применять для подъема тросы и проволоку.

-каждый стенд для обкатки двигателей обеспечивают индивидуальным каналом отвода отработавших газов и вытяжным устройством для удаления испарения и теплового излучения.

-все вращающиеся части стендов должны быть ограждены, а сами стенды заземлены.

-во время обкатки запрещается проводить регулировки на работающем двигателе, за исключением регулировок карбюратора и угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!