СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква и звук "б"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буква и звук "б"»

Конспект урока обучения грамоте

1 д класс

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫ Б, б



Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.

Формирование универсальных учебных действий:

1.      Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.      Регулятивные УУД

Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.      Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.

4.      Коммуникативные УУД

Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.


5Предметные УУД

Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие,

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые .

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.

-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый., методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные, групповые

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT), учебник «Азбука» Горецкого В.Г.





















Этапы урока

Время

Цель этапа урока

Содержание учебного материала

Методы и приемы

ОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формирование универсальных учебных действий)

Самоопределение к деятельности

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы

-Прозвенел для вас звонок

Начинается урок

А девиз у нас таков:

То, что знаешь - не скрывай!

На вопросы отвечай!”


Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Садитесь.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтоб сегодня вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за это время.

- Чтобы я видела, как работает каждый могла помочь, если это будет необходимо, у вас есть карточки: красным, зеленым и синим.


-Красный цвет обозначает: я буду работать очень хорошо, у меня все получится.


-Зелёный – я буду стараться, подумаю и обязательно сделаю

-Синий – я не хочу ничего делать сегодня


Ф

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Создает эмоциональный настрой на урок


Проверяют готовность к уроку.


Отвечают хором на вопросы учителя

Регулятивные Обеспечение

учащимся организации их учебной

деятельности.


Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия



Коммуникативные

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.


IАртикуляционная гимнастика

Цель

-

отработка артикуляционныхмышц

1. ЗЕРКАЛО!

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка - собачка”

«Лисичка» – показываем язычок

«Собачка» - прячем язычок

3 Упражнение “Вкусное варенье”

Языком слижем варенье с верхней губы и с нижней.

ОХ, И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!

ЖАЛЬ, ОСТАЛОСЬ НА ГУБЕ.

ЯЗЫЧОК ПРИПОДНИМУ

И ОСТАТОК ОБЛИЖУ.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать?

Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:

Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),

– Что мы сейчас делали?





Наглядно-практический метод

Прием : наблюдение, упражнение

Ф


Показывает упражнения


















Задает вопросы

Выполняют действия




Выполняют действия

по заданному плану





Выполняют действия

по заданному плану





Отвечают на вопросы:

Выполняют действия

по заданному плану




Постановка учебной цели.






Работа над новым материалом. Знакомство с новыми звуками.


Цель — ознакомить учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б

1.Игра «Кто самый внимательный?»

(слайд 6,7) Назовите согласный звук, который присутствует в этих слова.

-Дайте характеристику твердости-мягкости согласных звуков в этих словах.

2.Игра «Твердый-мягкий»

(слайд 7)

Определить твердость-мягкость первого звука

- Если слышится мягкий звук-хлопаем, если твердый – топаем.

Слого - буквенный анализ. Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в работе. Послушайте загадку.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка)

Давайте хором произнесем слово и разделим на слоги (бел-ка.) - Сколько слогов в этом слове? (Два.) – Почему? Поставим ударение. Позовите слово.

-Произнесите первый слог. (бел.)

- Выделите первый звук. ([б])-хором

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный.)-встречает преграду

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды.)

- Звонкий или глухой? (Звонкий, произносится с голосом и шумом.)

- А он твердый или мягкий? (мягкий, произносится мягко)

- Каким цветом обозначим? (зеленым.)

- Произнесите слияние. (бе.)

- Какое слияние? (мягкое)

- А теперь произнесите второй слог. (ка.)

- слияние. (ка) - Какое оно? (Твердое.)

Охарактеризуйте кратко звук б, (согласный, звонкий,мягкий)

На доске схема. Давайте прочитаем полученную схему.

Охарактеризуйте звук б' (согласный, звонкий, мягкий)

Отгадайте загадку. Это животное тоже можно увидеть в зоопарке

Словно школьная тетрадка полосатая лошадка,

Полосатая лошадка от хвоста до головы. (зебра).Составим схему слова «зебра». Произнесите слово зебра по слогам. Сколько слогов? (2) Назовите 1 слог. Из каких звуков он состоит? (з), (э), (б) Охарактеризуйте звук б (согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите 2 слог.

- Итак, какие звуки мы выделили? ([б], [б*]).

Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

Стр 98 читать, озаглавить текст


Объяснительно – иллюстративный, наглядно- словесный,

Репродуктивный, проблемно – поисковый

Ф

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу


Предлагает предметные картинки

( звуки б, б' и буква , которая их обозначает) (познакомиться со звуками ….. и буквой, которая их обозначает, научиться читать…с этой буквой

Побуждает к высказыванию своего мнения.


Выдвигает проблему


Озвучивает тему и цель урока.






Побуждает к высказыванию своего мнения.






Наблюдают за изменением


Объясняют выбор



Озвучивают цель и задачи урока.







Определяют твердость-мягкость первого звука







Объясняют выбор


Познавательные

Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)


Актуализация опорных знаний


Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук.

Осмысление соответствия звука букве

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

Умение объяснять свои действия

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. уточнять непонятное).


Осмысление

Цель – проверить умение составлять схемы к словам

1.Составление слов из слогов. стр 99

-Поработаем в парах. Вспомним алгоритм работы в паре.

- Покажите сигнальные карточки:

красный – я справлюсь легко, зелёный – я подумаю и выполню, синий – я не знаю, как делать.

Б ел

К лет

Б ул ка

Б аран


2. Составление схемы слова на выбор (индивидуальный подход)

-Выберите любое составленное вами слово и составьте схему

Слого-звуковой анализ слова

- Отметьте, как вы выполнили.

Красный кружок – всё верно, зелёный – чуть-чуть ошибся, синий – пока не получилось

Наглядно – практический метод


П

















И

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.








Раздает карточки с заданиями.

Уточняет понимание учащимися



Вспоминают алгоритм.





Определяют степень готовности. Прогнозировать результат






Выполняют работу в паре

Познавательные: осмысление соответствия звука букве;


Моделирование схем, слов

(анализ-синтез слова)


Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.


Физминутка



(слайд17 )


Видеометод

Ф


Выполняют упражнения


Формирование умений и навыков, творческой деятельности;


Цель – научить читать слова и предложения с изученными буквами

Работа по учебнику с.100

1)Чтение слов в столбиках, выполнение заданий.

- Дайте характеристику звукам [б, б′]. Сравните слова в столбиках. Найдите лишние слова.

2) Чтение предложений. Выполнение заданий

-Назовите слова, в которых встречается буква б.

-Назовите слово, в котором согласный звук [б] мягкий. (Кубик)

3) Работа с иллюстрацией (Парная работа) с.100

- Составить рассказ по иллюстрации.

-Что изображено на иллюстрации?

- Какое это время года?

Выразительное чтение стихотворения (слайд 7)

Чтение индивидуально, заучивание наизусть.

Наглядно – словесно - практический,

методы компьютеризированного обучения

Ф








И









Г















И



Контролирует выполнение работы



Формулирует задание



Предлагает индивидуальные задания

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Контролирует выполнение работы


Обеспечивает мотивацию выполнения


Выдвигает проблему.

Уточняет понимание учащимися


Напоминает обучающимся


Создает эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения







Учатся сравнивать






Действуют по заданному плану











Составляют рассказ по иллюстрации



Прослушивают стихотворение



Чтение индивидуально, заучивание наизусть

Познавательные

Смысловое чтение


Выделение существенных признаков, классификация.


Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем


Коммуникативные:

Умение объяснять свои действия


Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения


Умение объяснять свои действия


Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы).

Закрепление знаний, умений, навыков. Отработка чтения

Цель – научить выразительно читать и анализировать тексты

4) Работа с текстом

а)- Самостоятельно прочитайте текст «В библиотеке»

- Повторное выразительное чтение вслух (2-3 учащихся)

б)Анализ текста:

-Где в субботу были ребята?

-Что им показали?

- Что они рассматривали?

-Какую басню рассказал Вова?



методы компьютеризированного обучения.

Наглядно- словесно - практический



С



Ф

Организует самостоятельную работу с учебником


Контролирует выполнение работы

Задает вопросы

Контролирует выполнение работы



Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников



Задает вопросы




Самостоятельно читают.








Рассматривают иллюстрацию



Отвечают на вопросы



Продумывают ответ.

Познавательные


Выделение существенных признаков, классификация.

Понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем


Коммуникативные:

Умение объяснять свои действия


Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения


Умение объяснять свои действия


Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы).






Рефлексия

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

Алгоритм

-Понравился вам урок?

- Продолжите одно из предложений:

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я узнал…

Я научился…

У меня не получилось…

-Отметьте, как вы занимались на уроке, оцените себя. Красный кружок – всё отлично, зелёный – чуть-чуть не получилось, синий – пока не получилось



Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.


Побуждает к высказыванию своего мнения

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.



Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

Итог урока


- Ну вот, наш урок подошел к концу.

- Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?

- С какими звуками познакомились на уроке?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?




Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.


Побуждает к высказыванию своего мнения

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.



Личностные

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!