СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок для 8 класса познакомит учащихся с понятием СБО, информационный поиск, библиографические справки и их виды, АК, методы поиска;   развивать навыки работы в библиотеке, правильно формулировать свой запрос, самостоятельно пользоваться СБА библиотеки, умение использовать разные методы поиска; формировать коммуникативную, информационную, самообразовательную компетентности; развивать у учащихся потребность в постоянном поиске информации.

Просмотр содержимого документа
«БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №49 ГОРОДА МАКЕЕВКА»












БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ

РЕШЕНИЯ


8 класс






Разработала: Галаган Е.Н.,

библиотекарь













Макеевка 2019



БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ

РЕШЕНИЯ

8 класс


Тема. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их

Решения.

Цель: познакомить учащихся с понятием СБО, информационный поиск, библиографические справки и их виды, АК, методы поиска; развивать навыки работы в библиотеке, правильно формулировать свой запрос, самостоятельно пользоваться СБА библиотеки, умение использовать разные методы поиска; формировать коммуникативную, информационную, самообразовательную компетентности; развивать у учащихся потребность в постоянном поиске информации.

Оборудование: схемы, алфавитный каталог, компьютер

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І. Организационный момент

Добрый день, дети! Садитесь.

ІІ. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 2)

Сегодня у нас библиотечный урок на тему «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения». Мы с вами вспомним о справочно-библиографическом аппарате библиотеки, справочно-библиографическим обслуживании пользователей, познакомимся с методами информационного поиска, узнаем, какие существуют результаты поиска информации, рассмотрим виды справок, определимся с алгоритмом их выполнения.

ІІІ . Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, скажите, что вы помните с прошлых наших встреч об СБА библиотеки и СБО пользователей? / Учащиеся отвечают/. Молодцы!

ІV. Содержание основного занятия

Библиотекарь. Основными объектами учёта в СБО являются запросы и ответы. Наиболее часто встречающийся вид ответа — справка. (Слайд №3)

Пользователь приходит в библиотеку с конкретным вопросом (запросом). Для того, что бы библиотекарь или сам пользователь выполнил данный запрос необходимо осуществить информационный поиск. (Слайд№4).

Сначала системы автоматизированного ИП, или информационно-поисковые системы (ИПС), использовались лишь для управления информационным взрывом в научной литературе. Многие университеты и публичные библиотеки стали использовать ИПС для обеспечения доступа к книгам, журналам и другим документам. Широкое распространение ИПС получили с появлением сети Интернет. Наибольшей популярностью пользуются поисковые системы Google, Яндекс и Рамблер.

Библиотекарь. Информационный поиск — большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики и библиотечного дела. (Слайд№5).

ИП рассматривает поиск информации в документах, поиск самих документов, извлечение данных из документов, поиск текста, изображений, видео и звука в локальных реляционных базах данных, в гипертекстовых базах данных таких, как Интернет и локальные интернет-системы.

Поиск информации представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов (текстов) всех таких, которые посвящены указанной теме (предмету), удовлетворяют заранее определенному условию поиска (запросу) или содержат необходимые (соответствующие информационной потребности) факты, сведения, данные.

Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и предоставление необходимой информации заинтересованным лицам.

В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов (Слайд№6)

Центральная задача ИП — помочь пользователю удовлетворить его информационную потребность ( запрос).

Виды поиска (Слайд №7)

Полнотекстовый поиск — поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска — любой интернет-поисковик, например www.yandex.ru, www.google.com.

Поиск по метаданным — это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой — название документа, дата создания, размер, автор и т. д. Пример поиска по реквизитам — диалог поиска в файловой системе (например, MS Windows).

Поиск по изображению — поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии. В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.

В период большого информационного поля все запросы, которые не могут выполнить библиотеки документами своих фондов, выполняются с помощью информационно-поисковых систем.

Существуют такие методы поиска(Слайд№8) Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе. Для осуществления нужны следующие условия:

  1. Наличие у документа точного адреса

  2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:

  • Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса.

  • Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске - с точки зрения содержания.
При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов. В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Библиотека - собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

  1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

  2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

  1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

  2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Результатом информационно-поискового поиска будет ответ пользователю (справка) 

Библиографическая справка — это «ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка), о содержании библиографической информации по определенной теме (тематическая справка); об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка)». Фактографическая справка — «ответ на запрос, содержащий фактические сведения». (ГОСТом 7.0—99 «Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения»)

Давайте теперь вместе попробуем разобраться в этом определении. Справка – это ответ на какой-то вопрос. В зависимости от цели вашего запроса (вопроса) справки бывают четырех видов: адресная, тематическая, уточняющая, фактографическая. (Слайд №9)

Справки делят на внутренние и внешние. (Слайд №10)
         Внутренние справки выполняются при непосредственном контакте с пользователями, внешние — по запросам, поступающим от удалённых пользователей по каналам связи (телефону, традиционной и электронной почте и др.). В последние годы получила распространение такая разновидность внешних справок, как виртуальная. Это справка, выполненная виртуальной справочной службой в режиме on-line.    По форме доведения информации до пользователей справки делятся на письменные и устные. (Слайд №11)

Письменная справка - это справка, доведённая до потребителя в документально фиксированной форме. В свою очередь, устная справка определяется как совокупность сведений об источниках информации, сообщаемых в устной форме в ответ на конкретный запрос разового характера, требующий использования справочно-библиографического аппарата, или как библиографическая справка, доведённая до потребителя в устной форме. Для тематических справок подвидами являются справки биобиблиографические, картографические и другие.

Для уточняющих — справки по установлению места публикации правовых актов, патентные, справки по заглавиям художественных произведений. Для фактографических — терминологические справки, по подбору цитат и т.д.

А теперь давайте познакомимся с каждой более детально.
      Результатом адресного поиска является   адресная справка (иногда её называют библиотечной) — это библиографическая справка, устанавливающая наличие и/или местонахождение документа (или его части) в конкретном фонде (информационном массиве). Адресная справка содержит однозначный ответ на вопрос, имеется ли в фонде библиотеки искомое издание. Она также может содержать информацию о библиотеках и/или информационных центрах, в которых оно хранится. 

Известны следующие разновидности адресных справок: 
          1) справка с указанием шифра и/или электронного адреса документа; 
          2) справка с указанием библиотеки и/или информационного центра — держателя документа. 

 А вот средством адресного библиотечного поиска являются алфавитный каталог, авторские указатели. (Слайд №12)

Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов.

Его задача – дать ответ на вопросы: (Слайд №13)

а) есть ли в библиотеке определенная книга;

б) какие книги того или иного автора есть в библиотеке;

в) какие издания книги имеются в фонде библиотеки.

Все карточки в каталоге расставляются в строгом алфавите авторов и названий книг, например:

Авсеева Т.А.
Автоматизация агломерационного производства
Автоматизация банковской деятельности
Автоматизация в металлургии
Автономов П.А.

Карточки с описанием двух или трех авторов расставляются под фамилией первого автора. Карточки с описанием четырех и более авторов расставляются под заглавием.

Если в процессе выполнения адресной справки выясняется, что пользователь неверно указал в запросе библиографические данные о документе, адресный запрос трансформируется в уточняющий. В этом случае, прежде чем дать ответ о наличии документа в фонде библиотеки или о его местонахождении в фондах других библиотек и/или информационных центров, специалисту необходимо уточнить элементы библиографического описания документа.

         Уточняющая справка — это библиографическая справка, устанавливающая или уточняющая элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. Уточняющая справка содержит библиографические сведения, достаточные для идентификации документа.
          Наиболее распространённые варианты:

          1) уточнение или установление автора книги;

          2) уточнение или установление заглавия книги;

         3) уточнение или установление библиографических данных о статье (например, источника    публикации статьи);

          4)  уточнение библиографических данных периодического или продолжающегося издания.

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

        Тематическая справка - ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию по определенной теме. Они дифференцируются в зависимости от целевого и читательского назначения, формы подачи информации, трудоёмкости выполнения. (Слайд №14)            

         Показателями сложности являются: (Слайд №15)

  • количество и характер использованных источников информации;

  • способы отбора документов;

  • способы библиографической группировки;

  • формы доведения библиографической информации до потребителя;

  • объём выданной библиографической информации.
               I категория сложности – это справки, выполненные по запросам пользователей в помощь самообразованию, учёбе, проведению досуга, любительскому творчеству. Эти запросы не требуют исчерпывающей полноты информации, длительных разысканий и выполняются путём обращений к системе каталогов и картотек библиотеки, компьютеру, к рекомендательным библиографическим пособиям. Объём включённых в список документов, как правило, не превышает 30 названий.

         II категория - справки, выполненные в ответ на запрос специалистов с целью изучения литературы в управленческой, научной, производственной, творческой деятельности. Эти справки содержат от 80 до 100 названий, а для их выявления используются государственные и научно-вспомогательные указатели.
           III категория - справки, вызванные той же целью обращения, что и справки II категории сложности, но для их выполнения используются наряду с вышеперечисленными источниками информации национальные библиографии зарубежных стран, обзорные и реферативные издания, прикнижные и пристатейные списки литературы, СБА других библиотек и органов научно-технической информации. Подобные справки содержат свыше 100 названий.

 Фактографическая справка - ответ на запрос, содержащий фактические сведения.(Слайд №16)

В качестве фактографических справок также рассматривают найденные по запросу цитаты.

В последнее время отмечается увеличение числа фактографических справок в СБО. Это связано с тем, что пользователи библиотеки всё чаще стремятся получить не просто библиографическую справку, а информацию как таковую. Рост фактографических запросов побуждает включить в сферу СБО справочные услуги массового характера, т.е. обеспечение запросов населения, связанных с повседневной жизнью: где и как можно отдохнуть, найти жильё, работу, получить образование. Таким образом, библиотека концентрирует ресурсы различных социальных служб, что, несомненно, удобно для её пользователей.

Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.), интернет. Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.

Если поиск оказывается безуспешным, то его результатом становится отрицательный ответ пользователю. 

 Одной из основных тенденций развития СБО является  «комплексное обслуживание» (Слайд № 17). Оно включает «поиск и предоставление документов по линиям связи». В настоящее время сложились следующие модели комплексного библиотечно-информационного обслуживания: 
            1) уточняющая справка + установление местонахождения документа + доставка документа (или его копии) удалённому пользователю; 
          2) тематическая справка + установление местонахождения подобранных по теме документов с использованием электронных каталогов + доставка документов пользователю; 

3) фактографическая справка + формирование пакета документов и их частей, содержащих необходимую фактографическую информацию + доставка пользователю.

V. Практическая часть. (Слайд №18-19)

Учащихся делят на шесть групп, каждая из которых получает задание, выполняет его и разыгрывает.

  1. На уроке математики вы изучаете теорему Пифагора. Учитель попросил Вас найти информацию о годах жизни Пифагора. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

  2. На уроке украинской литературы вы будете изучать творчество писателя Михаила Лермонтова, и вам предлагают подготовить дополнительный материал о его жизни. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

  3. Вы пришли в библиотеку за книгой Николая Гоголя «Ревизор». Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

  4. У библиотекаря вы просите книгу Ивана Бунина «Избранные произведения», которую необходимо принести и прочитать на открытое мероприятие. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

  5. Вам необходимо объяснить понятие «притча». Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

  6. Назовите произведения Сергея Есенина о природе. Назовите вид справки и алгоритм ее выполнения.

 VІ. Закрепление (Слайд №20-21)

1. Большая междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики и библиотечного дела (информационный поиск)

2. Результатом информационного поиска является (справка)

3. Справки бывают (адресная, уточняющая, фактографическая, тематическая).

4. По форме доведения информации до пользователей справки делятся на (устные, письменные).

5. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов (алфавитный каталог).

6. На какие вопросы дает ответ алфавитный каталог? (Имеется ли в библиотеке нужная книга? Какие книги интересующего Вас автора имеются в библиотеке? Какие издания интересующей Вас книги имеются в библиотеке?)

7. Что такое «комплексное обслуживание»? («Поиск и предоставление документов по линиям связи».

VІ. Итог урока (рефлексия). (Слайд №22)

VІІ. Домашнее задание. (Слайд №22)

  1. Запомнить материал урока

  2. Подготовить по 2 запроса разного вида.










Список использованных источников литературы


Библиографическая деятельность библиотеки [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.erudition.ru/referat/printref/id.44925_1.html

Библиографическое обслуживание [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/bib062.shtml

Виды библиографических справок и особенности их учета [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.iv-obdu.ru/content/view/193/38/

Виды библиографических справок. Учет работы по справочно-информационному обслуживанию[Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://www.lib.usue.ru/text/dop/bibl4.pdf

Информационные технологии поиска информации[Электрон. ресурс].-Режим доступа.- http://inftis.narod.ru/is/is-n8.htm

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://rudocs.exdat.com/docs/index-247028.html?page=3

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения[Электрон. ресурс].- Режим доступа.-http://www.nii.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=122:---q--q------&catid=15&Itemid=102 Понятие справочно-библиотечного обслуживания [Электрон. ресурс].- Режим доступа.- http://otherreferats.allbest.ru/culture/00120308_0.html

Публичные библиотеки. Пути взаимодействия [Электрон. ресурс].- Режим доступа.-

http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!