СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что за прелесть эти сказки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что за прелесть эти сказки»

«Что за прелесть эти сказки»

( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»

2.Расширить понятие регистр.

3.Вызвать интерес к классической музыке.

4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Планируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Презентация.

Ход урока

(слайд № 1)

Музыкальное приветствие.

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр.

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Вы догадались, что мы сегодня будем слушать? ( «Сказку о царе Салтане») Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание. (слайд № 5)

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети. ?????

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (слайд № 7)

(дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(слайд № 8)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)

Проговорим слова Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.


Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

(предлагаю выбрать инструмент и сочинить маршевую музыку, остальные маршируют)

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают.

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». (слайд № 13)

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.



Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.

Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Дети выполняют задание. (слайд № 14)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».

А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».

(Дети прикрепляют орехи).

Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15)

Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)







































Литературные источники:

  1. https://urok.1sept.ru/articles/588630

  2. https://www.culture.ru/poems/4415/skazka-o-care-saltane

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М.: Астрель, 2000.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!