СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чайные посиделки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

История и правила завариваня чая. Знакомство с разновидностями чая

Просмотр содержимого документа
«Чайные посиделки»

















Час общения

«Чайные посиделки»











Разработала и провела

воспитатель

Крутикова Н.В.











Курск 2020

Тема мероприятия: «Чайные посиделки»

Форма проведения: час общения

Направленность мероприятия: нравственное, эстетическое воспитание

Место проведения: группа №1

Участники: воспитанники группа №1 (6-9 классы), воспитатели

Цель: формировать умения и навыки воспитанников в общении друг с другом.

Задачи:

- познавательные: познакомить учащихся с происхождением чая, историей появления чая в России, с его целебными свойствами;

- формирующие: формировать и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и культуре чаепития; прививать навыки этикета;

- развивающие: развивать речь детей, память, внимание, мышление; расширять кругозор детей; развивать коммуникативные умения и навыки, обогащать словарный запас;

- корректирующие: активизировать мыслительную деятельность и устную речь; развивать умение работать в команде, умение слушать и слышать мнение другого человека;

- воспитывающие: воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения и общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности, чувство товарищества.

Технологии, методы, приемы, используемые на мероприятии:

творческий, диалогический метод, викторина, игра, рассказ, отгадывание загадок, наглядность, музыкальное сопровождение.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; выставка «Виды чая»; название мероприятия; конверты с раздаточным материалом (пословицы и поговорки); на столе скатерть, чашки с блюдцами, самовар; салфетки, сладости, чай; музыкальное сопровождение; плакат "Гостя в доме привечай - Чашкой чая угощай!"; лист ватмана, фломастеры.



Подготовительная работа:

1.Изучив литературу, разработали сценарий мероприятия.

2.Подготовили наглядность, музыкальное сопровождение, фонограммы, слайды.

3. Приготовили сладости.

4. Дети подготовили сообщения, разучили стихотворения, вспомнили пословицы о чае и чаепитии.

5. Оформили комнату для проведения мероприятия.

Оформление помещения: компьютер; мультимедийное оборудование; электронная презентация по сценарию; музыкальное сопровождение; в центре комнаты стол, накрытый скатертью, на столе чайная посуда, самовар, сладкие угощения; на доске плакат: «15 декабря – Международный день чая»; мини-выставка пачек и банок из-под чая; конверты с раздаточным материалом (пословицы и поговорки); плакат «Гостя в доме привечай -Чашкой чая угощай!»

План мероприятия:

1. Орг. Момент.

2. Целеполагание. Объявление темы занятия.

3. Возникновение чая.

4. Чай в России.

5. Путь чая от плантации до нашего стола.

6. Мини-выставка «Виды чая».

7. Витаминная ценность чая.

8. «Правила заваривания чая».

9. «Чайные» загадки.

10. Правила поведения за столом.

11. Чаепитие.

12. Рефлексия. Игра «Верно – неверно»

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ведущий

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем

К нам, смотри, не опоздай,

А не то – остынет чай!

Здравствуйте, гости дорогие!

2. Целеполагание. Объявление темы занятия. (2 слайд)

- Сегодня мы узнаем много интересного об одном растении. Попробуйте отгадать загадку:

Черненько, горяченько,

А все любят.

(Чай)

15 декабря миллионы любителей этого чудесного напитка отмечают Международный день чая. Впервые идея об учреждении Международного дня чая возникла в 2004 году на Всемирном общественном форуме в Мумбае (Индия). В 2005 году было принято решение отмечать это праздник 15 декабря. Вопрос с выбором даты не стоял перед организаторами, так как именно 15 декабря в свет вышла Мировая декларация прав работников индустрии чая.

Мы расскажем всем сегодня,

Как чудесный чай варить.

Мы покажем всем сегодня,

Как для гостя стол накрыть.

Будет всем нам интересно,

Как и где возник наш чай,

Как возник такой обычай -

"Гостя в доме привечай -

Чашкой чая угощай!"

- Итак, мы приглашаем вас на «Чайные посиделки» (3слайд)

- Сегодня мы с вами поговорим о пользе чая.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но одно из самых замечательных – это чаепитие. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, имеет неповторимый аромат и ни с чем несравнимый вкус.

3. Возникновение чая.(4слайд)

- Ребята, вы знаете, откуда появился чай?

Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то первый из них придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем - чай. По другой версии однажды, давным-давно, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в воду упало несколько листьев с чайного куста - и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Родина чая - Китай, по-китайски он называется "Тцай-йе", от которого и произошло слово "Чай", а в переводе означает "молодой листочек".

4. Чай в России (5слайд)

- Как же чай пришел в Россию?

На Русь чай попал в 1638 году. Именно тогда привезли от одного из монгольских ханов подарок русскому царю - пакетики с чаем. Царь оценил ханский подарок. Согласно одной из версий, царь, испробовав напиток, вытер густую бороду и молвил: "Ещё!" Пили чай по большим праздникам, в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого. Бедные редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение "чайком побаловаться". Многие крестьяне даже не знали, как им пользоваться, как заваривать чай.

5. Путь чая от плантации до нашего стола.

- Сейчас трудно представить наш завтрак без чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Чайный куст – это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди, мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты. (6слайд)

Но основная работа – сбор чайного листа, он длится 7 месяцев. Собирают чай ручным способом или с помощью машины. Высококачественный чай собирают только вручную. (7слайд)

Чай собирают не весь подряд, а только молодые зеленые чайные побеги, на конце которых не больше двух-трех листочков и почка. Такая верхушка называется флеш. (8слайд)

Лучший чай получается тогда, когда сборщик срывает флеш с двумя- тремя листочками и полураспустившейся почкой, кроме того лучшие чайные флеши собираются с верхушки, а не с боковых побегов.

Флеш захватывают большим и указательным пальцем и отщипывают или срезают лезвием привязанным к указательному пальцу.

Самое главное в сборе листьев постараться не порвать и не помять лист –это влияет на качество чая. Главным недостатком машинного сбора является нарушение формы и структуры листьев.

Чайный лист грузят на машины и увозят на заводы по изготовлению чая.

Завяливание. Его цель- обезводить лист. Завяливают в тени или под навесами или в специальных сушилках. После сушки листья становятся эластичными и мягкими.

Скручивание. Для того, чтобы чай был крепкими ароматным необходимо разрушить структуру листа. Листья помещают в специальную машину – роллер, она напоминает кастрюлю без дна, совершает круговые движения по ребристому столу, чтобы разрушились клетки листьев, появился сок, а листочки скрутились. (9слайд)

Ферментация. Чайные листья переносят в большие, прохладные, затемненные помещения, раскладывают на ровной поверхности толщиной10 см. В процессе листья начинают темнеть от брожения и подвяливания выжатого сока, появляется характерный аромат черного чая.

Сушка. Главная задача – снизить влажность листа, чтобы подготовить его к расфасовке и дальнейшему хранению. Листья сушат в печи, на солнце, в специальных сушильных машинах. (10слайд)

Сортировка. Листья сортируют по размеру, мелкий к мелкому, крупный к крупному, отсеивают черенки и ненужные части. Далее продувают, чтобы избавиться от чайной пыли.

Процесс упаковки на заводах стараются производить максимально быстро, чай впитывает все запахи и влагу. Готовый чай фасуют в пакеты, банки, коробки. После он поступает в магазины, а потом уж к нам на стол.

6. Мини-выставка «Виды чая»

А какие сорта чая можно встретить в магазине? Демонстрация мини-выставки(11слайд)

(Липтон, Ахмат, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма).

И цейлонский, и индийский,

И китайский, и грузинский.

Черный, желтый и зеленый.

И названий разных много.

«Липтон», «Дилмах» и «Ахмад» -

Только марок целый сад.

Но границ для чая нет,

Дружит с чаем целый свет.

В современном мире существует более 1500 сортов чая, но основных видов всего шесть: черный, зеленый, белый, красный (улун), желтый и пуэр (постферментированный). Отличаются они друг от друга продолжительностью и способом окисления перед последующей сушкой листа.

7. Витаминная ценность чая. (12слайд)

- В чем же ценность чая для человека? Оказалось, что этот напиток - кладезь витаминов.

- Действительно, учёные доказали, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка, повышает умственную и физическую работоспособность, и многие др.

- А ещё от чего лечит чай? (при простуде, как средство от зубной боли, при воспалении глаз, примочки от солнечных ожогов)

- Результаты исследования показали, что катехины и другие вещества из чая могут замедлять активность частиц вируса. Эффективность показал не только черный, но и зеленый чай. Напиток нейтрализовал частицы вируса или тормозил процесс их попадания в здоровые клетки. Содержащиеся в чае летучие вещества могут нейтрализовать частицы SARS-CoV-2. Исследование на соответствующую тему провели биологи из Японии. (13слайд)

- А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь, чтобы чай был ароматнее? (Шиповник, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, малина, калина, боярышник) (14слайд)

Послушайте шуточное стихотворение:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

- Почему не понравился чай?

8. «Правила заваривания чая». (15слайд) (16слайд)

9. «Чайные» загадки. (17слайд)

В брюхе – баня,

В носу - решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та на спине. (чайник).

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар).

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин). (18слайд)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик).

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон).

10. Правила поведения за столом. (19слайд)

А ещё нужно знать о правила поведения за столом.

Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив её на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.

Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.

В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся в чашке лимон.

Чай из самовара или чайника разливает хозяйка. Обходить гостей с чайником не рекомендуется, да и это не безопасно, чашку передают ей. Наливать чай в чашку на 1см ниже её края.

При желании гостя выпить ещё одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.

- Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

11. Чаепитие.

- А как мы будем накрывать стол для чаепития?

Что нужно сделать в первую очередь? (Сервировка стола) (20слайд)

Всех гостей приглашаем в нашу чайную. Гости и дети пьют чай.

Песни «Мы за чаем не скучаем», «Конфетки, бараночки»

12. Рефлексия. Игра «Верно - неверно» (21слайд)

- О чём мы сегодня говорили?

- Что запомнили?

Игра «Верно - неверно»

-существует несколько видов чая: чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый. (В)

-при длительном хранении чай теряет аромат. (В)

-чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Н)

-чай нужно заваривать водой, её температура - не более 60˚С. (Н)

-заварочный чайник нужно согревать или ополоснуть кипятком. (В)

-в чайник нужно насыпать сухую заварку. (В)

-чай нужно пить маленькими глотками. (В)

-чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней, добавляя кипяток. (Н)

- Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее”.

Спасибо за внимание!

(22слайд)



Список использованных источников

Литература:

1. Давиташвили М.Д. “Наш друг чай” – М.: Просвещение, 1979.

2. Скляревский Л.Я, Чубанов И.А. “Лекарственные растения в быту” – Москва: Просвещение, 1986.

3. Хохлачёв В.В. “Всё о чае” Энциклопедический словарь юного натуралиста. 1987.

4. Сколотчева Л.В. “Праздники в школе” Санкт-Петербург, 2002.

Интернет – ресурсы:

1. https://worldofteacher.com/4488-vneklassnoe-meropriyatie-chto-za-chudo-etot-chay.html

2. https://worldofteacher.com/4488-vneklassnoe-meropriyatie-chto-za-chudo-etot-chay.html

Аудиозаписи:

1. https://yandex.ru/video/search?filmId=6826079838231584394&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%87%D0%B0%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5&noreask=1&path=wizard

2. https://yandex.ru/video/search?filmId=12009385528728549856&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!