Предмет: биология
Дата проведения урока: Урок № 18 Класс 8
Тема урока: Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови
Планируемые результаты:
- Личностные: осознавать необходимость изучения крови; проявлять интерес к новому содержанию учебного материала; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу класса; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
- Предметные: характеризовать группы крови;
- описывать принцип переливания крови;
- описывать механизм свёртывания крови;
- доказывать значимость переливания и свёртывания крови в жизни человека;
- доказывать необходимость учёта резус-фактора в переливании крови;
- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.
- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия): формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) и осознавать конечный результат работы;
оценивать совместно с учителем результаты своих действий;
сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Тип урока: урок комбинированный
Оборудование урока: телевизор, компьютер.
Основные понятия и термины: донор, реципиент, резус фактор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость
2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.
3. Плазма занимает 55% от объёма крови.
4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Эритроциты выполняют защитную функцию.
6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.
7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.
8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.
9 . Гемоглобин входит в состав лейкоцитов
10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Сколько крови в организме человека?
- Является ли это количество строго постоянным?
- При каких условиях объем крови в организме может измениться?
Одно из самых распространенных заболеваний крови – малокровие.
Медицинское название малокровия
Причины малокровия
(Заполнение таблицы в результате эвристической беседы)
Причина малокровия | Меры борьбы |
Недостаток эритроцитов, снижение количества гемоглобина | Переливание крови |
Плохое питание | Fе – морепродукты, мясо, гречка, фасоль, яблоки, капуста и … |
Нарушение функций красного костного мозга | лечение |
Инфекционные заболевания | лечение |
Потеря крови (травмы с разрывом сосудов) | Переливание крови |
- О чем мы сегодня поговорим? Какова тема урока?
- Что мы должны изучить?
Из истории переливания крови:
Лечить малокровие пытались с древних времен:
- Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило успеха.
- 1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.
- в 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.
Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание было запрещено законом на 150 лет.
- в 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку. Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.
- в России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при смерти из-за большой кровопотери после маточного кровотечения.
А дальше все пошло по-старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.
- Что не было учтено при первых попытках переливания крови?
- Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?
- Какие знания о собственной крови необходимо иметь?
- Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Правила переливания крови:
Донор – человек, дающий кровь.
Реципиент – человек, которому вливают кровь.
Совместимость групп крови
Плазма (агглютинины) | Эритроциты (агглютиногены) | Реципиенты |
I (0) | II (А) | III (В) | IV (АВ) |
I α,β | - | + | + | + | I |
II β | - | - | + | + | I, II |
III α | - | + | - | + | I, III |
IV 0 | - | - | - | - | Универс. реципиент |
Доноры | Универс. донор | II, IV | III, IV | IV | |
+ агглютинация
- отсутствие агглютинации
Читаем табл. сверху вниз – доноры:
Кровь I группы можно переливать всем – универсальные доноры!
II – ко II, IV
III – к III, IV
IV – только к IV
Читаем таблицу по горизонтали - реципиенты:
К I можно перелить – I
Ко II можно перелить – I, II
К III можно перелить - I, III
К IV можно перелить – все – универсальный реципиент!
Резус-фактор
Однако, при переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и реципиента иногда встречались тяжелые осложнения.
(с/р с.139) найти ответы на вопросы:
- Чем обусловлены осложнения?
- На какие две группы делятся люди в зависимости от данного фактора?
85 % людей содержат белок – резус-положительные
15 % людей белка не имеют – резус-отрицательные
На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности.
Так к «+» - «+», «-»
К «-» - ?, при переливании «+», в крови у «-» формируются специфические антитела.
- Что произойдет при повторном переливании резус – «+» крови резус -«-» человеку? (агглютинация, шоковое состояние)
Это происходит в том случае, если мать «-», а отец «+», а плод унаследовал «+» кровь. Эритроциты плода попадают в кровь матери, у которой нет резус-белка, и против них вырабатываются антитела. Вещества крови матери через плаценту вновь попадают в организм ребенка, теперь уже имея антитела против эритроцитов ребенка. Возникает резус – конфликт – разрушение эритроцитов, гемолитическая желтуха. С каждой новой беременностью концентрация антител возрастает, что может привести к гибели плода.
Профилактика: ранняя диагностика резус фактора, переливание крови сразу после рождения; введение матери после родов лекарств убивающих антитела к резус фактору.
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
- Биологический диктант:
Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -
Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -
Слипание эритроцитов при действии на них белков плазмы другого человека, называется –
Белок находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации –
Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами –
Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода у резус – отрицательной матери –
Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское обследование -
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Домашнее задание параграф читать, конспект выучить
- Что нам удалось установить?
– Что нового узнали?
– Что было интересным?
Знания полученные на уроке:
- важны для будущей жизни
- были интересны
- вряд ли понадобятся