СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок для 8 класса познакомит учащихся с понятием СБО, информационный поиск, библиографические справки и их виды, АК, методы поиска;   развивать навыки работы в библиотеке, правильно формулировать свой запрос, самостоятельно пользоваться СБА библиотеки, умение использовать разные методы поиска; формировать коммуникативную, информационную, самообразовательную компетентности; развивать у учащихся потребность в постоянном поиске информации.

Просмотр содержимого документа
«БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ 8 класс»

Основные типы  информационно-поисковых задач  и алгоритмы их решения   Библиотечный урок 8 класс Галаган Е.Н., библиотекарь МОУ СШ №49 г. Макеевки

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Библиотечный урок

8 класс

Галаган Е.Н.,

библиотекарь МОУ СШ №49 г. Макеевки

Цель: - познакомить учащихся с понятием СБО, информационный поиск, библиографические справки и их виды, АК, методы поиска;  - развивать навыки работы в библиотеке, правильно формулировать свой запрос, самостоятельно пользоваться СБА библиотеки, умение использовать разные методы поиска;  - формировать коммуникативную, информационную, самообразовательную компетентности;  - воспитывать у учащихся потребность в постоянном поиске информации.

Цель:

- познакомить учащихся с понятием СБО, информационный поиск, библиографические справки и их виды, АК, методы поиска;

- развивать навыки работы в библиотеке, правильно формулировать свой запрос, самостоятельно пользоваться СБА библиотеки, умение использовать разные методы поиска;

- формировать коммуникативную, информационную, самообразовательную компетентности;

- воспитывать у учащихся потребность в постоянном поиске информации.

Историческая справка  Термин «информационный поиск» был впервые введён Кельвином Муром в 1948 в его докторской диссертации, опубликован и употребляется в литературе с 1950.

Историческая справка

Термин «информационный поиск» был впервые введён Кельвином Муром в 1948 в его докторской диссертации, опубликован и употребляется в литературе с 1950.

Информационный поиск — большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики и библиотечного дела.

Информационный поиск — большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики и библиотечного дела.

Поиск информации состоит из четырех этапов определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса; определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников); извлечение информации из выявленных информационных массивов; ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Поиск информации состоит из четырех этапов

  • определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;
  • определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);
  • извлечение информации из выявленных информационных массивов;
  • ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.
 Виды поиска:  Поиск по изображению Полнотекстовый поиск Поиск по метаданным

Виды поиска:

Поиск по изображению

Полнотекстовый поиск

Поиск по метаданным

методы поиска Адресный поиск  Семантический поиск  Документальный поиск  Фактографический поиск

методы поиска

Адресный поиск

Семантический поиск

Документальный поиск

Фактографический поиск

Форма представления информации

Форма представления информации

Алфавитный каталог (АК)  – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов.

Алфавитный каталог (АК)  – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов.

Его задача – дать ответ на вопросы:  есть ли в библиотеке определенная книга;  какие книги того или иного автора есть в библиотеке;  какие издания книги имеются в фонде библиотеки.

Его задача – дать ответ на вопросы:

  • есть ли в библиотеке определенная книга;
  • какие книги того или иного автора есть в библиотеке;
  • какие издания книги имеются в фонде библиотеки.
 По трудоёмкости выполнения II категории сложности I категории сложности III категории сложности

По трудоёмкости выполнения

II категории сложности

I категории сложности

III категории сложности

Показателями сложности являются  количество и характер использованных источников информации;  способы отбора документов; способы библиографической группировки; формы доведения библиографической информации до потребителя; объём выданной библиографической информации.

Показателями сложности являются

  • количество и характер использованных источников информации;
  • способы отбора документов;
  • способы библиографической группировки;
  • формы доведения библиографической информации до потребителя;
  • объём выданной библиографической информации.
   Фактографические справки подразделяются на: адресные биографические статистические топографические

  Фактографические справки подразделяются на:

адресные

биографические

статистические

топографические

 Модели комплексного библиотечно-информационного обслуживания   уточняющая справка + установление местонахождения документа + доставка документа (или его копии) удалённому пользователю;  тематическая справка + установление местонахождения подобранных по теме документов с использованием электронных каталогов + доставка документов пользователю;   фактографическая справка + формирование пакета документов и их частей, содержащих необходимую фактографическую информацию + доставка пользователю.

Модели комплексного библиотечно-информационного обслуживания

  • уточняющая справка + установление местонахождения документа + доставка документа (или его копии) удалённому пользователю; 
  • тематическая справка + установление местонахождения подобранных по теме документов с использованием электронных каталогов + доставка документов пользователю; 
  • фактографическая справка + формирование пакета документов и их частей, содержащих необходимую фактографическую информацию + доставка пользователю.
Работаем вместе 1 группа. На уроке математики вы изучаете теорему Пифагора. Учитель попросил Вас найти годы жизни Пифагора. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения. 2 группа. На следующем уроке украинской литературы вы будете изучать творчество писателя Михаила Лермонтова и вам предлагают подготовить дополнительный материал о его жизни. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

Работаем вместе

  • 1 группа. На уроке математики вы изучаете теорему Пифагора. Учитель попросил Вас найти годы жизни Пифагора. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.
  • 2 группа. На следующем уроке украинской литературы вы будете изучать творчество писателя Михаила Лермонтова и вам предлагают подготовить дополнительный материал о его жизни. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

3 группа. Вы пришли в библиотеку за книгой Николая Гоголя «Ревизор». Назовите вид справки и  алгоритм ее выполнения. 4 группа . У библиотекаря вы спрашиваете книгу Ивана Бунина «Избранные произведения», которую необходимо прочитать и принести на открытое мероприятие. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения. 5 группа . Вам необходимо объяснить понятие  «притча». Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения. 6 группа . Назовите произведения Сергея Есенина о природе. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.
  • 3 группа. Вы пришли в библиотеку за книгой Николая Гоголя «Ревизор». Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.
  • 4 группа . У библиотекаря вы спрашиваете книгу Ивана Бунина «Избранные произведения», которую необходимо прочитать и принести на открытое мероприятие. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.
  • 5 группа . Вам необходимо объяснить понятие
  • «притча». Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.
  • 6 группа . Назовите произведения Сергея Есенина о природе. Назовите вид
  • справки и алгоритм ее выполнения.
Дайте ответ 1. Большая междисциплинарная область науки, которая объединяет психологию, информатику, информационный дизайн, лингвистику и библиотечное дело – это 2. Что является результатом информационного поиска? 3. Какие справки бывают? 4. По форме доведения информации до пользователей справки делятся на: Информационный поиск Справка Адресная, уточняющая, фактографическая, тематическая Устные, письменные

Дайте ответ

1. Большая междисциплинарная область науки, которая объединяет психологию, информатику, информационный дизайн, лингвистику и библиотечное дело – это

2. Что является результатом информационного поиска?

3. Какие справки бывают?

4. По форме доведения информации до пользователей справки делятся на:

Информационный поиск

Справка

Адресная, уточняющая, фактографическая, тематическая

Устные, письменные

Дайте ответ 5. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. (алфавитный каталог). 6. На какие вопросы дает ответ алфавитный каталог? (Имеется ли в библиотеке нужная книга? Какие книги интересующего Вас автора имеются в библиотеке? Какие издания интересующей Вас книги имеются в библиотеке?) 7. Что такое «комплексное обслуживание»? («поиск и предоставление документов по линиям связи».

Дайте ответ

5. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. (алфавитный каталог).

6. На какие вопросы дает ответ алфавитный каталог? (Имеется ли в библиотеке нужная книга? Какие книги интересующего Вас автора имеются в библиотеке? Какие издания интересующей Вас книги имеются в библиотеке?)

7. Что такое «комплексное обслуживание»? («поиск и предоставление документов по линиям связи».

Итог урока РЕФЛЕКСИЯ Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Какими новыми знаниями ви обогатились?  1. Запомнить материал урока 2. Подготовить по 2 запроса разного вида.

Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Какими новыми знаниями ви обогатились?

1. Запомнить материал урока

2. Подготовить по 2 запроса разного вида.

Список использованных источников литературы

  • Библиографическая деятельность библиотеки [Электрон. ресурс].- Режим доступа.-
  • http://www.erudition.ru/referat/printref/id.44925_1.html
  • Библиографическое обслуживание [ Электрон. ресурс].- Режим доступа.-
  • http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/bib062.shtml
  • Виды библиографических справок и особенности их учета [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.iv-obdu.ru/content/view/193/38/
  • Виды библиографических справок. Учет работы по справочно-информационному обслуживанию[Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.lib.usue.ru/text/dop/bibl4.pdf
  • Информационные технологии поиска информации[Электрон. ресурс].-Режим доступа.- http://inftis.narod.ru/is/is-n8.htm
  • Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://rudocs.exdat.com/docs/index-247028.html?page=3
  • Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения [ Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.nii.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=122:---q--q------&catid=15&Itemid=102
  • Понятие справочно-библиотечного обслуживания [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://otherreferats.allbest.ru/culture/00120308_0.html
  • Публичные библиотеки. Пути взаимодействия [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!