Конспект 4. Что мне интересно? Как выбрать тему.
Что мне интересно? Тема проекта выбирается после того, как определена проблема, с которой вы будете работать. НО выбор проблемы и темы – только за вами и только тогда работа над проектом будет интересна.
В первую очередь ответьте для себя на следующие вопросы. Они помогут Вам выбрать тему. 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что из изученного хотелось бы узнать более подробно? 5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Советы для определения проблематики проекта: 1. Определитесь, что вас волнует на данный момент в своей жизни, в жизни класса, школы и т.п. 2. Проблема – это то, чего не хватает для идеального состояния ситуации ( пример: Если человек голоден, но находится в квартире, где есть холодильник с едой, то никакой проблемы не существует. А вот, если он бредет по пустыне и у него нет еды, то это уже проблемная ситуация)
3. Составить список конкретных недоработок, которые привели к проблеме (как человек оказался в пустыне без еды, что привело его туда, по какой причине он не взял еду и т.п.) Определив проблему – выбираем тему.
Практическое упражнение «Маршрут выбора темы» 1. Что тебе интересно (математика, история, иностранный язык, география и т.д.) 2. Какое у тебя хобби? Чем ты занят в свободное время? 3. Благодаря чему у тебя хорошие отметки? 4. Какими достижениями в школе/вне школы ты гордишься?
3
Темы проектов могут быть: - Экспериментальные – предполагают проведение собственных опытов, экспериментов и наблюдений («Особенности воспитания кошек в домашних условиях», «Как собрать один новый компьютер из нескольких старых», «Выращивание огурца на подоконнике») - Фантастические – касаются несуществующих, придуманных, сказочных объектов или явлений (единороги, эльфы, драконы и т.п.) («В чём сила единорога», «Китайские драконы и Змей Горыныч – родственники?», «О чём может рассказать эльф?»)
3
- Творческие – может быть сценарий мероприятия, поэтическое произведение, танец, театральная постановка и т.д. («Сценарий праздника «День Учителя», «Как придумать стих?», Видеоролик на городской конкурс на определённую тему) - Теоретическое – изучение и обобщение информации, содержащиеся в различных источниках – фильмах, книгах и т.д. («Где живёт дождь?», «Книга – лучший друг школьника»)
3
Схема мотивирующая поиск интересной темы для проекта: «Хочу – Могу – Надо».
Требования к выбору темы исследования. 1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем. 2. Тема должна быть актуальной. 3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. 4. Тема может содержать спорный момент. Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против» 5. Тема должна быть конкретна. 6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).
Также следует избегать в формулировке темы работы слов, не имеющих важной для нее смысловой или информационной нагрузки (некоторые …, особые …, определенные … и т.д.). Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс. Формулировка должна быть ясной по форме, по возможности краткой, лексически грамотной.
Итак, что надо сделать. 1. Проанализировать свои интересы. Составить топ самых-самых любимых увлечений. Расставить их в порядке приоритетности (примерно 3-5). 2. Определить, что хотелось бы делать по проекту. Для этого составить список своих способностей , того, что хорошо получается делать (примерно 3-5).
3. Найти потенциальную проблему в каждой из областей, попавших в топ-список. Для каждой темы написать 4 – 5 идей проблем, которые могут быть в этой области. 4. Оценить эти проблемы с точки зрения масштабности и актуальности , понять, кому может пригодится решение проблемы. 5. Попробовать объединить все свои идеи (возможно несколько вариантов их объединения).
Домашнее задание:
Конспект 4 читать.
Задание «Выбрать тему».
Обосновать почему?