СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буданцева Александра Станиславовна Доклад "всемирный день экологических знаний"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В ашему вниманию представлен доклад и презентация на тему "День экологических знаний"

Просмотр содержимого документа
«доклад»


Экологическая культура- неотъемлемая часть общечеловеческой культуры


В социализации личности особо важную роль играет культура, как специфический способ организации и развития человеческой деятельности.

Понятие «культура» в буквальном смысле означает возделывание, воспитание, развитие. В настоящее время считается признанным, что неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры, представленной в совокупности продуктов материального и духовного труда, является экологическая культура.

Прежде всего, это означает утверждение экологической нравственности во всех сферах нашей деятельности.

В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, своего рода модернизации, качественном преобразовании поведения человека.Включая школьника в различные виды деятельности ( познавательные, исследовательские, творческие, практико-преобразовательные экологический труд), школа расширяет образовательное , воспитательное и культурное пространство для самореализации , саморазвития личности.

Экологические занятия являются основной формой организации экологического обучения и воспитания, отличающейся строгой организационной структурой, создающей благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из

самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Человек, не видящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у

кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если будем терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным.

Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него

уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры

Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности. Школьный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде.

Глобальная проблема экологии сегодня затрагивает почти каждый уголок мира. Пропаганда борьбы с загрязнением природы – это одна из ступенек к сохранению окружающей среды. Проблемы экологии - загрязнение природы, истощение ресурсов, исчезновение редких видов растений и животных – все это является следствием воздействия человека на природу. Однако люди могут не только разрушать, но и создавать, а значит, они в силах сохранить природу и восстановить то, что еще не утеряно навсегда.

К экологическим проблемам относятся: загрязнение окружающей среды; нерациональное использование ресурсов; воздействие человека на природу в корыстных целях (вырубка лесов, осушение водоемов, чрезмерный отстрел животных); косвенное воздействие человека (например, попадание большого количества фреонов в атмосферу ведет к разрушению озонового слоя).

Так как проблема существует, ей необходимо уделить должное внимание. Многие из нас наслышаны об этой ситуации, однако не каждый знает, как можно повлиять на состояние окружающей среды. Поэтому Всемирный день экологических знаний, который отмечается ежегодно 15 апреля – это важный шаг к осуществлению цели

Проблема экологии преследует человечество уже давно, и чтобы не ухудшить нынешнее состояние, каждый должен внести свой вклад в сохранение природы. Понятно, что такие глобальные проблемы, как истощение ресурсов или аварии на электростанциях, не под силу решить обычному человеку, однако даже маленький вклад каждого способен повлиять в совокупности на экологическое состояние.

Этот праздник ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.

В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

Основная цель этого праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически, .донести до каждого человека, важнейшую мысль: «Природу необходимо охранять, чтобы могло выжить человечество». 
Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества.

В современном понимании экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Поэтому, чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.

Важно донести до людей, что любое вмешательство в экосистему, даже с самыми благородными намерениями, может иметь как позитивные, так и негативные последствия, поэтому понимание законов экологии необходимо каждому человеку.

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа экологического образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН , включает задачу развития экологического образования во всем мире. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия.

В нашей стране экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений. Ведь от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей планеты.

Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку.

Большую роль играет также привлечение всех желающих в различные природоохранные проекты и глобальные экологические акции, которые проходят во многих регионах . Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас. Привитие экологической культуры сегодня – залог сохранения здоровья будущих поколений! 



4



Просмотр содержимого документа
«ekologicheskiy_kalendar»

Экологический календарь



Январь

11 января - Всемирный день заповедников

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий

2 февраля - День сурка (США)

19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)

Март

1 марта - Всемирный день кошек

14 марта - Международный день действий против плотин

20 марта - День Земли

21 марта - Международный день леса

22 марта – Международный день Балтийского моря

22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды)

23 марта - Всемирный метеорологический день

Апрель

1 апреля - Международный день птиц

7 апреля - Всемирный день охраны здоровья

15 апреля- День экологических знаний

15 апреля – 5 июня – Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

18 - 22 апреля - Марш парков

22 апреля – Всемирный день Земли

24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности)

Май

1 - 10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц

3 мая - День Солнца

15 мая - Международный день климата

15 мая - 15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов

20 мая - День Волги

22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)

24 мая - Европейский день парков

25 мая - День Нерпенка (Иркутская область)

Май (третье воскресенье) - Всемирный день памяти жертв СПИДа

31 мая – Всемирный день без табака

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

5 июня - День эколога

8 июня - Всемирный день океанов

15 июня - День создания юннатского движения в России

17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой

27 июня - Всемирный день рыболовства

Июль

11 июля - Международный день народонаселения

Август

6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)

16 августа - Международный день бездомных животных

18 (31) августа - Лошадиный праздник

Сентябрь

11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)

15 сентября - День рождения Гринпис

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя

22 сентября - День без автомобилей, Европейский день пешеходов

27 сентября - Международный день туризма

Сентябрь (второе воскресенье) - Всемирный день журавля

Сентябрь (второе воскресенье) – День Байкала

Сентябрь (третье воскресенье) - День работников леса

Неделя в сентябре - Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

Сентябрь (последняя неделя) – Всемирный день моря

Октябрь

Первые выходные октября - Международные дни наблюдения птиц

4 октября - Всемирный день защиты животных

5 октября - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. – Всемирный союз охраны природы)

6 октября - Всемирный день охраны мест обитания

16 октября - Всемирный день продовольствия

31 октября - Международный День Черного моря

Октябрь (вторая среда) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

Ноябрь

6 ноября - Международный день предотвращения экс­плуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

9 ноября - День антиядерных акций

12 ноября - Синичкин день

15 ноября - День вторичной переработки

17 ноября - День черного кота (Италия)

29 ноября - День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)

Декабрь

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом

3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами

5 декабря - Международный день волонтеров

10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных

11 декабря - Международный день гор


Просмотр содержимого презентации
«человек и природа»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Ежегодно во всем мире 15 апреля отмечается Всемирный день экологических знаний

Ежегодно во всем мире 15 апреля отмечается Всемирный день экологических знаний

Этот праздник ведет свою историю с 1992 года , когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества
  • Этот праздник ведет свою историю с 1992 года , когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества
В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды
  • В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды
Основная цель  этого праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды
  • Основная цель этого праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды
… Иногда кажется, что  назначение человека  заключается в том, чтобы  уничтожить свой род,  предварительно сделав  земной шар непригодным для  обитания…  Ж.-Б. Ламарк

Иногда кажется, что

назначение человека

заключается в том, чтобы

уничтожить свой род,

предварительно сделав

земной шар непригодным для

обитания…

Ж.-Б. Ламарк

Данные Всемирной организации здравоохранения:  Ежедневно от загрязнения окружающей  среды в мире погибает около 8000 человек.  В беднейших странах мира примерно  каждый пятый ребенок не доживает до 5  лет.  Причиной каждой третьей смерти человека  на Земле является загрязнение воды .

Данные Всемирной организации здравоохранения:

  • Ежедневно от загрязнения окружающей

среды в мире погибает около 8000 человек.

  • В беднейших странах мира примерно

каждый пятый ребенок не доживает до 5

лет.

  • Причиной каждой третьей смерти человека

на Земле является загрязнение воды .

Площадь лесов на планете за XX столетие уменьшилась на 1/3

Площадь лесов на планете за

XX столетие уменьшилась на 1/3

Ежегодно в мире исчезает около 60 тысяч биологических видов

Ежегодно в мире исчезает около 60 тысяч биологических видов

ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЫХ» ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЫХ»

ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЫХ»

ПЛАНЕТА «ЗЕЛЕНЫХ»

«ЗЕЛЕНОЕ» ДВИЖЕНИЕ

«ЗЕЛЕНОЕ» ДВИЖЕНИЕ

Гринпис (Greenpeace)  GREENPEACE - международная общественная экологическая организация, основная цель которой - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.   Важнейшей задачей ГРИНПИС считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации.

Гринпис (Greenpeace)

GREENPEACE - международная общественная экологическая организация, основная цель которой - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. 

Важнейшей задачей ГРИНПИС считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации.

Гринпис (Greenpeace) России

Гринпис (Greenpeace) России

  • В России Гринпис появился в 1989 году, в 1992 году организация получила название Гринпис России, в 2001 году открыто отделение в Санкт Петербурге. 
  • Цель организации Гринпис России содействие сохранению последних уголков нетронутой природы, борьба с ядерной опасностью, стремление устранить угрозы, вызванные химическими и генетическими загрязнениями .
Всероссийское общество  охраны природы

Всероссийское общество охраны природы

  • Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано 29 ноября 1924 года.
  • Миссия ВООП — поддержание благоприятной экологической и социальной обстановки в регионе и стране.
  • Целью Общества является сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны, а также сохранение и укрепление здоровья населения.
Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

  • Центр экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти
«ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ»  «Зелёный крест» - неправительственная общественная организация, созданная в 1994 году. Член Международной ассоциации «Зелёный крест»

«ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ»

«Зелёный крест» - неправительственная общественная организация, созданная в 1994 году. Член Международной ассоциации «Зелёный крест»

  • Основное внимание организация сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня
Общероссийская общественная экологическая организация

Общероссийская общественная экологическая организация "Подорожник"

Цели организации: 

  • создание условий для увеличения срока

жизнедеятельности российского человека;

  • реализация конституционного права граждан на

благоприятную окружающую среду;

  • рациональное использование и охрана всего

комплекса природных ресурсов;

  • организация и проведение общественных

экологических экспертиз. 

Общероссийское детское экологическое движение «Зеленая планета»  Целями движения «Зелёная планета» является объединение юных граждан России, которые принимают участие в решении экологических проблем и природоохранной деятельности, а также детских экологических организаций, активно участвующих в устойчивом развитии страны, занимающихся экологическим образованием, просвещением и воспитанием; вовлечением подрастающего поколения в природоохранную деятельность; формированием здорового образа жизни.

Общероссийское детское экологическое движение «Зеленая планета»

Целями движения «Зелёная планета» является объединение юных граждан России, которые принимают участие в решении экологических проблем и природоохранной деятельности, а также детских экологических организаций, активно участвующих в устойчивом развитии страны, занимающихся экологическим образованием, просвещением и воспитанием; вовлечением подрастающего поколения в природоохранную деятельность; формированием здорового образа жизни.

Достижения «зеленого движения»

Достижения «зеленого движения»

Экологический спортинг

Экологический спортинг

«Зеленое» будущее страны

«Зеленое» будущее страны

Что же нужно сделать для защиты окружающей природной среды?

Что же нужно сделать для защиты окружающей природной среды?

Для этого необходимо:    - вооружаться экологическими знаниями,  - формировать экологическое мировоззрение,  - избавиться от огромных военных расходов; - расширять международное сотрудничество; - осуществлять государственный контроль за состоянием окружающей среды и предупреждать ее ухудшение; - внедрять мало – и безотходные технологии производства, способные превращать отходы в полезные ресурсы, строить очистные сооружения;  - рационально размещать

Для этого необходимо:

- вооружаться экологическими знаниями,

- формировать экологическое мировоззрение,

- избавиться от огромных военных расходов;

- расширять международное сотрудничество;

- осуществлять государственный контроль за состоянием окружающей среды и предупреждать ее ухудшение;

- внедрять мало – и безотходные технологии производства, способные превращать отходы в полезные ресурсы, строить очистные сооружения;

- рационально размещать "грязные" производства;

Для этого необходимо:  - осуществлять восстановление нарушенных в ходе эксплуатации земель;  - рационально использовать земли, проводить мероприятия по их защите от ветровой и водной эрозии, заболачивания, осушения и загрязнения; - заниматься охраной и воспроизводством растительного и животного мира;  - оставлять обширные заповедные зоны;

Для этого необходимо:

- осуществлять восстановление нарушенных в ходе эксплуатации земель;

- рационально использовать земли, проводить мероприятия по их защите от ветровой и водной эрозии, заболачивания, осушения и загрязнения;

- заниматься охраной и воспроизводством растительного и животного мира;

- оставлять обширные заповедные зоны;

И ТОГДА ОНА СТАНЕТ ТАКОЙ!..

И ТОГДА ОНА СТАНЕТ ТАКОЙ!..

И ТОГДА…
  • И ТОГДА…
КАКАЯ ЖЕ ОНА КРАСАВИЦА - НАША ЗЕМЛЯ  !!! ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ ЕЁ !!!
  • КАКАЯ ЖЕ ОНА КРАСАВИЦА - НАША ЗЕМЛЯ !!!
  • ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ ЕЁ !!!
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Вопрос №1    Собранный на дорогах снег дорожные службы обычно вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические последствия) этот снег?  Выберите правильный ответ:

Вопрос №1

Собранный на дорогах снег дорожные службы обычно вывозят. Куда можно вывозить и выгружать (учитывая экономические и экологические последствия) этот снег?

Выберите правильный ответ:

  • а) на поле;
  • б) в реку или озеро;
  • в) в специально вырытый котлован;
  • г) в любое место.
Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • В специально вырытый котлован. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ в водоёмы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.
Вопрос №2

Вопрос №2

  • Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему?
Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • В этом случае значительно меньше нарушается почвенный покров: не уничтожается подстилка и травянистый ярус растений, не формируются рытвины, колеи, изменяющие гидрорежим и способствующие эрозии почвы; значительно меньше уничтожается подрост и подлесок.
Вопрос №3  Сплав деревьев по рекам экономически выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д.  Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?  Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

Вопрос №3

Сплав деревьев по рекам экономически выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д.

Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

Почему в таких реках исчезает рыба и другие водные организмы?

Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах реки.
  • На дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых брёвен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь.
  • Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели организмов
Вопрос №4

Вопрос №4

  • Объясните, почему химические вещества, используемые для обработки полей, обнаруживают в рыбе, вылавливаемой в ближайшем пруду (озере, реке)?
Правильный ответ:

Правильный ответ:

  • Потому что вода (дождь, талый снег) смывает с полей в водоёмы разнообразные вещества, применяемые в сельском хозяйстве. По цепям питания и непосредственно через жабры и кожу эти вещества могут попасть в ткани рыбы.
Вопрос №5

Вопрос №5

  • Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны.
  • Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?
Правильный ответ:  Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.  Вследствие этого происходит гибель водных организмов.

Правильный ответ:

Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.

Вследствие этого происходит гибель водных организмов.

Вопрос №6

Вопрос №6

  • Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы.
  • Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?
Правильный ответ :

Правильный ответ :

  • В таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что приводит к выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно строительством дренажных труб под дорогами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!