Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза А. М. Зверева»
Чертежи деталей, изготовленные на токарном и фрезерном станках
(урок технологии в 7 классе при изучении раздела
«Обработка металла и элементы машиноведения»)
| Учитель технологии: Бухаров Иван Михайлович |
с.Катравож, 2021 год
Тема: Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках
Цели:
создать условия для изучения способов чтения и построения чертежей деталей, изготовленных на станках;
способствовать развитию технической и графической грамотности;
воспитание любви к техническим профессиям.
Метод: Проектный с применением информационно-коммуникационных технологий
Оборудование: образцы деталей, измерительный инструмент, компьютер, интерактивная доска.
Объект работы: компьютер с программой векторного моделирования CorelDRAW
Место: компьютерный класс
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний:
Что включает в себе графическая документация? (Чертежи, эскизы, технические рисунки)
Что такое эскиз? (Условное изображение предмета, выполненное от руки без соблюдения точного масштаба)
Что такое чертёж? (Условное изображение предмета, выполненное с помощью чертёжных инструментов с соблюдением точного масштаба)
Чем отличается эскиз от чертежа? (Эскиз выполняется от руки без соблюдения точного масштаба, а чертёж – с помощью чертежных инструментов с соблюдением точного масштаба. На чертеже бывает несколько видов: спереди, слева, сверху и т.д.)
Какие бывают чертежные инструменты? (Готовальни, циркули, угольники, рейсшины и т. д.)
Что такое технический рисунок? (Наглядное изображение предмета, выполненное от руки с соблюдением пропорций между частями предмета)
Можно ли построить чертёж без чертёжных инструментов? (Можно, на компьютере)
В каких программах можно построить чертёж? (Word, Paint, КОМПАС, CorelDRAW)
В какой программе вы предпочли бы работать сегодня на уроке? (В программе трехмерного моделирования «CorelDRAW
Изучение новой темы
Учитель. Уважаемые учащиеся. В нашей школе большое внимание уделяется техническому творчеству. На слайде вы видите устройства, созданные учащимися нашей школы на уроках и внеклассных мероприятиях по технологии, робототехнике (Слайд 2).Наши учащиеся ежегодно участвуют в конкурсах, занимают призовые места (Слайд 3). Давайте посмотрим конструкторские документации портативного шиномонтажного устройства для легкового автомобиля. (Слайды 4-8). Создать графические документы такого устройства вручную очень трудно. В программе КОМПАС это можно выполнить за несколько дней. Наши устройства являются действующими образцами (показывается видеозапись «Работоспособность изделия» Слайд 9). Наблюдать за действиями механизмов, созданных своим разумом и руками – огромное удовольствие, это удовольствие от результата технического творчества.
Давайте ответим на вопросы следующих слайдов (Слайд 10-13.). Сегодня мы построим чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. Форма детали определяется поверхностями, которыми он ограничен. Какими же поверхностями ограничены детали, изготовленные на станках? ( Цилиндрическими, коническими, сферическими, плоскими)
Учитель. Откройте, пожалуйста, программу «CorelDRAW». Сейчас мыпопробуем создать чертёж детали, изготовленной на токарном станке.
Класс делится на группы по 3 человека. В каждой группе по одному ученику, имеющий представление работы в программе «CorelDRAW». Создание чертежа, ведется одновременно с учителем (на интерактивной доске) на четырех компьютерах
Последовательность создания трехмерной модели винтового стержня
№ | Наименование операции | Изображение на экране | Способ создания |
1 | Создание цилиндрической детали радиусом 9 мм, длиной 5 мм | | С помощью инструмента прямоугольник |
2 | Добавление окружности диаметром 15 мм. И присоединение деталей | | С помощью инструментов окружность, слияния и прямая через две точки |
3 | Добавление цилиндра меньшего диаметра на дальнюю торцевую сторону цилиндра (точеная часть на токарном станке) | | По аналогии используемых инструментов в пунктах 1и 2 |
4 | Снимаем фаску скруглением | | Выделить фигуру, сгладить углы, выделить деталь, объединить объекты, начертить отрезки видимых линий |
5 | Расставляем размеры | | С помощью инструмента параллельный размер |
В ходе работы находят ответы на следующие вопросы:
Для чего делается фаска? (Чтобы не поранить руку токаря)
Зачем необходимо уменьшить диаметр стержня? (Чтобы подогнать к размеру плашки)
На каком станке выполняется уменьшение диаметра стержня, фаска и паз? (Уменьшение диаметра и фаска – на токарном, паз – на фрезерном)
Где наносится штриховка? (Где секущая плоскость рассекает деталь)
Физкультминутка. Упражнение для глаз с использованием стенда-тренажера (движение глаз вверх-вниз, вправо-влево, по движению часовой стрелки и против движения часовой стрелки, по горизонтальной восьмерке)
Практическая часть. Самостоятельная работа по созданию собственного варианта детали, изготовленного на токарном и фрезерном станках. Создание его чертежа, разреза и технического рисунка.
Подведение итогов. Оценка практической части. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос: «Как обозначаются на чертеже линии видимого контура, невидимого контура, осевые линии, размерные линии?».