СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Конспект урока в 8 классе по теме "Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология. Конспект урока в 8 классе по теме "Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови "»

Предмет: биология

Дата проведения урока: Урок № 18 Класс 8

Тема урока: Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови

Планируемые результаты:

- Личностные: осознавать необходимость изучения крови; проявлять интерес к новому содержанию учебного материала; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу класса; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

- Предметные: характеризовать  группы крови;

- описывать принцип переливания крови;

- описывать механизм свёртывания крови;

- доказывать значимость переливания и свёртывания крови в жизни человека;

- доказывать необходимость учёта резус-фактора в переливании крови;

- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.

- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) и осознавать конечный результат работы;

оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Тип урока: урок комбинированный

Оборудование урока: телевизор, компьютер.

Основные понятия и термины: донор, реципиент, резус фактор.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку.


  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.


1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 55% от объёма крови.

4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов

10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.


- Сколько крови в организме человека?

- Является ли это количество строго постоянным?

- При каких условиях объем крови в организме может измениться?

Одно из самых распространенных заболеваний крови – малокровие.

  1. Медицинское название малокровия

  2. Причины малокровия

(Заполнение таблицы в результате эвристической беседы)

Причина малокровия

Меры борьбы

Недостаток эритроцитов, снижение количества гемоглобина

Переливание крови

Плохое питание

Fе – морепродукты, мясо, гречка, фасоль, яблоки, капуста и …

Нарушение функций красного костного мозга

лечение

Инфекционные заболевания

лечение

Потеря крови (травмы с разрывом сосудов)

Переливание крови

- О чем мы сегодня поговорим? Какова тема урока?

- Что мы должны изучить?

Из истории переливания крови:

Лечить малокровие пытались с древних времен:

- Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило успеха.

- 1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.

- в 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.

Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание было запрещено законом на 150 лет.

- в 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку. Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.

- в России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при смерти из-за большой кровопотери после маточного кровотечения.

А дальше все пошло по-старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.

- Что не было учтено при первых попытках переливания крови?

- Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

- Какие знания о собственной крови необходимо иметь?

- Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?


  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.


Правила переливания крови:

Донор – человек, дающий кровь.

Реципиент – человек, которому вливают кровь.

Совместимость групп крови

Плазма

(агглютинины)

Эритроциты

(агглютиногены)

Реципиенты

I (0)

II (А)

III (В)

IV (АВ)

I α,β

-

+

+

+

I

II β

-

-

+

+

I, II

III α

-

+

-

+

I, III

IV 0

-

-

-

-

Универс.

реципиент

Доноры

Универс. донор

II, IV

III, IV

IV


+ агглютинация

- отсутствие агглютинации

Читаем табл. сверху вниз – доноры:

Кровь I группы можно переливать всем – универсальные доноры!

II – ко II, IV

III – к III, IV

IV – только к IV

Читаем таблицу по горизонтали - реципиенты:

К I можно перелить – I

Ко II можно перелить – I, II

К III можно перелить - I, III

К IV можно перелить – все – универсальный реципиент!

Резус-фактор

Однако, при переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и реципиента иногда встречались тяжелые осложнения.

(с/р с.139) найти ответы на вопросы:

- Чем обусловлены осложнения?

- На какие две группы делятся люди в зависимости от данного фактора?

85 % людей содержат белок – резус-положительные

15 % людей белка не имеют – резус-отрицательные

На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности.

Так к «+» - «+», «-»

К «-» - ?, при переливании «+», в крови у «-» формируются специфические антитела.

- Что произойдет при повторном переливании резус – «+» крови резус -«-» человеку? (агглютинация, шоковое состояние)

Это происходит в том случае, если мать «-», а отец «+», а плод унаследовал «+» кровь. Эритроциты плода попадают в кровь матери, у которой нет резус-белка, и против них вырабатываются антитела. Вещества крови матери через плаценту вновь попадают в организм ребенка, теперь уже имея антитела против эритроцитов ребенка. Возникает резус – конфликт – разрушение эритроцитов, гемолитическая желтуха. С каждой новой беременностью концентрация антител возрастает, что может привести к гибели плода.

Профилактика: ранняя диагностика резус фактора, переливание крови сразу после рождения; введение матери после родов лекарств убивающих антитела к резус фактору.

  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.


- Биологический диктант:

  1. Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -

  2. Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -

  3. Слипание эритроцитов при действии на них белков плазмы другого человека, называется –

  4. Белок находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации –

  5. Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами –

  6. Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода у резус – отрицательной матери –

  7. Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское обследование -


  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.


Домашнее задание параграф читать, конспект выучить


 - Что нам удалось установить?

– Что нового узнали?

– Что было интересным?


Знания полученные на уроке:

- важны для будущей жизни

- были интересны

- вряд ли понадобятся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!