
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки 17 декабря 2010 г. № 1897/ в ред. от 29 декабря 2014 г. № 1646, от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Примерной программы основного общего образования по ОБЖ Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011
Авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / ав.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. - М.:Дрофа, 2012
Данная программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2014 г.
Цели и задачи курса
Рабочая программа имеет цели:
усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей
Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения»
Содержание программы выстроено по следующим линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени образовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях и мероприятиях проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, безопасности на водоемах.
Место курса в учебном плане
Учебный план предусматривает в 10 классе 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты :
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты
Основы безопасности личности общества и государства
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
- характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
- моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террорис-тического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
- использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи.
Содержание курса
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (20 ч.)
Основные причины вынужденного автономного существования.
Первоочередные действия потерпевшего бедствие.
Автономное существование человека. Существования в природных условиях. Действия в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Основные способы ориентирования: по компасу, по растениям, по местным признакам. Оборудование временного жилища. Правила разведения костров. Устройство костров. Обеспечение пищей и водой.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила безопасного поведения: на улице и в общественных местах; общественном и железнодорожном транспорте; в подъезде дома и в лифте.
Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Классификация преступлений. Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие о хулиганстве. Наказания, предусмотренные за хулиганство.
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Уголовная ответственность за угон автомобиля.
Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие о хулиганстве и вандализме. Наказания, предусмотренные за хулиганство и вандализм.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ЧС природного и техногенного характера. Действия при получении сигнала о ЧС.
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Краткое содержание законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». Права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.
Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. История создания гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны (ГО). Организация ГО на территории РФ. Структура и органы управления ГО. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.
Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.
Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Понятие о боевом токсичном химическом веществе (БТХВ). Классификация БТХВ по действию на организм человека.
Бактериологическое (биологическое ) оружие. Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии. Болезнетворные микробы. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения.
Современные обычные средства поражения. Понятие о современных обычных средствах поражения. Осколочные боеприпасы и их предназначение. Фугасные боеприпасы и их предназначение. Кумулятивные боеприпасы и их предназначение. Зажигательные боеприпасы, их предназначение и классификация. Высокоточное оружие.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Понятие об оповещении. Способы оповещения населения. Основные и вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения. Порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о коллективных средствах защиты гражданской обороны. Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.Правила поведения людей в убежище.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы. Устройство гражданского противогаза ГП-5. Отработка надевания противогаза ГП-5. Средства защиты кожи. Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи. Простейшие средства защиты кожи. Правила использования. Медицинские средства защиты. Аптечка АИ-2. Индивидуальные противохимические пакеты.
Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ (разведка, транспортное, инженерное, дорожное, техническое медицинское обеспечение). Понятие о санитарной обработке населения. Правила проведения частичной и полной санитарной обработки.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.)
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Понятие об иммунитете экстренной и специфической профилактике. Микроорганизмы, влияющие на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Группы инфекционных заболеваний. Инкубационный период Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний
Значение двигательной активности для здоровья человека. Понятие о здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Рациональное питание. Умственная и физическая нагрузка. Утомление и переутомление. Понятие о режиме. Принципы режима труда и отдыха.
Основы военной службы (12 ч.)
История создания Вооруженных сил России. Организация вооружённых сил Московского государства в ХIV–ХV веках. Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д. А. Милютина, их особенности. Военные реформы в 1905–1912 гг. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Создание ВС РФ в 1992 году.
Организационная структура Вооруженных сил. Виды вооруженных сил, рода войск. История их создания и их предназначение. Понятие о Вооруженных Силах. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Сухопутные войска. История их создания, предназначение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-Космические Силы (ВКС). История их создания и предназначение. Классификация авиации в соответствии с боевыми задачами и характером действий. Военно-Морские Силы (ВМС). История его создания и предназначение. Рода сил, входящие в ВМС. Состав ВМС. Ракетные войска стратегического назначения. История их создания, предназначение. Воздушно–десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Тыл вооружённых Сил. История создания, предназначение и задачи. Состав Тыла Вооружённых Сил. Специальные войска, их предназначение и подчинение. Состав специальных войск Вооруженных Сил.
Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Понятие об обороноспособности государства. Вооружённые Силы как государственная военная организация. Понятие о безопасности. Основные функции системы безопасности. Предназначение Вооружённых Сил. Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска гражданской обороны. Служба внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение.
Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска гражданской обороны. Служба внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение.
Основные понятия о воинской обязанности.
Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Занятия военно-прикладными видами спорта. Дополнительное образование. Обучение по программе подготовки офицеров запаса.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет.
Размещение и быт военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.
Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.
Учебно-медодическое обеспечение
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2014 г.
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№п/п | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся | кол-во часов | дата |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (20 ч.) |
1 | Основные причины вынужденного автономного существования | Выживание. Автономное существование. Основные причины. | Знакомятся с основными причинами вынужденного автономного существования | 1 | |
2 | Первоочередные действия потерпевшего бедствие. | Первоочередные действия потерпевшего бедствие. | Знакомятся с первоочередными действиями потерпевшего бедствие. | 1 | |
3 | Автономное существование человека | Существования в природных условиях. Действия в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Основные способы ориентирования: по компасу, по растениям, по местным признакам. Оборудование временного жилища. Правила разведения костров. Устройство костров. Обеспечение пищей и водой. | Знакомятся с действиями во время вынужденного автономного существования. Ориентируются на местности. Учатся разводить костер. | 1 | |
4 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | Правила безопасного поведения: - на улице и в общественных местах; - в общественном и железнодорожном транспорте; - в подъезде дома и в лифте | Знакомятся правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | |
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | Понятие о преступлении. Классификация преступлений. Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним | Классифицируют преступления | 1 | |
6 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие о хулиганстве. Наказания, предусмотренные за хулиганство. | Знакомятся с видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним. | 1 | |
7 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Уголовная ответственность за угон автомобиля. | Знакомятся с видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним за угон и приведение в негодность автомобиля | 1 | |
8 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм | Понятие о хулиганстве и вандализме. Наказания, предусмотренные за хулиганство и вандализм. | Знакомятся с видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним за хулиганство и вандализм. | 1 | |
9 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ЧС природного и техногенного характера. Действия при получении сигнала о ЧС. | Знакомятся правилами поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |
10 | Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства | Краткое содержание законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». Права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами. | Знакомятся с содержанием законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». | 1 | |
11 | Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. | История создания гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны (ГО). Организация ГО на территории РФ. Структура и органы управления ГО. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении. | Знакомятся с историей и организацией ГО | 1 | |
12 | Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС | Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении. | Знакомятся организацией защиты учащихся в образовательном учреждении | 1 | |
13 | Ядерное оружие и его боевые свойства | Понятие о ядерном оружии. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. | Знакомятся поражающими факторами ядерного взрыва | 1 | |
14 | Химическое оружие | Понятие о химическом оружии. Понятие о боевом токсичном химическом веществе (БТХВ). Классификация БТХВ по действию на организм человека. | Классифицируют БТХВ по действию на организм человека. Изучают признаки применения БТХВ | 1 | |
15 | Бактериологическое (биологическое) оружие | Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии. Болезнетворные микробы. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения. | Знакомятся болезнетворными бактериями. Изучают способы применения и признаки применения бактериологического оружия | 1 | |
16 | Современные обычные средства поражения | Понятие о современных обычных средствах поражения. Осколочные боеприпасы и их предназначение. Фугасные боеприпасы и их предназначение. Кумулятивные боеприпасы и их предназначение. Зажигательные боеприпасы, их предназначение и классификация. Высокоточное оружие. | Знакомятся современными обычными средствами поражения. | 1 | |
17 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | Понятие об оповещении. Способы оповещения населения. Основные и вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения. Порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях | Знакомятся с порядком оповещения населения в чрезвычайных ситуациях | 1 | |
18 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций | Понятие о коллективных средствах защиты гражданской обороны. Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Правила поведения людей в убежище. | Изучают кбежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. | 1 | |
19 | Средства индивидуальной защиты населения | Средства защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы. Устройство гражданского противогаза ГП-5. Отработка надевания противогаза ГП-5. Средства защиты кожи. Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи. Простейшие средства защиты кожи. Правила использования. Медицинские средства защиты. Аптечка АИ-1. Индивидуальные противохимические пакеты. | Отрабатывают одевание противогаза ГП-5. Знакомятся с средствами защиты кожи, аптечкой АИ-1. | 1 | |
20 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций | Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ (разведка, транспортное, инженерное, дорожное, техническое медицинское обеспечение). Понятие о санитарной обработке населения. Правила проведения частичной и полной санитарной обработки. | Знакомятся с основными видами обеспечения аварийно-спасательных работ | 1 | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.) |
21 | Основные инфекционные заболевания и их профилактика | Понятие об иммунитете экстренной и специфической профилактике. Микроорганизмы, влияющие на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Группы инфекционных заболеваний. Инкубационный период Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний | Знакомятся с микроорганизмами, влияющие на организм человека, группами инфекционных заболеваний, путями передачи инфекции, профилактикой инфекционных заболеваний | 1 | |
22 | Значение двигательной активности для здоровья человека | Понятие о здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Рациональное питание. Умственная и физическая нагрузка. Утомление и переутомление. Понятие о режиме. Принципы режима труда и отдыха. | Изучают значение двигательной активности для здоровья человека | 1 | |
Основы военной службы (12 ч.) |
23 | История создания Вооруженных сил России | Организация вооружённых сил Московского государства в ХIV–ХV веках. Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д. А. Милютина, их особенности. Военные реформы в 1905–1911 гг. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Создание ВС РФ в 1991 году. | Изучают историю создания Вооруженных сил России | 1 | |
24 | Организационная структура Вооруженных сил. Виды вооруженных сил, рода войск. История их создания и их предназначение | Понятие о Вооруженных Силах. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Сухопутные войска. История их создания, предназначение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-Космические Силы (ВКС). История их создания и предназначение. Классификация авиации в соответствии с боевыми задачами и характером действий. Военно-Морские Силы (ВМС). История его создания и предназначение. Рода сил, входящие в ВМС. Состав ВМС. Ракетные войска стратегического назначения. История их создания, предназначение. Воздушно–десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Тыл вооружённых Сил. История создания, предназначение и задачи. Состав Тыла Вооружённых Сил. Специальные войска, их предназначение и подчинение. Состав специальных войск Вооруженных Сил. | Изучают организационную структуру Вооруженных сил РФ. | 1 | |
25 | Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. | Понятие об обороноспособности государства. Вооружённые Силы как государственная военная организация. Понятие о безопасности. Основные функции системы безопасности. Предназначение Вооружённых Сил. | Изучают понятие обороноспособности государства. | 1 | |
26 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение | Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска гражданской обороны. Служба внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение. | Знакомятся составом и предназначением пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны, службы внешней разведки, органов ФСБ, специальной связи и информации, | 1 | |
27 | Основные понятия о воинской обязанности | Основные понятия о воинской обязанности | Изучают основные понятия воинской службы | 1 | |
28 | Организация воинского учета и его предназначение | Организация учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан. | Дискуссия на тему необходимости службы в рядах Вооруженных сил | 1 | |
29 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. | Знакомятся обязательной подготовкой к военной службе | 1 | |
30 | Добровольная подготовка граждан к военной службе. | Занятия военно-прикладными видами спорта. Дополнительное образование. Обучение по программе подготовки офицеров запаса. | Определяют, какие воинские должности подошли бы им. | 1 | |
31 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет | Знакомятся с категориями годности и организацией медицинского освидетельствования | 1 | |
32 | Размещение и быт военнослужащих | Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. | Изучают размещение и быт военнослужащих | 1 | |
33 | Огневая подготовка | Автомат Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. | Знакомятся с устройством, обслуживанием, порядком неполной разборки и сборки автомата Калашникова | 1 | |
34 | Промежуточная аттестация | | | 1 | |