Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Чтение эпиграфа: «Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Да, одной старой, простой книги, скромной, как природа, и, как природа естественной… и… эта книга так прямо и называется: “Книга” - ….» Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века. Работа с цитатой. | Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на предстоящую работу, проговаривая стихотворение: «Для ребят звенит звонок, начинается урок. Поскорей проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, ручка, карандаш, тетрадка?» Высказывают собственные мысли по поводу темы урока. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Наблюдение | Включение в учебный процесс |
II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. |
Создание ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно определяют тему и выдвигают цель урока в виде вопросов или гипотез. | Создает условия для формулирования темы и цели урока: -Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке? Корректировка цели урока | Ставят для себя цель, самим определить то, что они хотят узнать на уроке по теме, озвучивают цель урока как ожидаемый результат/действие. Записывают темы в тетрадь | Учебно-познавательная, коммуникативная | Таблица «З-Х-У» заполнение 1,2 столбца | Определение цели урока. Умение сотрудничать, анализировать. Умение определять цель, планировать свою работу. |
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» | Рассказывает о Библии и создает проблемную ситуацию: -Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Почему? И кто такие евреи? Где можно найти ответ? | Открывают учебник и самостоятельно рассматривают карту и рисунок на стр. 78. Выдвигают гипотезы, делают предположения. Затем самостоятельно читают материал учебника, сверяют свои формулировки и решают проблему. | Учебно-познавательная, коммуникативная | самоконтроль | Понимание проблемной ситуации. Умение самостоятельно найти ответы на вопросы, используя разные виды информации. Сотрудничество, умение вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. |
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. |
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Работа со схемой в презентации: «Родословная первых евреев», подготавливая формулирование логических цепочек. Организовать знакомство и анализ сказаний Ветхого Завета: «Иосиф и его братья», «исход из Египта», используя презентацию Демонстрация слайдов с Заповедями. | Выполняют задание, перерабатывают, используют информацию для решения поставленной задачи, организуют поиск решения в группах. Записывают в тетрадь схему и логические цепочки: Иаков – Израиль – израильтяне - потомки Иакова. Самостоятельно формулируют вопросы, работая в парах. Определяют способ деятельности через понимание задания На основе сообщений учатся отличать факты от вымысла, использовать сказания, как исторический источник. Записывают новые термины в тетрадь. Учащиеся читают заповеди и высказывают свое мнение, отвечая на вопросы: -Чему нас учат заповеди? -Какие из заповедей, на ваш взгляд, актуальны и сегодня? | Учебно-познавательная, коммуникативная, информационная | Фронтальный контроль Индивидуальный контроль | Навыки поисковой деятельности. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. Анализ исторических источников. |
V этап: первичное проверка понимания 10 мин. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Организует ситуацию предъявления результатов: 1.Проследить путь евреев из Египта на Синайский п-ов и в Палестину. Стр.32 2. Ответить на вопросы: -Как вы думаете, почему израильтяне спаслись? -Что помогло им? | Представляют результат: Показывают путь евреев из Египта на Синайский п-ов и в Палестину по карте учебника и на слайде. Высказывают, и доказывают свою точку зрения. Публично выступают с придуманными вопросами, подготовленными в парах | Коммуникативная | Умение работать с картой. Публичное выступление: четкость, логичность, культура речи, убедительность | Излагают, объясняют учебный материал. |
Релаксация | Проводит физкультминутку Встали дружно, потянулись Богу солнца улыбнулись! Богу ГЕБУ наш поклон Многократным будет он. Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут. Тело наше сделай круг Повтори АМОНА путь Готовы из знаний Плести сотни сот Поможет нам в этом Бог мудрости ТОТ. | | | | |
VI этап: первичное закрепление 7 мин. |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий: проведение игры «Крестики-нолики». Организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого | Оформляют свои ответы в тетради | Учебно-познавательная, коммуникативная, информационная | Самоконтроль | Установление причинно- следственных связей |
VII этап: информация о домашнем задании 1 мин. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Организует объяснение домашнего задания. Домашняя работа :п.16, учить термины, отвечать на вопросы, по желанию нарисовать иллюстрации к мифам | Определяют способ деятельности через понимание задания. научиться отличать факты от вымысла, используя их как исторический источник. | Учебно-познавательная | Выбор задания по уровню сложности | Понимание домашнего задания |
VIII этап: рефлексия 5 мин. |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Организует оценивание работы учащихся на уроке | Проводят самооценку по оценочной шкале, анализируют деятельность по достижению цели: Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Мне понравилось… Новые знания мне пригодятся… | Учебно-познавательная, информационная | Заполнение таблицы «З-Х-У»3 столбец | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «История Древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013г, Программа «Школы России»
Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. – М.: Дрофа, 2002.
Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира (методическое пособие) – М.: Дрофа, 2002.
Школьная энциклопедия «Руссина». История Древнего мира. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003.
Сухов В. В., Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения. //Преподавание истории в школе, 2000, №3.
Библия для детей. - Н. Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007.
Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общ. Ред. К Чуковского. Т.: Камалак, 1991.