Тема: Буквенные выражения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с новым понятием «буквенные выражения»; учить вычислять значение буквенных выражений, совершенствовать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: изученные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать однозначные и двузначные числа; решать задачи и выражения изученных видов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; управляют поведением партнеров, уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Задачи:
Образовательные.
• Познакомить с понятием «буквенное выражение».
• Познакомить с латинскими буквами.
• Научить читать и записывать буквенные выражения.
• Закрепить изученное (устные вычисления).
Развивающие.
• Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.
Воспитательные.
• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.
• Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, индивидуальные карточки, учебник, интерактивный комплекс
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, взаимопроверка.
Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Эмоциональный настрой
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, добрым, незабываемым, веселым, полезным)
- А чтобы наш урок был именно таким, мне нужна ваша помощь. Вы должны быть на уроке активными, внимательными, послушными и трудолюбивыми, не выкрикивать и поднимать руку.
- Какой зимний праздник, любимый всеми детьми и многими взрослыми приближается? (Новый год)
- Кто главный герой этого праздника? (дед Мороз)
- К сожаленью, Дед Мороз сам не смог прийти к нам на урок, но он прислал своего помощника. Отгадайте, кого
В шубке белой он стоит,
На морозе не дрожит,
Угольки есть вместо глаз —
Смотрят пристально на нас.
Во дворе он жить привык,
Славный парень...
Снеговик пришел не с пустыми руками, а с волшебным мешком с подарками. Но отдаст он их в конце урока после выполнения всех его заданий.
1 задание (достают из мешка) каллиграфическая минутка
- Откройте тетради и запишите посередине число, классная работа.
-Какое сегодня число? 20 декабря.
Классная работа.
- Проверьте написанное.
Минутка каллиграфии.
- Для чего нужна минутка чистописания в математике? ( Чтобы правильно и красиво писать числа и отдельные цифры.)
-Какие цифры будем прописывать, вы узнаете, отгадав загадки:
Вид ее, как запятая,
Хвост крючком и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее нет. (2)
Цифра эта, как бегемотик,
Круглый у неё животик,
Шейку ловко изгибает,
За пятёркой выступает. (6)
- Пропишите цифры через клетку
62 26 22 66
- Какие двузначные числа можем составить , используя цифры 2 и 6?...........
- Вспомним разрядный состав чисел. Сколько в каждом десятков и единиц?
- Запишите числа, начиная с наибольшего.
- проверим, обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа, правильно ли выполнил задание, укажите на ошибки, если есть. Поставьте на полях простым карандашом + если ошибок нет
22 26 62 66
- Поднимите руку кто все правильно выполнил, и ошибок у него не нашли
- Какие действия с числами вы умеете выполнять? (складывать и вычитать)
- Как называются числа при сложении? Вычитании?
2.Устный счет
Чтоб активно отвечать,
Нужно устно посчитать
2 задание снеговика «Устный счет»
Он очень любит, когда идет снег.
- Посчитайте примеры на волшебных математических снежинках и закрасьте геометрическую фигуру с правильным ответом (белая карточка на партах). Если без ошибок сосчитаете и выполните задание снеговика, то получится рисунок без чего не обходится ни один праздник Новый год?
3. Постановка темы и целей урока.
- Что у вас получилось? (елка – главный атрибут праздника)
- Все ли примеры на снежинках получилось сосчитать? (решить) ( нет, не решили 50+х)
- Почему ? (вместо неизвестного слагаемого (числа) - буква)
- Как называются примеры, выражения, которые состоят из чисел и знаков? (числовые)
- А как тогда назовем выражения, в которых помимо чисел и знаков есть еще и буквы? (буквенные)
- Кто догадался, какая тема урока? (Буквенные выражения)
3 задание Снеговика (Разложи снежки):
Разложите снежки в 2 ящика : с буквенными выражениями и числовыми (Дети выходят к доске и распределяют снежки по ящикам)
- Посмотрите на ящички со снежками. Чем отличаются буквенные выражения от числовых?
- Какие выражения можем посчитать и решить? (числовые)
- Предлагаю выполнить следующее задание Снеговика, записать и решить примеры в тетрадь. Сколько примеров в ящике? Во сколько столбиков будете записывать? (Фронтальная проверка)
- Какие выражения остались нерешенными? (буквенные)
- кто знает как их решать?
- Чему будем учиться на уроке? (решать буквенные выражения)
- Но, чтобы их решить надо правильно прочитать.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, при записи буквенного выражения в математике используются буквы латинского алфавита.
Они по написанию похожи на английские, но читаются и произносятся многие по-другому.
Познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита. ( Плакат на доске.)
a – «а»
b – «бэ»
с – «цэ»
d – «дэ»
k – «ка»
x – «икс»
y – «игрек»
- В учебнике на с. 77 есть и остальные буквы латинского алфавита.
- Пользуясь учебником, буквами написанными на полях, давайте попробуем прочитать наши буквенные выражения (из ящика с буквенными выражениями)
(Сумма чисел 8 и «дэ».
Разность чисел «цэ» и 5.
Сумма чисел «ка» и 2.
Разность чисел 7 и «икс»)
- Давайте попробуем решить буквенное выражение 50 + а
- Кто-то может?
-а если так? (вместо буквы учитель подставляет числа (6,20, 4,15)
- Какие выражения получили? (числовые)
- Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.
- Что мы для этого делали?
- Как мы получили числовые выражения ? (Вместо буквы подставили число, то есть значение данной буквы)
- Действительно ребята, чтобы найти значение буквенного выражения, нужно вместо буквы подставить какое-либо число, то есть значение данной буквы.
Давайте составим алгоритм (порядок) работы над буквенным выражением и поучимся его правильно записывать
5. Составление алгоритма работы с буквенным выражением.
- Прочитайте буквенное выражение в учебнике на с. 77 за красной чертой от слов прочитай
k+7. Запишите его в тетрадях.
- Найдём значение буквенного выражения, если
k=10. Пишу на доске.
- Давайте составим план работы с буквенным выражением.
- Что сделали сначала? (Прочитали.)
- А потом? (Записали на доске и в тетради.)
- Затем? (Вставили вместо буквы число.)
- А потом? (Нашли значение выражения.)
- Работаем с буквенным выражением по алгоритму
K+7, если k=7
k-7, если к=10,7
1.Прочитать выражение
2.Записать выражение
3.Подставить значение буквы в выражение.
4.Вычислить. Найдите значение выражения.
6. Физминутка (музыкальная)
- Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Проведем физминутку и вылепим виртуального снеговика.
Снеговика мы вылепили.. Но лепят из снега не только снеговика, но и другие фигуры, сказочных героев, строят снежные горки и городки.
Поднимите руки, кто любит посещать снежные городки и кататься с горок? А кто хочет, чтобы эти постройки как можно дольше стояли и приносили радость детям и взрослым, а герои радовали нас?
- Что для этого должны сделать? (сохранять, не ломать). Я, надеюсь, что вы всегда сохраняете то, что сделали люди для вас и не ломаете.
7. Самостоятельная работа по карточкам. Задание Снеговика.
(2 работает с интерактивной доской)
Зеленые карточки с с.р. Все работают на местах, решая задание с карточек в тетрадь, а 2 на интерактивной доске.
8. Решение задачи – задание Снеговика.
учебник с. 77
Работа над задачей. № 2, стр.77.
- Прочитайте задачу. О ком в ней говорится?
-Сколько денег было у мамы?
-Сколько денег потратила мама?
-Каков вопрос задачи?
-Можем сразу ответить на вопрос?
-Что для этого нужно знать?
-Что узнаем сначала? (сколько денег было у мамы)
-Сможем теперь ответить на вопрос задачи?
- Запишем решение задачи.
- Посмотрите внимательно на числа в задаче, кто может предложить другой способ решения?
(50-30) - 10
9. Вы все задания выполнили, пришло время подарков.
- Снеговик вам дарит билеты на новогоднее представление, которое состоится в школе.
Его мешочек опустел. Давайте и мы с вами туда что-нибудь положим.
- Что мы можем положить Снеговику?
- Я предлагаю положить в мешок то полезное и интересное, что было сегодня на уроке.
(Карточки на обратной стороне доски)
Выберите, что вы полезного получили на уроке и можем поделиться со Снеговиком
Выставление отметок
- Ребята, давайте вспомним над какой темой мы сегодня работали?
- Какую цель мы ставили?
- Удалось ли нам её решить?
- Какие затруднения у вас возникли?
- Что вам понравилось больше всего?
- С каким настроением вы уходите с урока?