СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе "Безработица и занятость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе "Безработица и занятость"»


Урок по теме «Занятость и безработица». Класс: 11

Цель урока: создать условия для формирования представления ободной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Ход урока


I. Организационный момент.

Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

III.Актуализация знаний.

Организация беседы по теме «Занятость и безработица».Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица – зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?

IV. Изучение нового материала.

Причины, виды и формы безработицы.

Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные–относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица–социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.

Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.


В РФ безработными признаются граждане, которые


не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы


готовы приступить к работе



самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:


– причины безработицы;– виды безработицы; – формы безработицы.

Государственная политика в области занятости.

П

Последствия безработицы

ри изучении второго пункта плана преподаватель предлагает обучающимся, опираясь на таблицу «Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть социально-экономические последствия безработицы.



Негативные

- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

- сдерживаются требования профсоюзов в

- недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;

- снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;

- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);

- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;

- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

Обучающиесясамостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.

Безработица и её последствия


Что такое безработица




Последствия безработицы для национальной экономики




Последствия безработицы для семьи




Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:

- год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;

- увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы..

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:

1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;

2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;

3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;

4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;

5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.

Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII.Задание на самоподготовку.

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.

Параграф 10.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!