Многие дети, являясь кинестетиками, познают окружающий мир, прикасаясь к предметам, пробуя их на запах и вкус, толкая, кидая и разбивая на части, сталкиваются с большими трудностями в обучении через зрительное и слуховое восприятие. Поэтому они часто нуждаются в тактильной стимуляции. Это может быть какой-то предмет, к которому они могут прикасаться, пока задействованы их глаза и уши.
Для усвоения информации в пособиях предлагается материал, использующий, как правило, только два восприятия: зрительный и слуховой. Тактильный же канал воспрития почти не используется, а ведь тактильные ощущения хорошо запоминаются. Мы опираемся на тактильные ассоциации при знакомстве со звуками и их буквенными обозначениями.
Сказка о Волшебной стране, в которой ж ивут звуки
Жили - были звуки, только никто их не видел, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами с очень красивыми голосами: А, У, О, Э, И, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Остальные звуки тоже были добрыми и хорошими, но петь они не умели. Они дружили с гласными, во всём с ними соглашались, поэтому и назывались согласными. Однажды в стране звуков появился Волшебник. Она ему так понравилась, что он захотел познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился и решил каждому жителю подарить «Платье-видимку». Надев его, звук сразу становился видимым и превращался в букву
«Платья - видимки»
Макеты букв, имеющие покрытие из материалов разной фактуры:
Б — бугристое (с бугорками из поролона)
В — ватное
Г — гладкое, гороховое, гречневое
Д — деревянное
Ж — железное
З — зазубренное
К — колючее (аппликатор Кузнецова)
Л — лохматое
М — меховое
Н — нежное
П — пористое
Р — рифлёное
С — стеклянное
Т — твёрдое
Ф — фланелевое
Х — хрустящее
Ц — целлофановое
Ч — чайное
Ш — шершавое
Щ — щетинистое
Памятка для родителей
Усвоение терминов:
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы видим и пишем. Буквы произносим не Тэ, эМ, а кратко (как звук) Т, М.
Звуки бывают:
Гласные — эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем Օ (красным кружком)
Характеристика гласных: А, О, У, Ы, Э — обозначают твёрдость согласных, т.е., когда согласный сочетается с этими звуками, то он всегда твёрдый.
Я, Е, Ё, Ю — обозначают мягкость согласных, т.е., когда согласный сочетается с этими звуками, то он смягчается.
Согласные — эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
Характеристика согласных:
Твёрдый — если после него стоит А, О, Ы, Э или в конце слова.
Звуки Ш, Ж, Ц — всегда твёрдые.
Твёрдый звук обозначаем (синим кружком)
Мягкий - если его смягчает гласная Я, Е, Ё, И, Ю или Ь.
Звуки Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
Звонкий согласный произносится с голосом (контроль ладони на горле, или закрыть уши двумя руками)
Глухой согласный произносится без голоса.
Нахождение места звука в слове
Звук может стоять в начале слова, т. е. с него начинается слово:
Тыква звук Т — согласный, твёрдый, глухой, обозначается
Звук может стоять в конце слова: бегемоТ
Звук может стоять в середине слова: каТок
Чтобы легче ребёнку было найти звук в конце слова, необходимо произнести это слово до конца. Гласный звук в конце слова тянется: майка- а-а-а-а..
Чтобы легче находить звук в середине слова, необходимо выделить в слове первый и последний звуки, если его там нет, значит он находится в середине.
Алгоритм разбора слов: КОТ
1.Сколько слогов? - 1 слог
2.Какой первый звук? К — согласный, твёрдый, глухой
3.Какой второй звук? О — гласный
4.Какой третий звук? Т — согласный, твёрдый, глухой.
5.Сколько всего звуков? Три: К, О, Т
6.сколько согласных? Два: К, Т
7.Сколько гласных? Один: О
8. Схема слова: ՕՕՕ
Советы логовичка
«Звуки, буквы, я вас различаю!»
МКОУ «Специальная школа № 80»
Дробот Л.С., учитель – логопед высшей квалификационной категории