СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое метод проектов"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Что такое метод проектов"»

Что такое «метод проектов»?

Проектная технология» в переводе с латинского означает

«самостоятельный поиск пути».

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя - выбор проблем для проектов, из окружающей действительности, из жизни.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов это высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя.

Требования к учебному проекту:

1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: дизайн оформления помещений.

Поиск социально значимой проблемы одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

Основные требования к проекту

3. Отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!



Модели проектов:

Модель № 1

Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца).

Выполнение работы (2-3 месяца).

Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).

Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).

Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.

Предметные, индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.

Классификация проектов по комплексности

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Классификация проектов по характеру контактов между участниками

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Классификация проектовпо доминирующей деятельности учащихся

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип;

Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация;

Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Деловая игра. Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий. Диалог исторических или литературных персонажей. Защита на Ученом Совете. Игра с залом.

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций... Инсценировка реального или вымышленного исторического события. Научная конференция.

Научный доклад. Отчет исследовательской экспедиции. Пресс-конференция. Путешествие. Реклама. Ролевая игра. Соревнования.

Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

Предполагается ли включение самооценки участниковпроектных групп в общую оценку проекта?

Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

все участники проектной работы приложили усилия, ноне все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:

важность темы проекта;

глубина исследования проблемы;

оригинальность предложенных решений;

качество выполнения продукта;

убедительность презентации.

Какова роль учителя?

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей. Учитель —должен обладать высоким уровнем общей культуры, развитой фантазией, генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор, эксперт.



Проект и урок: вместе или врозь?

Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Единой точки зрения на этот счет не существует.

Преимущества персональных проектов:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;

формирование у учащихся важнейших обще - учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своегоситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Умения и навыки формирующиеся в проектной деятельности?

главная педагогическая цель любого проекта формирование различных ключевых компетенций,

Обще - учебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта(учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умения коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Менеджерские умения и навыки:

умение проектировать процесс (изделие);

умение планировать деятельность, время, ресурсы;

умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6.Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7.Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Вопросы к целевому анализу (самоанализу) урока-проекта

Каковы цели и задачи урока, насколько были они реализованы?

Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных уроках, при изучении именно данной темы?

К какому типу относится проект? Почему?

На сколько уроков был рассчитан проект?

Какие этапы проекта были представлены на уроке?

Насколько четко была структурирована деятельность учащихся на уроке?

Какие исследовательские методы использовались в ходе работы над проектами и на каких этапах?

Какова была степень самостоятельности учащихся (коллективности принятия решений учащимися)?

Как учитывались индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом?

Использовался ли на уроке метод работы учащихся в группах сотрудничества?

Насколько глубоко были реализованы межпредметные связи?

Использовались ли современные информационные технологии?

Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая проблема?

Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта?

Была ли достаточной глубина анализа проблемы учащимися?

В чем продвинулись учащиеся в ходе выполнения проекта?

Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные учителем цели?

В чем, с Вашей точки зрения, преимущества и недостатки использования метода проектов на уроках? Когда целесообразно и когда нецелесообразно их применять? Как часто?



Понятие «проект» снова в российской педагогике. Проект многогранен, эффективен, перспективен.

Что же такое проект?

Проект это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует опыт деятельности и большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект (проектирование) это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета « Технология ». Проектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности — дизайн и основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

Для чего нужен проект?

Научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.



0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!