СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно- музыкальной композиции с элементами инсценирования по произведению А. Фадеева "Молодая гвардия". "Прикасаясь сердцем к подвигу".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у обучающихся чувство патриотизма за свою страну и ее народ,уважение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны через игровые технологии  инсценирования произведения А. Фадеева "Молодая гвардия".Данное мероприятие входит в воспитательную программу школы по гражданско- патриотическому направлению "Мое Отечество". Игровые технологии прописаны в методической теме школы: "Повышение качества образования через современные технологии: игровой,разноуровневой, деятельстногоподхода..."

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно- музыкальной композиции с элементами инсценирования по произведению А. Фадеева "Молодая гвардия". "Прикасаясь сердцем к подвигу".»

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Игровые технологии во внеурочной деятельности как способ развития творческих способностей обучающихся». (Литературно - музыкальная композиция с элементами инсценирования по произведению А.Фадеева «Молодая гвардия» «Прикасаясь сердцем к подвигу»).

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма за свою страну и ее народ, уважение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны через игровую технологию инсценирования произведения А. Фадеева «Молодая гвардия».

Метапредметные результаты и развитие УУД:

-познавательные: обогащение знаний обучающихся о героическом прошлом своего народа через произведения А. Фадеева «Молодая гвардия»;

-осознание роли борьбы молодогвардейцев против фашистских захватчиков в освобождении Родины.

- коммуникативные: формирование умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-развитие познавательной, эмоциональной сфер, творческих способностей;

- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевой потребностей и возможностей обучающихся;

-регулятивные: умение управлять своей деятельностью;

-личностные: развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению исторического прошлого своего народа;

-формирование умения нравственно – этического оценивания;

-воспитательные:

-показать массовый героизм народа;

-вызвать у обучающихся чувство гордости за молодое поколение 40- х годов;

- воспитание чувство ответственности за свои поступки.



1-й ведущий: как знать, всегда ли мы осознаем,

Ту быстротечность времени, в котором мы живем, Что значит слово «боль», а что такое «страх»? что значит «смерть», что значит «жизнь» и «враг»? И что для нас войны, минувшей дни? Какой урок несут в себе они?



2-й ведущий: есть память, которой не будет забвенья,

и слава, которой не будет конца!"

песня « Верните память» исполняет Наргиз Закирова (видеозапись: https://yandex.ru/video/preview/13870867291335598786 )

стихотворение «ПАМЯТЬ»

Я не знаю, что значит «гвардия»

И что значит в подполье быть.
Расскажите мне, что за память
Чёрный камень в себе хранит?
Почему в полотно гранита
Лик окутан совсем молодых?
Отчего же так ласково флаги
Осторожно касаются их?
Почему на глазах ветеранов
Серебрится скупая слеза?
А веселая, добрая мама
Утирает украдкой глаза?
Долго-долго смотрю на знамёна –
И услышала стук сердец,
Тех, ушедших с полей сражений,
Нам доверивших мира венец.

1-й ведущий: в героической летописи Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков подвиг юных подпольщиков Краснодона – членов комсомольской организации “Молодая гвардия” сияет немеркнущей страницей. 

2-ведущий: в час испытаний, в грозную годину для судеб своего народа, они не дрогнули, они оказались достойными преемниками воинской славы старшего поколения.

Не меркнут в десятилетиях их воинский подвиг, отвага, мужество

1 ведущий: Они мечтали жить красиво,

хотели строить свой причал,

чтоб жизни лодку приносило
всегда лишь к счастью, чтобы мчал
Их юный ветер к свету солнца...
Учеба, танцы, смех, игра...
Но эта нитка оборвалась, настала жуткая пора.
О ком рассказ? О тех героях, что в свои юные года
свершили то, о чём нам помнить
сегодня, завтра и всегда!

2 ведущий: то же они, эти молодогвардейцы? Кто воспитал их так и дал им силы, что в час испытаний, в грозное для судьбы народа время, они не дрогнули в жестоком неравном бою с фашистами? 

1 ведущий: самые обыкновенные, ничем не отличавшиеся от таких же юношей и девушек нашей страны, ребята дружили и ссорились, учились и влюблялись, бегали на танцы и гоняли голубей. Они занимались в школьных кружках, спортивных секциях, играли на струнных музыкальных инструментах, писали стихи. Учились по-разному — кто-то был отличником, а кто-то с трудом одолевал гранит науки. Немало было и сорванцов. Мечтали о будущей взрослой жизни. Хотели стать летчиками, инженерами, юристами, кто-то собирался поступить в театральное училище, а кто-то — в пединститут.

 2 ведущий: У них почти не было юности... предвоенное

поколение сразу же повзрослело с началом войны. Их

весенняя пора жизни улетела, промелькнула, исчезла,

сметённая огненным дыханием времени...

Война взломала даже биографию.

И в сорок - трижды проклятом году! -

В школярские, ребячьи биографии

Внесла немыслимую чехарду.

Песня «Священная война».
Музыка
 А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача исполняет 4-летний Арслан Сибгатуллин. https://yandex.ru/video/preview/8658609076414888470

Ведущий1:

1941-й год. На нашу землю пришел враг. В жестокую схватку с ним вступили все советские люди, от мала до велика. 20 июля 1942 года немцы вступили в Краснодон. Враг шел, как смерч, как чума, повергая во тьму города, превращая школы, больницы, клубы, детские сады и ясли в казармы для постоя солдат, в застенки гестапо. Огонь, веревка, пуля и топор – эти страшные орудия смерти стали постоянными спутниками жизни советских людей. Ни в чем неповинные люди вынуждены были уходить с родных мест, скрываться. Рушились семьи… Молодежь, всякими способами уклонявшуюся от регистрации, хватали насильно и угоняли в Германию. По безлюдным улицам притихшего городка проносилась мотопехота, гремели сапоги оккупантов. Слезы и горе, унижения и жестокую расправу с мирными жителями принесли завоеватели. Гитлеровцы установили в Краснодоне свой порядок. Была создана управа, Биржа труда, введена полиция, приехало гестапо. Сразу же после прибытия гестапо начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых красных партизан. Зверствам их не было конца



2 ведущий: градом падали с неба бомбы,

На дыбы вставала земля.

Шли фашистские танки ромбом

И терзали броней поля.

Пепел сыпался раскаленный,

Пепел смерти и пыль войны,

На окопы, на сад зеленый

Падал блесками тишины.



На дома, что руинами стали

Опускался тревожный сон.

Только люди в домах не спали

Как в предгрозье ждал Краснодон.

Был он бомбой, и был он миной,

Был последним патроном он.

Непокорный, непобедимый

Ставший крепостью, Краснодон.

Часть первая. Дальние гулкие раскаты орудийных залпов, даже здесь, в низине у речки, отдававшиеся легким дрожанием листвы, всякий раз беспокойной тенью отражались на лицах девушек (включается звукозапись: разрывы бомб и гул самолетов).

Инсценирование из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»: сцены «У реки» и «Создание комсомольской организации».

Валя Борц: «А ведь как мы хорошо жили, ведь правда, Улечка? - сказала с выступившими на глаза слезами».

Ульяна: « Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!».

И она вправила лилию в черные, Улины волосы.

Валя: « Ой, как идет тебе, аж завидки берут!..»

Уля: « Обожди, - вдруг сказала она, подняв голову и прислушиваясь. - Скребется где-то... Слышите, девочки? Вот проклятый!..

- Не один, а целых три!

Валя: «Где, где? Я ничего не вижу...»

Ульяна: «Я тоже не вижу, я по звуку слышу... Они помолчали прислушиваясь».

Уля (волнующимся голосом). Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую, как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, - мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда. Душа, кажется, так очерствела от этой войны,

Самолеты гудели уже где-то над самой головой, и, хотя их не было видно, точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.

Нина. Вы знаете, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но, если бы знать, как поступить. Что-то грозное нависло над нашими душами.

Люба : «Девочки, слышали, Лиля Иванихина вернулась, ей удалось бежать из лагеря для военнопленных.»

Майя: «А какие ужасы она рассказывала, сколько ей вытерпеть пришлось!»

Люба: «Я вчера, видела Ваню Земнухова из первой школы, они сегодня собираются у него, Олег Кошевой вернулся, ему не удалось перейти линию фронта.»

Майя: «Побежали до них!»

Иван Туркенич: «Нет, они не люди, они не звери, они нелюди, которых можно только истреблять!»

Иван Земнухов: «И мы не дети, чтобы смотреть как убивают наших отцов, братьев!»

Олег Кошевой: «Ведь остался же здесь кто-то. Поджог бани, разбитые стёкла жандармерии, ведь это же дело рук партизан.»

Иван Земнухов показывая на Сергея: «Это не партизан, это его рук дело.»

Сергей Тюленин: «Мне это было не трудно. Помните, из школы чуть не выгнали за то, что в окна класса и чердака лазил, и здесь почти также. Залез в окно, поджог бумагу и вылез обратно»

Олег: «Лихой хлопец, а жандарм с надписью на спине «предатель» не ты?

Сергей: «Я. Я их, гадов, везде уничтожать буду! Где только не увижу! Лучше умереть, чем их сапоги лизать!»



Олег: Я тоже стихи написал об этом. Послушайте!

Мне тяжело! Куда только не глянь,

Везде я вижу гитлеровскую дрянь!

Я решил, что жить так невозможно!

Смотреть на муки и самому страдать!

Надо скорее, пока еще не поздно,

В тылу врага – врага уничтожать!




Иван Земнухов: «Я, думаю, что нужно бороться вместе, чтобы земля горела у фашистов под ногами!»

Уля: «Хлопцы, мы к вам.

Иван Земнухов: «Это же Любка-артистка!»

Люба: «Я пою и танцую, немцы знают меня, и ни в чём не подозревают. Многие из тех, кого я знала, были вчера зверски убиты, будем начинать самостоятельно.»

Иван Тур: «Нужны не разговоры и не борьба одиночки – мстителя, нужна организация»

Сергей: «Я предлагаю создать и назвать нашу организацию «Молодая гвардия», помните: Вперёд, заре навстречу, 
Товарищи в борьбе! 

Штыками и картечью 
проложим путь себе.

 Все:
смелей вперед, и тверже шаг, 
И выше юношеский стяг! 
Мы — молодая гвардия 
Рабочих и крестьян».

Я, Иван Туркенич Я, Олег Кошевой, я, Иван Земнухов, я, Ульяна Громова, я, Сергей Тюленин, я Любовь Шевцова»

Олег: «Вступая в ряды «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь».

Иван Земнухов: «Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем. Хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в «Молодой гвардии».

Сергей Тюленин: «Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтеров-героев».

Ульяна Громова: «И, если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебания».

Любовь Шевцова: «Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого пусть покарает суровая рука моих товарищей».

Иван Туркенич: « Кровь за кровь! Смерть за смерть!» 

Все вместе: « Кровь за кровь! Смерть за смерть!».

Песня «Это было в Краснодоне» музыка В.П. Соловьева - Седого, слова А.И. Островского: видеозапись: https://yandex.ru/video/preview/9533273716214571414



2- й ведущий: молодежная подпольная организация была создана 30 сентября 1942 года в городе Краснодоне.

1-й ведущий:

Вчерашние мальчишки и девчонки,

Оставив парты и забыв звонок,

Листовки пряча в детские пеленки,

Давали фрицам памятный урок.

По-детски неокрепшие и хилы,

Взвалив на плечи "мстителей «печать,

Они нашли и мужество, и силы

Фашистской гидре противостоять. 

2-й ведущий: «Молодая гвардия" установила связь с коммунистическим, подпольем, а потом - и с партизанами. Все в организации было организовано по военному принципу: командир, комиссар, штаб, связные... А работать в подполье невозможно было без соблюдения конспирации, ведь за любое действие, предпринятое молодогвардейцами, можно было поплатиться жизнью. Каждый день жизни молодогвардейцев был подвигом.

1-й ведущий: весь штаб собирался на квартире у Олега Кошевого. Он открывал страничку записной книжки, где условными обозначениями было записано всё, что им предстояло решить.В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, печатали удостоверения для членов «Молодой гвардии» и листовки. Ребята часто тайно слушали радио. Они записывали сведения «От советского Информбюро», которые произносил знакомый голос Левитана. И на другой день в городе появлялись листовки. На краюбазарной площади, на щите, где в былые времена вывешивалась районная газета был приклеен маленький листок, вырванный из школьной тетради с обращением:

«Земляки краснодонцы, шахтёры, колхозники!

Всё брешут немцы! Сталин в Москве. Война только разгорается! Красная Армия ещё вернется в Донбасс. Немцы мучают нас, терзают, убивают лучших людей, чтобы запугать нас, поставить на колени Бейте проклятых оккупантов! Лучше смерть в борьбе, чем жизнь в неволе. Родина в опасности! Но у неё хватит сил, чтобы разгромить врага.

«Молодая гвардия» будет рассказывать в своих листовках всю правду, какой бы она горькой ни была для России. Читайте и передавайте другим.

Смерть немецким захватчикам!»

2-й ведущий: при приближении 25-й годовщины Октябрьской революции перед молодогвардейцами встал вопрос, как отметить красную дату? Предложений было много. Остановились на двух: успеть изготовить печатным способом листовки и накануне праздника распространить их по городу и... вывесить красные флаги над оккупированным Краснодоном. В ночь на 7 ноября восемь групп подпольщиков отправились выполнять боевое задание. Накануне девушки подготовили полотнища, сшив куски материи и перекрасив их в кумач. Утром краснодонцы увидели полыхающие на осеннем ветру красные флаги. Эта боевая операция подпольщиков произвела огромное впечатление на жителей города. 

Песня «Это было в Краснодоне» музыка В.П. Соловьева - Седого, слова А.И. Островского (видеозапись: https://yandex.ru/video/preview/9533273716214571414)

1-й ведущий:

А на заре

На кровлях Краснодона

Зашелестели алые знамёна.

Над парком, проржавевшим и пустым,

Они казались пламенем живым, -

Таким горячим, ярким и могучим,

Что не закрыть его осенним тучам!

Проснувшись, тот огонь ребёнок увидал.

И ручкой замахал,

И закричал:

«Там, на дворе, смотрите, там флаги, мама!» Все двери открывались

В небе прямо,

Над шахтой номер «Первый - бис»

Костры багряные

Торжественно взвились!

2-й ведущий: первый успех окрылил юных героев. С этого и начались славные боевые дела юных подпольщиков Краснодонщины.

Смелых дум, не тая, дали клятву друзья, дали грозную клятву сердца.
А за правду свою.
В беспощадном бою
Комсомольцы стоят до конца.

И вздымается дым, над пожаром ночным, и предателя слышится стон.
Краснодон, ты не спишь, Ты тревогу таишь, Ты не сдался врагу, Краснодон!

1-й ведущий: в один из вечеров 1942 года Радика Юркина принимали в комсомол. В те суровые военные времена личные качества проверялись боевыми делами. «Оправдать и заслужить» - значило проявить храбрость, мужество, беззаветную преданность Родине. Свое первое задание Радик выполнил с группой Сергея Тюленина В честь 25-летия Октябрьской революции на школе имени Ворошилова водрузили флаг и заминировали.

Сцена из произведения А. Фадеева «Молодая гвардия»: «Прием в комсомол».

Олег: «Б-будут вопросы к товарищу Радику Юркину?»

Ваня Туркенич: «Пусть биографию расскажет».

Олег: «Расскажи б-биографию».

Радик Юркин: « Я родился в городе Краснодоне в тысяча девятьсот двадцать восьмом году. Учился в школе имени Горького... - А как немцы пришли, теперь уже не учусь...

Все опять помолчали.

Володя Осьмухин спросил: «Общественных обязанностей не нес?».

Радик Юркин: « Не нес».

Ваня Земнухов: «Задачи комсомола знаешь?».

Радик Юркин: «Задача комсомола - бить немецко-фашистских захватчиков, пока не останется ни одного».

Туркенич: «Что ж, я считаю, парень вполне политически грамотный».

Люба Шевцова: «Конечно, принять!»

- Принять, принять!.. - сказали и другие члены штаба.

Олег: « Кто за то, чтобы принять в члены комсомола товарища Радика Юркина?»

Все подняли руки.

Олег: «Ед-диногласно, - Подойди сюда...»

Олег: «Радик! По поручению штаба вручаю тебе временный комсомольский билет. Храни его, как собственную честь. Членские взносы будешь уплачивать в своей пятерке. А когда вернется Красная Армия, райком комсомола обменяет тебе этот временный билет на постоянный...»

Радик (взял билет, читает): «Выдан комсомольской организацией «Молодой гвардии» в городе Краснодоне. Секретарь Кашук».

Все пожимают руку Радика.

Олег: «Можешь идти».

Сережка Тюленин: «Я тебе рекомендацию давал».

Радик: «Не бойся, не подведу. Я зашью его в курточку и буду- всегда носить с собой. Ладно?» (Убегая, свистит.)

Жора: « Радик, тихо».

Сережка Тюленин: « Молодой еще, не уходился».

Олег: «Ребята, пойдем дальше. Нам надо разработать план вооруженного восстания в городе. Ваня Туркенич уже начал его разрабатывать».

Туркенич: «У нас в городе и за пределами его действуют уже три постоянные боевые группы «Молодой гвардии». Одна группа на дороге между Краснодоном и Каменским, она нападает преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководит этой группой Виктор Петров. Вторая группа — на дорогах Ворошиловград — Лихая. Она нападает на машины-цистерны. Уничтожает водителей и охрану, а бензин выпускает в землю. Руководит этой группой освобожденный из плена Женя Мошков, лейтенант Красной Армии. И третья группа — группа Сережи Тюленина, которая действует повсюду. Она задерживает немецкие грузовые машины с оружием, продовольствием, обмундированием и охотится за немецкими солдатами даже в самом городе».

Ваня: «Поосторожнее, Сережа, а то ты нас всех завалишь».

Туркенич: « А на днях мы провели еще одну довольно крупную операцию. Немцы гнали в тыл к себе из Ростовской области большое стадо скота, полторы тысячи голов. Олег с товарищами ликвидировали немецкую охрану и разогнали скот по степи».

Олег: «Вот что-то хотела предложить Валя Борц».

Валя Борц: «Я предлагаю часть денег из наших членских взносов выделить для помощи нуждающимся семьям фронтовиков».

Олег: «Сейчас надо срочно осуществить предложение Ули Громовой. Ребята Первомайки ночью похитили из стола цензора на почте письма от угнанных немцами в Восточную Пруссию. Немцы эти письма сжигали и не доставляли по адресам. Пусть скажет Уля».

Уля: «Нет, если бы вы их прочли! Это ужасно... За все время немцы угнали из города около восьмисот человек. И уже изготовлен тайный список еще на полторы тысячи с адресами и всем прочим... Нет, нужно сделать что-то страшное, может быть, напасть, когда они повезут партию, может быть, убить этого Шириха».

Олег: «Убить его всегда не мешает, да нового пришлют».

Ульяна: «Нужно уничтожить все списки!»

Иван: «Да ты что? Они же на бирже под охраной!»

Ульяна: «А мы сожжем биржу со всеми списками, справками и документами!»

Сергей: «А как мы отвлечем немцев?»

Олег: «А мы покажем им концерт!»

Иван: «Да! Мы отвлечем их, когда весь немецкий гарнизон соберется в клубе!

Любовь: «Точно! Я буду танцевать, а вы подожжете биржу!»

Сергей: «Так и сделаем!»

1-й ведущий: Вечером 5 декабря 1942 года был организован концерт для немецких солдат. Как играл и пел Иван Туркенич!

2-й ведущий. Ах, как плясала Люба Шевцова! Как аплодировали ей немцы. Все офицеры собрались, чтобы посмотреть на Любку-артистку!

И яркий танец, лучезарный взгляд

И нежная, прекрасная улыбка

Дарили чистой радости заряд,

Что на войне в сердцах жила так зыбко...

Она умела быть на сцене той,

Что привлекает пламенные взгляды!

Шли немцы на концерт большой толпой,

Не замечая диверсантов рядом.

Пылают сотни каверзных бумаг,

Что для фашистов представляли важность.

Они не знают, что танцует «враг»,

Не понимают юную отважность...

Иван Туркенич:

-Встречайте! Артистка областной луганской эстрады... Любовь Шевцова!

Испанский танец Любови Щевцовой (исполняет ученица 10 класса под звукозапись)

1-й ведущий: в то время, когда шел концерт, была совершена одна из самых дерзких операций молодогвардейцев. В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию. Гитлеровцы должны были потратить много времени, чтобы восстановить списки Фрагмент фильма «Молодая гвардия»

2- й ведущий: во второй половине декабря 1942 года началось отступление немецких войск, разгромленных на Волге. День и ночь через Краснодон тянулись длинные обозы. Радость переполняла краснодонцев, близился конец "нового порядка". Немцы всячески пытались скрыть свои поражения на фронте. Но молодогвардейцы расклеивали листовки, в которых рассказывалось о том, какие потери несёт враг, какие города освобождены.

Олег Кошевой написал такие стихи:

Ага, подошли и к арийцам
Тяжелые дни - это факт! Бегут в беспорядке мальтийцы, Одетые все кое-как.

Кто шапкой, кто кепкой накрытый, Кто с женским платком на плечах, Избиты, побиты, разбиты - 
Согнутый ариец, зачах!

Ты что же, фашисток ты прусский, задумал весь мир покорить? Народ наш прославленный русский
В безличных рабов превратить?

Не вышло, не выйдет вовеки,

Вас били - и снова побьём! Гранатой, «катюшей", "Андрюшей"
Мы вас в порошок изотрем!  

1-й ведущий: молодогвардейцы готовились к самой важной операции – вооружённому восстанию, чтобы прийти на помощь Красной Армии во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить Красную Армию, потому что в их рядах оказался предатель.

2-й ведущий: «Я нашел следы подпольной организации и стал её членом. Когда я узнал её руководителей, я вам пишу заявление. Прошу прийти ко мне на квартиру, я расскажу вам все подробно…" – написал этот текст под диктовку своего отчима агент полиции, изменник Почепцов.

1-й ведущий: как только начались аресты, Сергей Тюленин, рискуя быть арестованным, обежал всех ребят и всех предупредил.Молодогвардейцам был дан приказ немедленно уходить из города маленькими группами в условленные места и оттуда пробираться в партизанский отряд. Но ребятам пришлось вернуться в Краснодон, так как на каждом шагу были немецкие патрули. Они хватали всех подозрительных В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

2- й ведущий: о чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Они знали, что живыми не выйдет никто...

1 - й ведущий: полицаи подвергали арестованных молодогвардейцев нечеловеческим пыткам. Но они стойко держались. Ни один из них не выдал своих товарищей.

Кадр из фильма «В тюрьме».

  

2-й ведущий: молодогвардейцы слышали нарастающий грохот артиллерии, гул самолетов, возвещавший скорое освобождение Краснодона. Но они понимали, что вряд ли доживут до того дня, который приближали с таким героизмом.

Все вынесли: насилие и муки.

Старался каждый поддержать друг друга

Стояли, крепко за руки держась

Презрение в глазах, а не боязнь…



1-й ведущий: Последние слова молодогвардейцев звучали как заклинание: читают стихи ученики 5 класса.

1.Что гибель нам? Мы даже смерти выше!

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового и

Пусть не думают, что мертвые не слышат

Когда о них живые говорят.

2.Слушайте, товарищи!
Наши дни кончаются,
Мы закрыты - заперты
С четырех сторон...
Слушайте, товарищи!
Говорит, прощается
Молодая гвардия,
Город Краснодон.

3.Все, что нам положено,
Пройдено, исхожено.
Мало их осталось -
Считанных минут.
Скоро нас, измученных,
Связанных и скрученных,
На расправу лютую
Немцы поведут.

4.Знаем мы, товарищи, -
Нас никто не вызволит,
Знаем, что насильники
Довершат свое,
Но когда б вернулась юность наша сызнова,
Мы бы вновь за родину
Отдали ее.

5.Слушайте ж, товарищи!
Все, что мы не сделали,
Все, что не успели мы
На пути своем,-
В ваши руки верные,
В ваши руки смелые,
В руки комсомольские
Мы передаем.

6.Мстите за обиженных,
Мстите за униженных,
Душегубу подлому
Мстите каждый час!
Мстите за поруганных,
За убитых, угнанных,
За себя, товарищи,
И за всех за нас.

7.Пусть насильник мечется
в страхе и отчаянье, пусть своей Неметчины
Не увидит он! -
Это завещает вам
В скорбный час прощания
Молодая гвардия, Город Краснодон.

Песня-видеоклип «Ой, у вишневому саду»
(песня Любушки).

2- й ведущий: Весна их только начиналась, казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми, они в бессмертие ушли,

Оставшись вечно молодыми
для поколений и земли

1-й ведущий: 14 февраля В Краснодон вошли советские войска.Краснодонцы пришли к шурфу, у которого были расстреляны герои. Оцепенев, стояли они. У стен полуразрушенной бани остатки окровавленной одежды.

2 - й ведущий: и снова непосильные черные дни. Сотни глаз следят за бадьей, которая уходит вглубь шурфа. И вот она поднимается вверх. Еще одно изувеченное тело...

1- й ведущий: молодогвардейцев было трудно узнать. Они лежали изуродованные, у некоторых на груди были вырезаны звезды. Матери искали приметы своих детей и по ним узнавали их. И так день за днем две недели!

2-й ведущий: 1 марта 1943 года Краснодон прощался со своими героями. Их похоронили с воинскими почестями в братской могиле, на центральной площади города. На братской могиле поставили деревянный обелиск с фамилиями погибших и со словами:

И капли крови горячей вашей, как искры, вспыхнут во мраке жизни
И много смелых сердец зажгут!

Голос Левитана: Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении молодогвардейцев (включается звукозапись). 

1- й ведущий: остальные члены "Молодой гвардии" были награждены орденами и медалями разного достоинства.

 2- й ведущий: из ста трех молодогвардейцев в живых осталось лишь одиннадцать, а до конца войны дожили семеро. Четверо, в том числе и командир "Молодой гвардии" Иван Туркенич, погибли, сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.

Стихи читает 5 класс:

1. Земли советской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли мы знамя.

Нет, молодогвардейцев не забудут!

Вовек им люди благодарны будут!

2.Ушли ребята, и не ждите их обратно.
Ушли, растаяв, словно звёзды во мгле,
Но оставили правду, настоящую правду,
Неизменную правду на любимой земле
Ушли ребята, словно дым в поднебесье,
Будут степи в цветенье, будет небо в заре,
И оставили песни, пусть негромкие песни,
Но хорошие песни на любимой земле

Песня «Молодая гвардия»
(стихи А. Безыменского, исполняет детский хор).

Вы пробудились вылитыми в бронзу, Вам пытки не смогли согнуть плачей, и, как заря, гранит под вами розов, и знамя, неколебимо ничем.

Видны вам и верхушки терриконов,

И солнечный над ними небосвод,

И улицы родного Краснодона, Которыми пришел сюда народ.

Пришел он к вам, живущим, а не мертвым,

Сказать спасибо вам за нашу жизнь, В венках, увитых лентами, поверьте, Что положили к вашим мы ногам,

Хранится ваше светлое бессмертье
и верность вашим боевым делам

2-й ведущий: пройдут годы, десятилетия, а величие подвига молодогвардейцев

не померкнет. Не забудутся, не затеряются в страницах истории имена мальчишек и девчонок, совершивших невиданный подвиг во имя свободы своей страны, во имя человечества

Чтецы ученики 5класса:

1.Героический подвиг ваш покрыт бессмертной славой,

Он нас зовёт на славные дела.

Недаром наш народ в историю державы

Вписал простые ваши имена.



2.Ваш образ жив! Он вечно будет с нами,

Достойным чести ярким образцом,

В потоке долгих лет прославленное знамя

Расскажет с гордостью о мужестве борцов.



3.По всей земле промчалось правды слово,

И вспыхнул пламенем бессмертный ореол.

Гордится именем Олега Кошевого

Бесстрашный наш народ.



4.Нам не забыть в рядах смертельной нашей раны.

Покойтесь, храбрые, под славу дел веков,

Сергей Тюленин, Громова Ульяна,

Любовь Шевцова, Ваня Земнухов. (две последних строки говорят вместе)



Склонились знамёна,

Звезда свободы славою горит,

Покойтесь, храбрые герои Краснодона,

Чьё имя в памяти бессмертие хранит. (две последних строки говорят вместе)

Учитель литературы: сегодня мы с вами ещё раз вернулись в далёкое легендарное прошлое, в те события 1943 года, когда горела под ногами земля, плавился снег, но непокорёнными оставались простые мальчишки и девчонки из шахтёрского края. Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир.

Вместе: Чтобы знали! Чтобы помнили!

Учитель литературы: Молодая гвардия жива. Встречайте юнармейцы нашей школы. Входит строевым шагом в зал отряд юнармейцев под звуки песни «Москва, звенят колокола». Представляются зрителям, сообщая свои фамилии и имена, произносят девиз: «С пламенем в сердце - вперед, юнармейцы!» Вручают зрителям и всем участникам разноцветные шары.

Заключительное видео - песня «Дядя Вова, мы с тобой!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!