Экологическая культура- неотъемлемая часть общечеловеческой культуры
В социализации личности особо важную роль играет культура, как специфический способ организации и развития человеческой деятельности.
Понятие «культура» в буквальном смысле означает возделывание, воспитание, развитие. В настоящее время считается признанным, что неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры, представленной в совокупности продуктов материального и духовного труда, является экологическая культура.
Прежде всего, это означает утверждение экологической нравственности во всех сферах нашей деятельности.
В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, своего рода модернизации, качественном преобразовании поведения человека.Включая школьника в различные виды деятельности ( познавательные, исследовательские, творческие, практико-преобразовательные экологический труд), школа расширяет образовательное , воспитательное и культурное пространство для самореализации , саморазвития личности.
Экологические занятия являются основной формой организации экологического обучения и воспитания, отличающейся строгой организационной структурой, создающей благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из
самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Человек, не видящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у
кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если будем терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным.
Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него
уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры
Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности. Школьный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде.
Глобальная проблема экологии сегодня затрагивает почти каждый уголок мира. Пропаганда борьбы с загрязнением природы – это одна из ступенек к сохранению окружающей среды. Проблемы экологии - загрязнение природы, истощение ресурсов, исчезновение редких видов растений и животных – все это является следствием воздействия человека на природу. Однако люди могут не только разрушать, но и создавать, а значит, они в силах сохранить природу и восстановить то, что еще не утеряно навсегда.
К экологическим проблемам относятся: загрязнение окружающей среды; нерациональное использование ресурсов; воздействие человека на природу в корыстных целях (вырубка лесов, осушение водоемов, чрезмерный отстрел животных); косвенное воздействие человека (например, попадание большого количества фреонов в атмосферу ведет к разрушению озонового слоя).
Так как проблема существует, ей необходимо уделить должное внимание. Многие из нас наслышаны об этой ситуации, однако не каждый знает, как можно повлиять на состояние окружающей среды. Поэтому Всемирный день экологических знаний, который отмечается ежегодно 15 апреля – это важный шаг к осуществлению цели
Проблема экологии преследует человечество уже давно, и чтобы не ухудшить нынешнее состояние, каждый должен внести свой вклад в сохранение природы. Понятно, что такие глобальные проблемы, как истощение ресурсов или аварии на электростанциях, не под силу решить обычному человеку, однако даже маленький вклад каждого способен повлиять в совокупности на экологическое состояние.
Этот праздник ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.
В России этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.
Основная цель этого праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически, .донести до каждого человека, важнейшую мысль: «Природу необходимо охранять, чтобы могло выжить человечество».
Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества.
В современном понимании экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Поэтому, чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.
Важно донести до людей, что любое вмешательство в экосистему, даже с самыми благородными намерениями, может иметь как позитивные, так и негативные последствия, поэтому понимание законов экологии необходимо каждому человеку.
Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа экологического образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН , включает задачу развития экологического образования во всем мире. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия.
В нашей стране экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений. Ведь от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей планеты.
Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку.
Большую роль играет также привлечение всех желающих в различные природоохранные проекты и глобальные экологические акции, которые проходят во многих регионах . Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас. Привитие экологической культуры сегодня – залог сохранения здоровья будущих поколений!
4