Чтение (УМК «Школа России»)
Программная тема: «Буква Ш ш и звук [ш]».
Основной период обучения грамоте.
Тема урока: «Буква Ш, звук ш».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ш, ш и выяснению (выделению) особенностей звука [ш], использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; научить выполнять звуковой анализ слов, обеспечить условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемы результаты образования:
Предметные: знают букву Ш, ш особенности звука [ш]; умеют использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного и прослушанного произведения.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждение об особенностях звука [ш].
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Структура урока:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этап закрепления новых знаний;
- подведение итогов.
Содержание, методические приёмы:
- звуковой анализ слов
- выяснение особенностей звука (ш) (всегда твёрдый согласный;
- чтение слогов и слов;
- печатание букв «Ш», «ш»;
Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II Мотивация к деятельности
- Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как вы думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
- Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете Солнышку лучики и хорошее настроение.
III. Открытие нового знания
Актуализация знаний
1 Игра «Доскажи словечко»
Сегодня все линует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…шишек.
- Слово шишка имеет два значения, такие слова называются многозначными
– Какой звук вы слышите вначале? [ш].
2. Развитие речевого аппарата:
Дыхательная гимнастика – упражнение «Колесо спустило» (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ш];
3. Постановка целей и определение темы урока
Как шипит змея? ( Ш-ш-ш)
Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)
- Какова же тема нашего урока? Чему мы должны научиться? (Мы познакомимся с новым звуком и буквой, будем учиться читать с нею слоги, слова и предложения).
4. Звукобуквенный анализ слов «груша», «катушка» (по учебнику)
5. Вывод:
- Произнесем еще раз звук [ш] звук.
- Что мы можем о нем сказать?
- согласный (при произношении звука чувствуется преграда – зубы)
- парный (пара – ж)
- глухой
- твердый (не имеет твердой пары)
- шипящий.
- Молодцы (солнышку крепится первый лучик)
6. Знакомство с буквой
- Кто же нас познакомит с буквой Ш (картинка с загадкой и буквой)
Любит сладкое примат –
Человека младший брат.
От бананов до безе
Обожает ...
(Шимпанзе )
- Что вы знаете о шимпанзе?
(Шимпанзе считаются самыми близкими родственниками человека. Живут обычно в группах, состоящих из десяти или двенадцати особей. Шимпанзе являются всеядными животными. Их основное питание состоит из фруктов, листьев, насекомых и небольших позвоночных).
7. Игра «Вообразилия»
- Расмотрите букву Ш.
- На что похожа буква Ш ?
- Ах, табуретка хороша!
Перевернул – И буква Ш.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл
Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё
(появляется второй лучик)
8. Сказка про букву Ш
- Ребята, как вы думаете, про букву ш может быть сказка?
- с одной из них мы сейчас познакомимся.
Сказка «Буква Ш, поселившаяся в камышах»
Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Пофантазируйте и дома придумайте свою сказку про букву Ш
IV. Физминутка
- Я буду называть слова с буквой Ш. Если буква в начале слова поднять руки перед собой: в середине – вверх, в конце – в стороны.
Шапка – перед собой
Шалаш – в сторону
Машина – вверх
Камыш – в стороны
Шмель – перед собой
Кошка – вверх
Карандаш – в стороны
Вишня – вверх. (3 лучик)
7. Особенность буквы Ш
- У буквы Ш есть секрет.
- Ребята, кто-нибудь знает, какой же секрет скрывает буква Ш? (всегда твердый согласный звук) (открывается 4 лучик солнышка)
8. Чтение слогов с буквой ш (работа в парах) (появляется 5 лучик солнышка)
IV. Закрепление нового материала
1. Чтение слов с парными согласными (слова записаны на доске)
Жар-шар жил – шил жест- шест сажа-Саша
- Чем различаются слова? (первыми буквами)
- Чем схожи слова? (первые звуки, обозначают твердые согласные звуки)
(6 лучик)
2. Работа с моделями слов: машина малыши. (7 лучик)
3. Игра «Найди слово в слове»
- Найдите спрятанные слова
- Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?
(Шар, шина, шут) (8 лучик)
4. Игра «Соедини слова так, чтобы получились новые слова»
- Я буду говорить предложения, а вы дополнять подходящими по смыслу словами.
Я с одноклассниками…… - дружу
Я воздухом…… дышу
Я на солнышке….. лежу
Если виноват прощения……. Прошу
В гости приходили…….. Саша, Даша, Маша
Божьи коровки – это….. жуки
Папа в шкаф вкрутил……. Шуруп
Я читаю……. журнал (9 лучик)
5. Игра «Измени одну букву»
- Прочитайте слова, изменив только одну букву (10 лучик)
6. Чтение текста про Пушинку (работа по учебнику) (11 лучик)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Мы справились со всеми заданиями, тучка отступила и солнышко вновь обрело лучики и стало веселым.
- С каким звуком мы познакомились на уроке?
- Какой секрет есть у буквы Ш? (нет мягкой пары)
- Солнышко довольно вашей работой и дарит вам шарики разного цвета.
- Давайте оценим свою работу на уроке.
-Кто считает, что на уроке было легко и интересно поставит магнитик на желтый шарик.
-Кто считает, что на уроке было трудно, но интересно, поставит магнитик на синий шарик.
- Спасибо за урок!