СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое заповедник?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Классный час «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.

Просмотр содержимого документа
««Что такое заповедник?»»










Экологическое воспитание

Тематическое направление


«Что такое заповедник?»

Тема методической разработки















Турбина И.М.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта











2021 год





Пояснительная записка


Тематическое направление: экологическое воспитание


Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Классный час «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.

Актуальность проблем окружающей среды, а в частности, заповедников, бережного к ней отношения как к жизненно важному национальному богатству и достоянию всего человечества сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заповедники это образцы нетронутой, дикой природы — по праву называют природными лабораториями

Изучение охраняемых территорий помогает учащимся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью виртуальных экскурсий, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия - 2 класс (8-9 лет)

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Одним из направлений работы классного руководителя является экологическое воспитание. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Это обосновывается путем изучения изменений в природе, происходящих в естественных условиях, а также под воздействием деятельности человека. Из-за того что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу, и возникла проблема взаимоотношений «природа – общество». Экологическое воспитание в сегодняшнем мире – это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое гуманистическое, нравственное и прагматическое значение. Вопрос формирования экологической культуры остаётся открытым. Поэтому должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни.

Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, библиотекаря.


Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:

Создать условия для формирования целостного представления о заповеднике через знакомство с заповедником Республики Коми – Печоро-Илычским.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие, что такое заповедник, его назначение и какую роль играют люди в охране природы;

  2. Создать предпосылки для формирования чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;

  3. Способствовать развитию способности наблюдать, мыслить, делать выводы, формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

Планируемые результаты:

  1. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  2. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  3. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности по месту жительства;

Форма проведения:  проблемная беседа

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные, наглядные.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично – поисковые.

Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности:

Метод развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием);

Метод формирования чувства долга и ответственности (предъявление учебных требований).

На этапе мотивации использовался приём «Отсроченная отгадка» - создание ситуации гипотезирования посредством просмотра видеофрагмента.

На этапе изучения материала – прием активного слушания.


Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

  1. сайт www.заповедныйурок.рф

  2. Мультфильм «История создания заповедников»

https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo

  1. Мультфильм «Что такое заповедник?»

https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0

  1. Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»

https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Основной целью этого мероприятия является создание условий для формирования целостного представления о заповедниках. Данную разработку можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана природы» и проведения классных часов, посвященных экологическому воспитанию. По окончании занятия, возможно, провести конкурс рисунков.


Оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации в Microsoft Power Point, карточки для доски, раздаточный материал по количеству учеников с заготовкой карманной книжки-памятки (покетмода), ножницы.



Классный час «Что такое заповедник?


Ход занятия

Мотивация к деятельности.

Учитель.

  • Здравствуйте, мои юные любители природы. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по экологическим тропкам. Внимание на экран!

Учитель показывает фильм «История создания заповедника». Слайд 2

Учитель останавливает на кадре «Мы решили всё изменить»

  • Как вы думаете, что решили изменить люди? (Ответы детей)

  • На какой вопрос вы не смогли ответить? (Что решили изменить люди?)

Давайте досмотрим мультфильм.

  • Кто может сказать, что такое заповедники? (Ответы детей)

  • Вы пришли к единому мнению, что такое заповедник? (Нет)

  • С каким затруднением вы столкнулись? (Мы не смогли ответить точно на вопрос, что такое заповедник). Значит, какова тема нашего путешествия?

Учитель показывает слайд 3

  • Поставьте цель нашего путешествия по опорным словам на доске:

Узнать…



Познакомится с ……





Учащиеся формулируют цели.

  • Я вам немного помогу. Сейчас вы сами попробуете дать определение слову «заповедник». В словаре В. Даля я нашла два слова: заповедь и заповедовать и их значения.

Н

заповедь

заповедовать

а доске:

наказ, повеление



запрещать




  • Попробуйте по этим словам дать определение слову «заповедник».

ЗАПОВЕДНИК - место, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться. Здесь полностью запрещена деятельность человека.

Учитель показывает фильм «Что такое заповедник? Слайд 4

  • Есть в России уголки, которые охраняются особо, строже, чем другие. Их еще называют заповедными островами. Зачем нужны заповедники? (ответы детей)

  • Я вам помогу. Посмотрите на эти слова и попробуйте продолжить, зачем нужны заповедники?

изучать

охранять

просвещать



  • Действительно, сотрудники заповедников изучают, охраняют, просвещают

  • А теперь немного отдохнём.

Физминутка

  • Я буду показывать определенное движение, характеризующее деятельность сотрудников заповедника:

ИЗУЧАТЬ – «смотрим в бинокль»

ОХРАНЯТЬ - «грозим пальцем»

ПРОСВЕЩАТЬ – «разводим руки в сторону»

  • Вы повторяете движение, но в определённый момент я буду вас путать.

Молодцы!

  • В фильме было показано, что в любом деле нужны друзья.

  • Кто такие друзья? (ответы)

Учитель показывает слайд 5, анимация 1,2

  • Друзья, друг – это тот, с кем есть общие интересы и жизненные ценности, кто близок, верен, дорог, не подведет. Другом может стать не только человек, но и природа. Некоторые ребята в разных регионах нашей страны уже придумали, как это можно сделать. Они объединяются в клубы друзей заповедных островов.

В России существует движение «Друзей заповедных островов».

Учитель показывает слайд 6, анимация 1,2

6 октября в нашей стране отмечается праздник, посвящённый Всемирному дню охраны мест обитаний, а 11 января - День заповедников и национальных парков.

Учитель показывает слайд 7,8, анимация 1,2

  • Дата связана с основанием Баргузинского заповедника. Он был создан в 1916 году. Его создали для сохранения чёрного пушного золота – баргузинского соболя.

Учитель показывает слайд 9,10

  • Но мы ведь с вами живём в Республике Коми. Может, вы знаете, ребята, какой заповедник есть у нас? (Ответы детей)

  • Я дам вам на выбор названия известных заповедников нашей страны. А вы попробуйте догадаться, какой из них находится на территории РК.

Учитель показывает слайд 11. Учащиеся называют заповедник Республики Коми.

  • А как вы догадались? МОЛОДЦЫ!!!

Учитель показывает слайд 12

  • Итак, я Вас посвящаю в друзья заповедного острова - ПЕЧОРО – ИЛЫЧСКОГО заповедника.

  • Напомните, что делают сотрудники заповедника?

( ИЗУЧАЮТ, ОХРАНЯЮТ, ПРОСВЕЩАЮТ)

  • Чем мы им сможем помочь? (Мы можем узнать о заповеднике, а потом рассказать о нем другим или просвещать)

  • Ну, а сейчас, дорогие друзья я предлагаю Вам стать туристами. Не простыми туристами, а экологическими туристами. Вспомните, что такое экология?

  • Поэтому экологические туристы путешествуют с большой ответственностью перед окружающей средой.

  • Но прежде чем отправиться любой турист должен знать что? ПРАВИЛА. ЗАПОВЕДИ ЭКОТУРИСТА

Учитель показывает слайд 13, анимация 1,2,3,4

  • А так ли просто попасть в заповедник?

  • Конечно, нет. Посещение возможно только в сопровождении сотрудников заповедника и пропускного документа. Поэтому я сейчас Вам раздам бейджики «Друзья заповедных островов» - это и будет наш пропуск в ЗАПОВЕДНИК.

  • Учащиеся надевают бейджики.

  • Отправляемся в виртуальное путешествие в ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКИЙ заповедник?

  • Что получим от увиденного в природе?

( Ответы детей: новые впечатления, знания, насладимся красотой)

Учитель показывает фильм «Печоро-Илычский заповедник». Слайд 14

  • Поделитесь впечатлениями.

Учитель показывает слайд 15-23

Учитель рассказывает по слайдам о заповеднике

  • Территория заповедника пересекается с территорией не менее известного субъекта охраны природы – НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА ЮГЫД-ВА

  • Территория между реками Печоры и Илыча для организации заповедника была выбрана не случайно. Дело в том, что здесь находятся истоки четырех крупных рек, которые относятся к четырем разным бассейнам: Печоры, Волги, Северной Двины и Оби.

  • Самыми известными природно-историческими объектами Печоро-Илычского заповедника являются плато Маньпупунер – геологический памятник (на языке манси — «малая гора идолов»)  и долина Торре-Поре-Из.

  • На территории Печоро-Илычского заповедника встречаются 11 очень редких и исчезающих видов растений-цветов.

  • В Печоро-Илычском заповеднике обитает более 40 видов позвоночных млекопитающих, более двухсот видов птиц и 17 видов рыб. Из млекопитающих нужно особо отметить лося, медведя, волка, росомаху, кабана, барсука, северного оленя, енотовидную собаку, американскую норку и даже лесного лемминга.

  • Довольно драматична судьба печорского бобра. Дело в том, что в 40 -ые годы двадцатого века его популяция на Печоре была полностью уничтожена.

  • Верховья рек Печоры, Илыча и их притоки очень богаты рыбой. Особо стоит отметить популяцию хариуса и тайменя. Кроме этого в водах Печоро-Илычского заповедника много налима, сига, язя, гальяна и других видов рыб.

ЛОСЕФЕРМА

  • Первая в мире опытная лосиная ферма была организована в СССР в 1949 году при Печоро-Илычском заповеднике. И она до сих пор действует!
    Лосиная ферма на Печоре была создана для того, чтобы проверить опытным путем возможность создания из лося нового вида домашнего животного специально для таежной зоны.


  • Настоящий экотурист из природы кроме впечатлений ничего не забирает. А в память о нашем путешествии я хочу предложить вам сделать карманную книжку-памятку (покетмод)

  • Эта книжка поможет вам вспомнить и рассказать другим о Печоро-Илычском заповеднике.

Дети работают совместно с учителем, с заготовкой по схеме (Слайд 25) над созданием карманной книжки.

  • А теперь в завершении нашей встречи давайте проголосуем за дружбу.

Учащиеся поднимают руку.

  • Заповедникам нужны друзья?

  • Другом может стать каждый?

  • От дружбы с природой выигрывают все?


  • Предлагаю сделать фото на память о нашем путешествии с нашими карманными книжечками.


Интернет – ресурсы:

  1. Мультфильм «История создания заповедников»

https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo

  1. Мультфильм «Что такое заповедник?»

https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0

  1. Фото «Баргузинский заповедник»

https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/06/02/1969786/ab34efb40b3772fd783172daadfb29cb.jpg

  1. Схема сборки карманной книжечки-памятки (покетмода) https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/23/s_5ce680e563ad9/img12.jpg

  2. Фото «Баргузинский соболь»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/09/14/k_59bac73461d4f/img_user_file_59bac734d7446_4.jpg

  1. Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»

https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo

  1. Использованы материалы сайта www.заповедныйурок.рф







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!