Тема библиотечного урока «Периодика для детей» (газеты)
6-9 классы ОВЗ
Цитата: «Газета – оперативность известий».
Цель: Формирование представления о том, что такое газеты, почему они называются периодикой, развитие читательского интереса, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Образовательная задача:
1. Развивать наблюдательность, формировать коммуникативные навыки обучающихся.
2. Развивать творческие способности обучающихся.
3. Узнать историю появления газеты.
Развивающие задачи:
1. Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия.
2. Развивать логическое мышление и кругозор обучающихся.
Воспитательные задачи:
1. Формировать положительный эмоциональный настрой, привлечь внимание к детской периодике.
2. Формировать навык эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, проблемно-поисковый, исследовательский.
Раздаточный материал: памятка «Как читать периодику», карточки с вопросами, листки бумаги для ответов, словари.
Оборудование: Выставка «На волне периодики», презентация к уроку, проектор, экран.
Планируемый результат:
расширить представления о периодических изданиях
расширить словарный запас
научиться самостоятельно работать с периодикой
работать в группах, высказывать свое мнение о прочитанном
научиться выделять главное в периодических изданиях
Ход урока
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. В современном мире много информации даже порой не успеваешь все переосмыслить.
Ребята ответьте мне на вопрос: Что такое информация?
Информация – это:
- Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.
- Сообщения, осведомляющие о положении дел (дети отвечают, если затрудняются, то просмотреть значение в словаре Ожегова)
Давайте, вместе с вами уточним, как мы получаем информацию. Если произошло какое-то событие, из какого источника вы впервые узнаете об этом? (Радио и телевидение.)
Вы об этом услышали и увидели, но вы хотите понять, почему это произошло? Как? Кто виноват? Возникает сразу множество вопросов. А комментария, как такового, в новостях нет. «У факта не должно быть чувств» – таково кредо информационной службы телевидения. Как вы думаете, что поможет вам ответить на эти вопросы? (Газеты)
Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.
А сейчас давайте с вами попробуем определить тему сегодняшнего нашего урока, (дети предлагают варианты), а давайте назовем наш урок «Периодика для детей». Сегодня мы поговорим о периодических изданиях для детей.
А что же такое периодические издания или периодика? (Ребята отвечают)
Задание: Посмотреть в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова определения: «Периодика – периодические издания (газеты и журналы). «Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».
«Периодический» – выходящий (из печати) через определенные промежутки времени».
Издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее.
Историческая справка: (презентация)
ПЕРВАЯ РУКОПИСНАЯ ГАЗЕТА Первая русская рукописная газета «Куранты» начали выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. «Куранты» составлялись дьяками посольского приказа.
ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА 16 декабря 1702 года Петр I издал указ о создании первой русской газеты. В декабре 1702 года вышли два рукописных экземпляра «Ведомостей», а 2 января 1703 года — первый печатный номер газеты. 13 января в России отмечается День российской печати, именно в этот день в 1703 году по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости.
СОЦОПРОС:
1. Как часто вы читаете газеты и журналы?
2. Какие газеты и журналы вы знаете?
3. Какие газеты и журналы вы читаете?
4. Сколько времени вы уделяете чтению газет и журналов?
Работа в группе На столе у каждого, находится газета:
- определите название, дату выхода газеты?
- определите, есть ли у газеты обложка?
- на каких по размеру листах выходит газета?
- назовите главную особенность газеты – ее оперативность. Она быстро откликается на все события в жизни людей и отражает их на своих страницах. Самые важные статьи помещаются на первой странице, или полосе.
В нашей стране издается большое количество детских газет. Друг от друга газеты отличаются не только названиями, но и назначением.
- Газета может быть новостной, развлекательной, политической, специальной (все статьи подчинены одной тематики) и т.д.
- В газете могут быть постоянные рубрики.
- В газете могут быть размещены: репортаж, интервью, зарисовка (это жанр информации в газете).
Давайте посмотрим небольшую информацию, виртуальную выставку о детских газетах (презентация).
● «Детская газета» - Красочно оформленная, познавательная и очень интересная газета-журнал. Издается с 8 августа 1996 года. Предназначена для детей от 7 до 14 лет. Но более всего эта газета подходит для детей–почемучек, так как на страницах этого журнала очень много интересных кроссвордов, задач, пословиц и поговорок а так же анекдотов и рассказов о жизни младших школьников и все они оформлены красочными детскими картинками.
● Детская газета «Непоседа»
- Есть классные и интересные комиксы (это особенно здорово для тех, кто только учится читать): с интересными фактами про животных, про космос и про многое другое.
- Приключенческие рассказы с постоянными героями.
- Самые разнообразные и очень интересные задания: лабиринты, кроссворды, отличия, филворды, соединялки по точкам, квесты, собиралки слов, раскраски.
- В каждом номере есть тематическая настольная игра-«ходилка».
- Есть интересные разделы, такие как страшилки или шутки.
- Есть мастер-классы по лепке, рисованию, кулинарии.
- Есть возможность поучаствовать в творческих конкурсах от журнала.
● Детская газета «Пионерская правда» - Издается с 6 марта 1925 года. Тираж - 30 тыс.
- Газета для детей и подростков с красочными приложениями «Привет девченки и мальчишки», «Ася и Клава».
- Детское творчество, спорт, досуг, новости
● Детская газета «Почемучкам обо всём на свете» – познавательный журнал для детей от 6 до 12 лет. Каждый выпуск построен в форме ответов на вопросы, присылаемые юными читателями в редакцию, и посвящён определённой теме. В нём можно найти ответы на многие вопросы об окружающем мире, которые интересуют детей: как на Земле появилась жизнь, почему после дождя появляется радуга, зачем волки воют на луну, как устроен принтер и многое другое.
● Детская газета «Волшебный карандаш» издается с 1991 года. Выходит 1 раз в месяц. «Волшебный карандаш» – это коллекция чарующих картинок, которые наполнят ваш день яркостью и радостью. Здесь вы найдете волшебные миры, феерических персонажей и волшебство на страницах. С его помощью вы сможете окунуться в потрясающие иллюстрации, восхититься неповторимыми рисунками и насладиться мастерством художников.
________________________________________________________________________________
● Детская газета «Школьники» - издается с 2008 года. Выходит 2 раза в месяц. Для детей с 12 лет.
● Детская газета «Фантазёры» – развлекательная и познавательная газета для детей от 5 до 12 лет. Настя, Коля и Вова - главные герои страны Фантазёрии. Они играют и читают, делятся своими радостями и тревогами, рассказывают, рассуждают и спорят.Вместе с ними наши маленькие читатели узнают о предметах и явлениях окружающего мира, учатся общаться и дружить.
Работа в группе: Определите, какие специалисты работают над выпуском газет?
Но прежде, чем начать работу, давайте посмотрим на стол. Вы видите следующие слова: - ПЕРИОДИКА (это периодические издания (газеты и журналы).
- ПРЕССА (это печатные и электронные издания СМИ),
- ПЕРИОДИЧЕСКИЙ (выходящий (из печати) через определенные промежутки времени),
- ЖУРНАЛИСТ (это специалист, который собирает информацию и распространяет ее в средствах массовой информации),
- РЕДАКТОР (это специалист, занимающийся подготовкой, корректировкой и оформлением текстовых, графических или мультимедийных материалов для публикации в различных средствах массовой информации.
- РЕДКОЛЛЕГИЯ (это коллектив экспертов, который определяет редакционную политику издания, утверждает и корректирует содержание следующего номера, его наполнение и художественное оформление).
- ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным).
- НОМЕР (это количество вышедших газет).
- ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража).
- РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела).
Задание «Чей заголовок?» Индивидуальное или групповое задание.
Нарезать отдельно текст и отдельно заголовки.
Задача — предложить детям подобрать заголовки к нужному тексту. Но простота задания в том, что без прочтения текста легко понять, какой заголовок по формату или размеру подходит. Здесь можно усложнить задание и заголовки распечатать отдельно на принтере.
Почти в каждом образовательном учреждении выпускается свое малотиражное печатное издание. Газета, в которой освещаются школьные и внешкольные мероприятия, праздники и деятельность совета школьников. Важно то, что газета стала не только источником информации о событиях школьной жизни, но и возможность рассказать о своей жизни, увлечениях, вопросах и проблемах. Ребята школы с нетерпением ждут ежемесячного выпуска газеты. Кстати, если вам захочется проявить свои способности, а может, просто, попробовать для себя интересную профессию репортера или оформителя. И может быть, через много лет, мы сможем гордиться тем, что именно наша маленькая школьная газета стала для кого-то из вас первой ступенькой на пути к журналистике.
Задание: Выпуск школьной газеты (работа групповая). Вырезки можно взять со школьного сайта о прошедших мероприятиях.
Придумай свою (школьную) газету. Индивидуальное задание (работа в парах, работа класса, подгрупповая работа)
Задача — разработать/придумать свою (школьную) газету.
В разработке — вид издания, целевая аудитория, тираж, территория распространения, постоянные рубрики, интервью со звездой (определить, какая звезда подойдёт для конкретного издания и составить несколько вопросов), полезные и интересные фишки. Сюда можно поставить любую задачу, экспериментируйте.
Выполнение данного задания также завершается презентацией.
Рефлексия:
О чем сегодня шла речь? Проведем с вами такую игру: «Я узнал (а)…»
1. Что такое периодика…
2. Что из себя представляют газеты…
3. Что освещают в газетах … (события, информация)
4. В каком году вышел первый номер газеты … (1703 по указу Петра1)
5. Как называлась первая газета … (Ведомости)
6. Какую газету выпустила наша школа …
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ С ПЕРИОДИКОЙ
1. Не читай все подряд. Прежде чем читать, просмотри рубрики газеты, заголовки статей, что поможет тебе выбрать нужные и интересные материалы.
2. Не оставляй без внимания непонятные слова и выражения. Найди их значения в справочной литературе.
3. Воспользуйся картой, чтобы найти те места, о которых идет речь в статье.
4. Участвуй в конкурсах, выполняй задания, решай кроссворды. Это поможет тебе узнать больше, сделает твой досуг интересней.
5. Понравилась статья, заинтересовал материал – обратись к книгам по той или иной теме. В библиотеке тебе помогут их найти.
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ С ПЕРИОДИКОЙ
1. Не читай все подряд. Прежде чем читать, просмотри рубрики газеты, заголовки статей, что поможет тебе выбрать нужные и интересные материалы.
2. Не оставляй без внимания непонятные слова и выражения. Найди их значения в справочной литературе.
3. Воспользуйся картой, чтобы найти те места, о которых идет речь в статье.
4. Участвуй в конкурсах, выполняй задания, решай кроссворды. Это поможет тебе узнать больше, сделает твой досуг интересней.
5. Понравилась статья, заинтересовал материал – обратись к книгам по той или иной теме. В библиотеке тебе помогут их найти.
ЛИСТОК - СЛОВАРИК | ЛИСТОК - СЛОВАРИК |
Информация – это: | Информация – это: |
1. Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах. | 1. Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах. |
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел. | 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел. |
| |
Периодические издания – (газеты) выходящие из печати через определенные промежутки времени. | Периодические издания – (газеты) выходящие из печати через определенные промежутки времени. |
| |
Газета – периодическое издание в виде больших листов. | Газета – периодическое издание в виде больших листов. |
| |
Статья – небольшое (научное) сочинение в газете. | Статья – небольшое (научное) сочинение в газете. |
| |
Периодика – периодические издания (газеты). | Периодика – периодические издания (газеты). |
| |
Пре́сса — часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных изданий. | Пре́сса — часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных изданий. |
| |
Журналист – это человек, который занимается сбором и обработкой актуальной информации для ее дальнейшей публикации в средствах массовой информации. | Журналист – это человек, который занимается сбором и обработкой актуальной информации для ее дальнейшей публикации в средствах массовой информации. |
| |
Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание... | Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание... |
| |
Редакционная коллегия (редколлегия) — совещательный или руководящий орган из группы авторитетных лиц, который оказывает изд-ву или печатному органу помощь в выборе, подготовке и оценке произведений для издания или серии изданий (редколлегия серии). | Редакционная коллегия (редколлегия) — совещательный или руководящий орган из группы авторитетных лиц, который оказывает изд-ву или печатному органу помощь в выборе, подготовке и оценке произведений для издания или серии изданий (редколлегия серии). |
ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным). | ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным). |
НОМЕР (это количество вышедших газет). | НОМЕР (это количество вышедших газет). |
ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража). | ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража). |
РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела). | РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела). |
Задание 1. Знакомство с газетой. Индивидуальное задание.
Раздаём каждому участнику кружка свою газету. Желательно, чтобы все газеты были разными, тем интереснее будет финальная презентация. Важно, чтобы у каждого участника было по несколько выпусков газеты, чтобы он мог их сравнить.
Задача: расскажите, что вы можете сказать об истории создания вашей газеты. Здесь дети работают со своими газетами. Если есть Интернет, то задание можно усложнить поиском дополнительной информации.
Еще задачи: определить, почему именно так называется газета; определить характер/вид издания (новостной, развлекательный, политический и т.д.); определить постоянные рубрики.
Задача: найти в газетах публикации, например, в жанре интервью, репортаж и зарисовка. Обосновать, почему материал написан в этом жанре (основывайтесь на тех жанрах, которые изучены детьми).
Задача: найдите заголовок, который больше всего зацепил. Найдите скучной заголовок. Обоснуйте ваш выбор и придумайте свой вариант заголовка.
Даём время на работу и по итогам выполнения задания каждый участник делает презентацию своего издания.
Задание 2. Придумай свою газету. Индивидуальное задание или работа в парах.
Задача — разработать/придумать свою газету.
В разработке — вид издания, целевая аудитория, тираж, территория распространения, постоянные рубрики, интервью со звездой (определить, какая звезда подойдёт для конкретного издания и составить несколько вопросов), полезные и интересные фишки. Сюда можно поставить любую задачу, экспериментируйте.
Выполнение данного задания также завершается презентацией. Можно обойтись одним занятием и выполнить эту работу быстро. А можно подойти творчески и, например, в программе Canva сделать макет своей газеты. Такой подход кажется более эффективным, но исходим из технических возможностей.
Задание 3. Программа новостей. Индивидуальное задание.
В этом задании используем тексты из газеты, как дополнительную возможность для отработки ораторских навыков и работы с новым текстом, основы презентации и говорения.
Задачи:
Составить свой новостной блок, например, из 5 публикаций.
Публикации не должны быть огромными или их можно сократить.
Определить о чём будет ваш новостной блок и на основе этого выбрать материал.
Презентовать свой блок и прочитать материал, как диктор на телевидении.
Задание 4. Чей заголовок? Индивидуальное или групповое задание.
В этом задании педагогу придётся потрудиться — нарезать отдельно текст и отдельно заголовки.
Задача — предложить детям подобрать заголовки к нужному тексту. Но простота задания в том, что без прочтения текста легко понять, какой заголовок по формату или размеру подходит. Здесь можно схитрить и заголовки напечатать отдельно и распечатать на принтере.
На выполнение этого задания придётся потратить время, но оно того стоит. А если ещё и тексты будут подобраны полезные, то двойная польза обеспечена.
Задание 5. Газетный Квест. Индивидуальное задание.
Задача — ответить на вопросы, поработав с материалом.
Нарезаем материал и размещаем его по классу. Что-то крупно, а что-то мелко. Материал из газет можно смешать с терминами и определениями, базовыми знаниями темы.
Далее устраиваем дискуссию и обсуждаем ответы, сложность задания.
Количество заданий определяется педагогом самостоятельно.
Данное задание позволит педагогу проверить усвоенные детьми знания по теме.
Время на выполнение задание зависит от количества детей в группе, их знаний, времени на изучение темы и плана программы.
Удачи в проектах и делитесь вашими успехами. Будем рады их опубликовать!