СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Битва за Москву

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Битва за Москву»

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: История



Тема: «Битва за Москву и блокада Ленинграда»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Битва за Москву и блокада Ленинграда



  1. Контролируемые умения



  • Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего

  • Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

  • Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего



  1. Предметные умения



  • Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов)

  • Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

  • Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию



  1. Личностные результаты



  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

  • Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране



  1. Функциональная грамотность



  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  • Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

  • Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

  • Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста



Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



У: - В июне 1941-го Гитлер собирался победить СССР за 12 недель. Для этого ему надо было к середине осени захватить Ленинград или Москву, к зиме разбить основные силы русских. В сентябре все силы немцев сосредоточились на захвате Москвы.

- Почему Красной Армии удалось отстоять Москву и Ленинград мы и поговорим на уроке?

У: - Какой план работы вы предложите?

(Ответы учеников)

    1. Актуализация опорных знаний



У: - Битва за Москву и блокада Ленинграда стали ключевыми сражениями Великой Отечественной войны, определившими ее ход и исход.

Битва за Москву это одно из самых значимых сражений в рамках второй мировой войны. Советским войскам впервые удалось остановить массированное наступление немецких войск и создать предпосылки для дальнейшего контрнаступления. 



    1. Целеполагание



Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



1. Москва готовится к обороне. 


У: - План «Барбаросса», являвшийся основным планом нападения нацистской Германии на Советский Союз, предполагал взятие Москвы в течение нескольких месяцев с начала войны. Однако мужественная оборона Красной Армии, проявленная в ходе Смоленского и других сражений лета 1941 года, разрушила немецкие расчеты на быструю победу и вынудила гитлеровцев приостановить наступление на Москву. Немецкое командование, осознавая невозможность достижения первоначальных целей плана «Барбаросса», разработало новый план под кодовым наименованием «Тайфун».

Главная цель операции «Тайфун» заключалась в том, чтобы окружить и уничтожить советские войска, оборонявшие фронт по линии Вязьма-Брянск, и прорваться к Москве до наступления зимних холодов. Группа армий «Центр» была возложена задача выполнения этой стратегической задачи.

Гитлер и его генералы были уверены, что план «Тайфун» приведет к краху советской обороны и открытию пути к Москве.

У: - Слушая дальнейший рассказ учителя постарайся на его основе постарайся выделить причины, по которым гитлеровские захватчики считали Москву главной своей целью.

У: - Москва занимала стратегическое значение в глазах захватчиков не только как политический центр Советского Союза, но и как жизненно важный транспортный узел. Город находился в самом сердце советской железнодорожной сети, являясь точкой схождения основных магистралей со всех уголков страны. Потеря этого критического логистического центра поставила бы под угрозу снабжение протяженного фронта, а также доставку жизненно необходимых ресурсов в города и регионы по всему СССР. Такой сценарий был бы катастрофой для советских военных усилий и мог бы привести к коллапсу всего тыла.

Кроме того, падение столицы имело бы сокрушительное психологическое воздействие на советский народ. Это сломило бы их дух и волю к сопротивлению, создав благоприятные условия для дальнейших успехов захватчиков.

Иосиф Сталин прекрасно осознавал смертельную опасность, которую представляло вторжение на Москву. Он понимал, что потеря столицы будет эквивалентна потере войны. Поэтому он категорически отказался уступить врагу и приложил все усилия для организации непреклонной обороны Москвы. Под руководством Сталина советские власти мобилизовали все имеющиеся ресурсы для укрепления обороны города. Были возведены оборонительные сооружения, сформированы народные ополчения, а население было эвакуировано из потенциальных зон боевых действий.

Сталин также принял ряд стратегических решений, которые в конечном итоге повлияли на исход битвы за Москву. Он назначил Георгия Жукова командующим Западным фронтом. Жуков зарекомендовал себя как талантливый и решительный военачальник, способный остановить наступление противника. Кроме того, Сталин перебросил в район Москвы резервные дивизии из Сибири и Дальнего Востока. Эти подкрепления сыграли решающую роль в отражении немецкого наступления.



У: - В ходе Московской битвы, одном из ключевых и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, были совершены беспримерные подвиги, оставившие неизгладимый след в истории.

В октябре 1941 года в районе Волоколамска развернулись яростные бои. Немецкие войска, располагавшие численным превосходством, пытались прорваться к Москве. Навстречу им выступили курсанты Подольского пехотного и артиллерийского училища. Несмотря на отсутствие должной подготовки и боевого опыта, молодые бойцы продемонстрировали исключительную стойкость и отвагу. За две недели боев им удалось не только сдержать наступление противника, но и отбросить его на несколько километров.

В ноябре 1941 года бойцы 32-й стрелковой дивизии во главе с генералом-майором В. Полосухиным заняли оборону на подступах к городу Истра. В течение шести дней дивизия отражала яростные атаки превосходящих сил противника. При этом солдаты проявляли исключительную стойкость и самоотверженность, сражаясь до последнего патрона. Благодаря их героизму удалось не только остановить продвижение немецких войск, но и сохранить жизненно важный узел обороны.

Полковник Михаил Катуков стал одним из самых легендарных танковых командиров Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года его 4-я танковая бригада приняла участие в контрнаступлении советских войск под Москвой. Танкисты Катукова прорывали оборону противника, нанося сокрушительные удары по его позициям. Бригада внесла существенный вклад в освобождение городов Калинин и Ржев.

Зоя Космодемьянская, юная партизанка, стала символом мужества и стойкости советского народа. В ноябре 1941 года она была заброшена в тыл врага в районе деревни Петрищево. Ее задачей было уничтожение объектов противника. Зоя выполнила задание, но была схвачена немцами. Несмотря на жестокие пытки, она не выдала своих товарищей и была казнена.

Одним из самых известных подвигов Московской битвы стала оборона разъезда Дубосеково в ноябре 1941 года. 28 бойцов-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым приняли на себя удар превосходящих сил противника. Сражаясь против целого полка, они уничтожили около двухсот немецких солдат и танков. В неравном бою все 28 панфиловцев погибли, но ценой своей жизни сдержали наступление врага.


У: - Подвиги героев Московской битвы навсегда останутся в народной памяти. Их мужество, стойкость и самоотверженность стали источником вдохновения для всех последующих поколений россиян.



Непокорённый Ленинград. 


У: - Захватив 8 сентября 1941 г. Шлиссельбург, фашисты полностью отрезали Ленинград от страны. Город с почти 2,5-миллионным населением оказался в блокаде.


У: - Послушайте выступление о действиях нацистов по отношению к жителям блокадного Ленинграда и постарайтесь ответить на вопрос была ли блокада города составной частью нацистской политики геноцида народов СССР?


Немецкие оккупанты намеренно блокировали доставку продовольствия в Ленинград, стремясь вызвать массовую гибель среди гражданского населения. Приказ Гитлера от 22 сентября 1941 года четко инструктировал: «Город должен быть взят голодом». Немцы уничтожали склады и транспортные артерии, обстреливали и бомбили пути доставки. За время блокады от голода погибло около 650 000 ленинградцев (по другим данным, более 1 миллиона).

Окружение города спровоцировало беспрецедентные лишения и страдания. Жители Ленинграда лишились доступа к основным услугам, таким как водопровод, канализация, отопление. Из-за отсутствия продовольствия начался массовый каннибализм. Оккупанты оскорбляли и унижали мирных жителей, не считая их за людей. Такое обращение приравнивается к преступлению против человечности.

Нацисты преднамеренно преследовали советскую элиту в Ленинграде, в том числе политических лидеров, ученых и деятелей культуры. Они стремились ослабить советское сопротивление, ликвидировав интеллигентный слой населения. Так, в конце 1942 года был арестован и казнен митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей Симанский. Также были убиты тысячи членов Коммунистической партии и руководителей промышленных предприятий.

Блокада была частью более широкой нацистской политики по уничтожению славянских народов, известной как «Генеральный план Ост». Ленинград рассматривался как еврейско-большевистский город, который должен был быть стерт с лица земли. Отсутствие международной реакции на трагедию ленинградцев свидетельствует о том, что мировая общественность в то время не полностью осознавала ужасающий характер нацистского геноцида.

В суровые годы Великой Отечественной войны юная девочка Таня Савичева вела траурный дневник, ставший пронзительным свидетельством трагедии осажденного Ленинграда. На пожелтевших страницах тонкой тетради она увековечила имена своих близких, чьи жизни безжалостно унесла война. Дневник Тани стал не просто хроникой смертей, но и символом стойкости и мужества ленинградцев, переживших немыслимые лишения. Короткие, отрывистые фразы, нацарапанные дрожащей рукой, запечатлели дни и часы неизбывной боли и скорби.


У: - В 1995 году Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», согласно которому 27 января отмечается День снятия блокады Ленинграда. В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую блокаду как акт геноцида.



Начало формирования антигитлеровской коалиции. 


У: - Уже в первый день Великой Отечественной войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сделал заявление о готовности Великобритании поддержать Советский Союз в борьбе против нацистской Германии, которая вторглась на советскую территорию 22 июня 1941 года. Аналогичное заявление 24 июня последовал и от президента Соединенных Штатов Америки Франклина Рузвельта. Данное заявление послужило основой для создания антигитлеровской коалиции. 12 июля 1941 года в Москве было подписано советско-британское соглашение, в котором оба государства обязались оказывать друг другу взаимную помощь в войне и не вести сепаратных переговоров с Германией. В том же месяце, в августе 1941 года, Великобритания предоставила Советскому Союзу кредит в размере 10 миллионов фунтов стерлингов для оказания финансовой поддержки. Кроме того, в конце августа советские и британские войска были введены в Иран, чтобы помешать ему присоединиться к Германии и втянуть в войну.

В сентябре 1941 года в Москву прибыл личный представитель президента США Гарри Гопкинс, после чего состоялась конференция в Москве с участием представителей СССР, Великобритании и США (28 сентября - 1 октября 1941 года). На этой конференции западные союзники приняли решение о предоставлении Советскому Союзу помощи по программе ленд-лиза. США предоставили СССР беспроцентный заем в размере 1 миллиарда долларов.

Вступление США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года после нападения Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор существенно расширило возможности советско-американского сотрудничества. 1 января 1942 года в Вашингтоне была подписана Декларация 26 государств (включая США, СССР и Великобританию), которая устанавливала принципы их совместных действий в борьбе против стран фашистского блока.

Победа Красной Армии под Москвой и срыв планов немецко-фашистских войск по захвату Ленинграда значительно укрепило военное и международно-политическое положение Советского Союза. Впервые с начала Второй мировой войны армии фашистских государств, до этого не знавшие поражений, были остановлены и разбиты.

Эта победа вселила надежду на освобождение у оккупированных стран Европы. Япония, первоначально планировавшая нападение на советский Дальний Восток, отложила эти планы на неопределенный срок и переориентировалась на южное направление агрессии.

События конца 1941 - начала 1942 годов продемонстрировали, что Советский Союз не просто отвлекал на себя часть сил стран-агрессоров, но и был способен эффективно противостоять гитлеровской Германии.


ИТОГ


У: - В результате ожесточенных сражений под Москвой в 1941-1942 годах немецко-фашистские войска понесли сокрушительное поражение, которое стало переломным моментом в Великой Отечественной войне. Стратегическое значение битвы Битва за Москву имела колоссальное значение для обеих сторон конфликта. Для Советского Союза она стала символом стойкости и непреклонности в борьбе с захватчиками. Для Германии же неудача под Москвой стала первым серьезным провалом в ходе войны, положив начало крушению планов «молниеносной войны».

Советские войска смогли отбросить противника на 100-250 км от столицы, освободив Московскую, Тульскую, Рязанскую и частично Смоленскую и Орловскую области. Потери немецкой армии в людях составили около 500 тысяч человек, что превысило их совокупные потери в Польской и Французской кампаниях.

Кроме того, на полях сражений остались до 1300 танков, более 2 тысяч орудий и огромное количество другой техники.

Немецкий план «молниеносной войны» предполагал стремительный захват Москвы и Ленинграда, что должно было привести к быстрому разгрому Советского Союза. Однако стойкое сопротивление советских войск сорвало эти планы, доказав несостоятельность немецкой военной доктрины.

После поражения под Москвой стало ясно, что Германия не может рассчитывать на быструю победу. Война приобрела затяжной характер, перейдя в стадию войны на истощение. Исход конфликта теперь во многом зависел не только от происходящего на полях сражений, но и от способности обеих сторон мобилизовать свои ресурсы.

Опыт битвы за Москву показал, что даже в условиях тяжелейших потерь советские войска обладали способностью остановить и отбросить противника. Битва также подчеркнула важность стратегической обороны, умения удерживать ключевые позиции и наносить контрудары в благоприятных условиях.



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

- Проанализируй статистические данные о соотношении военных сил сторон, представленные и сделайте необходимые выводы.


Позиции сравнения

Германия

СССР

Люди

1,8 млн.

1,2 млн.

Танки

1700 ед.

990 ед.

Орудия

14 тыс. ед.

7,6 тыс. ед.


(Работают с данными и выполняют задание рабочего листа)



    1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

У: - Рассмотрите репродукцию картины.


У: - Найдите в тексте учебника описание событий, о которых она рассказывает.



    1. Развитие функциональной грамотности



У: -О каких событиях, связанных с обороной Москвы, рассказывает иллюстрация? (парад на Красной площади 7 ноября 1941 года)






  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

У: - Разгрому гитлеровских войск под Москвой предшествовали успешные наступательные действия на других направлениях о которых вы узнаете из п. 5 § 30 учебника. Прочтите его и заполните таблицу


ДАТА

СОБЫТИЕ

ИТОГИ

…………………


………………………………….


………………………………………………..



(Работают с учебником и выполняют задание)



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

    1. Домашнее задание. Задание по учебнику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!