Урок по теме «Занятость и безработица». Класс: 11
Цель урока: создать условия для формирования представления ободной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка класса к работе.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
III.Актуализация знаний.
Организация беседы по теме «Занятость и безработица».Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица – зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?
IV. Изучение нового материала.
Причины, виды и формы безработицы.
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные–относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица–социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.
В РФ безработными признаются граждане, которые |
не имеют работы и заработка | зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы | готовы приступить к работе |
самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
– причины безработицы;– виды безработицы; – формы безработицы.
Государственная политика в области занятости.
П
Последствия безработицы
ри изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть социально
-экономические последствия безработицы.
Негативные
- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; - сдерживаются требования профсоюзов в | - недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; - снижение уровня жизни населения |
части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; - усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду | (сокращается потребительский спрос, уровень сбережений); - потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства; - моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности |
Обучающиесясамостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.
Безработица и её последствия
Что такое безработица | |
Последствия безработицы для национальной экономики | |
Последствия безработицы для семьи | |
Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы..
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII.Задание на самоподготовку.
Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.