Урок математики
в 4 классе
учитель: Корабельникова Г.М.
школа – лицей №62
город Астана
Тема урока: Числовые и буквенные выражения.
Цель: создание условий для успешного усвоения знаний о числовых и буквенных выражениях.
Задачи урока: расширить знания о числовых и буквенных выражениях, закрепить умение записывать, числовые и буквенные выражения, равенства, в которых выражено правило умножения и деления суммы на число. Отрабатывать вычислительные навыки с многозначными числами в выражениях на все действия. Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому предмету. Воспитывать чувство ответственности за свою работу, уважения к труду, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование: листы оценивания, карточки с тестом, карточки с заданием каждой группе, карточки сигналы - для учеников;
Цитата урока, опорные слова для составления кластера и задач урока, карточки с буквами, эталоны для проверки значения выражения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на активную работу на уроке.
Цитата урока:
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. (И.-В. Гете)
Как вы понимаете смысл этих слов?
2. Актуализация опорных знаний и умений
Блиц-опрос.
Проводится с целью проверки знаний пройденного материала.
Выполняется на инд. карточках, проверка в форме взаимооценивания в группе (передать карточку для проверки соседу в группе слева), результат выставляется в инд. листе оценивания каждым учеником самостоятельно по шкале оценивания.
1.Сумма длин сторон многоугольника:
А) площадь В) периметр
С) расстояние Д) объём
2.Величина, измеряемая в километрах:
А) длина В) ширина
С) расстояние Д) скорость
3.Любое число, которое делится на 2:
А) круглое В) чётное
С) двухзначное Д) однозначное
4.Фигура, образуемая двумя лучами:
А) угол В) ломаная
С) кривая Д) отрезок
5.Математическое равенство с неизвестным компонентом:
А) неравенство В) пример
С) формула Д) уравнение
6.Путь, который проходят за единицу времени:
А) скорость В) расстояние
С) дорога Д) длина
7.Четырёхугольник с прямыми углами, у которого все стороны равны:
А) прямоугольник В) квадрат
С) куб Д) ромб
8.Результат деления:
А) делимое В) делитель
С) частное Д) разность
9. Фигура - граница которой, окружность:
А) овал В) дуга
С) ломаная Д) круг
-Мы повторили основные вопросы изученного материала.
-Кто ответил на все вопросы правильно? «Сигналы рукой»
-Какие вопросы вызвали затруднения?
2. Математический диктант.
Цель: Проверить умения выполнять устные вычисления с многозначными числами.
-Посчитаем устно.
Выполняется в рабочей тетради, проверка в форме самооценивания по эталону, результат выставляется в инд. листе оценивания каждым учеником самостоятельно по шкале оценивания. За каждым ответом скрыта буква. После проверки читают слово:
В | Ы | Р | А | Ж | Е | Н | И | Я |
480 | 280 | 10 | 13 | 32 | 300 | 291 | 8100 | 7 |
В - удвоить число 240
Ы - Какое число уменьшили в 7раз и получили 40?
Р - Во сколько раз 800 больше 80?
А - Чему равна 5-я часть числа 65?
Ж - Найди делимое, если делитель 6, частное 5, остаток 2
Е - Сколько минут в 5 часах?
Н - Сколько всего сотен в числе 29108?
И - Найди площадь участка квадратной формы, если сторона равна 90 м
Я - Палку, длиной 8м распилили на части по 1м каждая. Сколько распилов сделали?
-Кто все вычисления выполнил правильно? «Сигналы рукой»
-Какие задания вызвали затруднения?
3. Работа по теме урока.
Какие бывают выражения, составьте кластер.
Выражения
Числовые Буквенные
Ожидаемые результаты:
- Что мы должны знать?- как прочитать, как записать, как отличить от уравнений и неравенств
-Что мы должны уметь применять?- найти значение числового или буквенного выражения, знать порядок действий в выражениях (целеполагание)
-Выполняя следующее задание, мы будем читать, записывать и учиться отличать выражения от уравнений и неравенств.
Работа в группах с.93 №1. Выполняется в рабочей тетради. Выписать и прочитать:
1 группа - числовые выражения;
2 группа - буквенные выражения;
3 группа - уравнения;
4 группа – неравенства
-Проверка с помощью «карточек сигналов» всеми учениками.
-Объясните свой выбор.
-Прочитайте выражение, соответствующее правилу: умножение и деление суммы на число. В чём заключается это правило?
4.Закрепление изученного материала
Работа в группах с.93 №2,3.
Цель: Отработать умения читать, определять порядок действий и выписывать выражения по заданию
Выполняется в рабочей тетради. Презентация работ. Проверка с помощью «карточек сигналов» всеми учениками.
Выписать и прочитать:
1 группа - выражения, в которых последнее действие деление; -Увеличь 15 в 5 раз и уменьши произведение в 3 раза -Увеличь 32 в 2 раза и вычти из произведения 24 -Вычти из 27 число 2 и уменьши разность в 5 раз -Уменьши 69 в 3 раза и прибавь к частному 20 |
2 группа - выражения, в которых последнее действие умножение; -Уменьши задуманное число на 3 и увеличь эту разность в 2 раза - буквенное -Уменьши 32 в 2 раза и прибавь к частному задуманное число - буквенное -Прибавь 2 к задуманному числу и увеличь сумму в 5 раз - буквенное -Увеличь 69 в 3 раза и вычти из произведения 20 |
3 группа - выражения, в которых последнее действие сложение; -Уменьши 69 в 3 раза и прибавь к частному 20 -Увеличь 32 в 2 раза и вычти из произведения 24 -Уменьши 32 в 2 раза и прибавь к частному задуманное число - буквенное -Прибавь 2 к задуманному числу и увеличь сумму в 5 раз |
4 группа - выражения, в которых последнее действие вычитание -Увеличь 32 в 2 раза и вычти из произведения 24 -Вычти из 27 число 2 и уменьши разность в 5 раз -Увеличь 69 в 3 раза и вычти из произведения 20 -Прибавь 2 к задуманному числу и увеличь сумму в 5 раз |
-Проверка ответов каждой группы с помощью карточек сигналов всеми учениками.
- Какие выражения из тех, что вы выписали, числовые или буквенные? Как найти значение буквенного выражения?
-Как справились с заданием на порядок действий?
-Эти знания нам пригодятся при выполнении следующего задания.
5. Повторение пройденного материала.
с.93 №4. Определи порядок действий в выражениях (другие группы проверяют и дают сигнал карточкой) и найди значение. Выполняется в рабочей тетради. Выполняют вычисления в столбик у доски представители группы по действиям. Проверка по эталону.
1 группа – а) (318∙5+1052)-2210 3 группа – д) 55200:3+80316:4
Эталон: 1590, 2642, 432 Эталон: 18400, 20079, 38479
2 группа – б) (5256:6+1250)-408 4 группа – е) 7890∙6-6548∙5
Эталон: 876, 2126, 1718 Эталон: 47340, 32740, 14600
Коллективная работа:
С.93 №6 а). Решение задачи с комментированием.
Масса 1 гвоздя | Количество гвоздей | Общая масса |
Одинаковая | 4 гв. | 32г |
? гв. | 400г |
1) 32:4=8(г)- масса 1 гвоздя
2) 400: 8= 50(гв) – из 400г
В: 400:(32:4)=50
Ответ: из 400г железа можно выковать 50 гвоздей
Итог урока
«Сигналы рукой»
-Покажите жестами, какое это выражение числовое или буквенное. Если выражение числовое, то ладошка, если буквенное – кулачок.
23∙4+9 а-(452-12)
(30-18):6 х+624
Повторение плана и цели урока, сопоставление цели урока с его результатом.
-Какие цели ставили на уроке, достигли ли мы их?
5. Рефлексия.
-Оцените свою активность работы на уроке.
Самооценка учеником своих учебных достижений.
Лист оценивания (Ф.И.ученика)_________________________________________________________
Тест
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | оценка |
Количество баллов | | | | | | | | | | |
Оценки:
«5»-9 баллов «3»-6-5 баллов
«4»-8-7 баллов «2»- 4 и менее баллов
Математический диктант
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | оценка |
Количество баллов | | | | | | | | | | |
Оценки:
«5»-9 баллов «3»-6-5 баллов
«4»-8-7 баллов «2»- 4 и менее баллов
Оцени свою работу на уроке | + или- |
Активно работал в группе | |
Больше слушал, чем говорил | |
Испытывал затруднения при выполнении заданий | |
Не работал | |
6. Домашнее задание.
С.93№4 (в,г), с.94 №6 (б)