СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки 17 декабря 2010 г. № 1897/ в ред. от 29 декабря 2014 г. № 1646, от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Примерной программы основного общего образования по ОБЖ Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / ав.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. - М.:Дрофа, 2012

Данная программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2014 г.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10 класс»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки 17 декабря 2010 г. № 1897/ в ред. от 29 декабря 2014 г. № 1646, от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Примерной программы основного общего образования по ОБЖ Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011

Авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / ав.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. - М.:Дрофа, 2012

Данная программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2014 г.


Цели и задачи курса

Рабочая программа имеет цели:

усвоение знаний:

-об опасных и чрезвычайных ситуациях,

-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

-о здоровом образе жизни,

-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений:

предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного  характера и адекватно противодействовать им

-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей


Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения»                                          

Содержание программы выстроено по следующим линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени образовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях и мероприятиях проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, безопасности на водоемах.


Место курса в учебном плане

Учебный план предусматривает в 10 классе 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.


Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты :

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные  результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Планируемые результаты

Основы безопасности личности общества и государства

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

- характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

- характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

- моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

- формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

- моделировать последовательность своих действий при угрозе террорис-тического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

- использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;

- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

Выпускник получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи.


Содержание курса


Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (20 ч.)

Основные причины вынужденного автономного существования.

Первоочередные действия потерпевшего бедствие.

Автономное существование человека. Существования в природных условиях. Действия в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Основные способы ориентирования: по компасу, по растениям, по местным признакам. Оборудование временного жилища. Правила разведения костров. Устройство костров. Обеспечение пищей и водой.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила безопасного поведения: на улице и в общественных местах; общественном и железнодорожном транспорте; в подъезде дома и в лифте.

Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Классификация преступлений. Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие о хулиганстве. Наказания, предусмотренные за хулиганство.

Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Уголовная ответственность за угон автомобиля.

Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. Понятие о хулиганстве и вандализме. Наказания, предусмотренные за хулиганство и вандализм.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ЧС природного и техногенного характера. Действия при получении сигнала о ЧС.

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Краткое содержание законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». Права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления. История создания гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны (ГО). Организация ГО на территории РФ. Структура и органы управления ГО. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.

Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.

Ядерное оружие и его боевые свойства. Понятие о ядерном оружии. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Химическое оружие. Понятие о химическом оружии. Понятие о боевом токсичном химическом веществе (БТХВ). Классификация БТХВ по действию на организм человека.

Бактериологическое (биологическое ) оружие. Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии. Болезнетворные микробы. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения.

Современные обычные средства поражения. Понятие о современных обычных средствах поражения. Осколочные боеприпасы и их предназначение. Фугасные боеприпасы и их предназначение. Кумулятивные боеприпасы и их предназначение. Зажигательные боеприпасы, их предназначение и классификация. Высокоточное оружие.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Понятие об оповещении. Способы оповещения населения. Основные и вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения. Порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о коллективных средствах защиты гражданской обороны. Убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.Правила поведения людей в убежище.

Средства индивидуальной защиты населения. Средства защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы. Устройство гражданского противогаза ГП-5. Отработка надевания противогаза ГП-5. Средства защиты кожи. Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи. Простейшие средства защиты кожи. Правила использования. Медицинские средства защиты. Аптечка АИ-2. Индивидуальные противохимические пакеты.

Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ (разведка, транспортное, инженерное, дорожное, техническое медицинское обеспечение). Понятие о санитарной обработке населения. Правила проведения частичной и полной санитарной обработки.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.)

Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Понятие об иммунитете экстренной и специфической профилактике. Микроорганизмы, влияющие на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Группы инфекционных заболеваний. Инкубационный период Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Значение двигательной активности для здоровья человека. Понятие о здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Рациональное питание. Умственная и физическая нагрузка. Утомление и переутомление. Понятие о режиме. Принципы режима труда и отдыха.

Основы военной службы (12 ч.)

История создания Вооруженных сил России. Организация вооружённых сил Московского государства в ХIV–ХV веках. Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д. А. Милютина, их особенности. Военные реформы в 1905–1912 гг. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Создание ВС РФ в 1992 году.

Организационная структура Вооруженных сил. Виды вооруженных сил, рода войск. История их создания и их предназначение. Понятие о Вооруженных Силах. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Сухопутные войска. История их создания, предназначение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-Космические Силы (ВКС). История их создания и предназначение. Классификация авиации в соответствии с боевыми задачами и характером действий. Военно-Морские Силы (ВМС). История его создания и предназначение. Рода сил, входящие в ВМС. Состав ВМС. Ракетные войска стратегического назначения. История их создания, предназначение. Воздушно–десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Тыл вооружённых Сил. История создания, предназначение и задачи. Состав Тыла Вооружённых Сил. Специальные войска, их предназначение и подчинение. Состав специальных войск Вооруженных Сил.

Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Понятие об обороноспособности государства. Вооружённые Силы как государственная военная организация. Понятие о безопасности. Основные функции системы безопасности. Предназначение Вооружённых Сил. Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска гражданской обороны. Служба внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение.

Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение. Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска гражданской обороны. Служба внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение.

Основные понятия о воинской обязанности.

Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Занятия военно-прикладными видами спорта. Дополнительное образование. Обучение по программе подготовки офицеров запаса.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет.

Размещение и быт военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.

Огневая подготовка. Автомат Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.



Учебно-медодическое обеспечение

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. - М.: Дрофа, 2014 г.

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год


п/п

Тема урока

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

кол-во часов

дата

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (20 ч.)

1

Основные причины вынужденного автономного существования

Выживание. Автономное существование. Основные причины.

Знакомятся с основными причинами вынужденного автономного существования

1


2

Первоочередные действия потерпевшего бедствие.

Первоочередные действия потерпевшего бедствие.

Знакомятся с первоочередными действиями потерпевшего бедствие.

1


3

Автономное существование человека

Существования в природных условиях. Действия в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Основные способы ориентирования: по компасу, по растениям, по местным признакам. Оборудование временного жилища. Правила разведения костров. Устройство костров. Обеспечение пищей и водой.

Знакомятся с действиями во время вынужденного автономного существования. Ориентируются на местности. Учатся разводить костер.

1


4

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

Правила безопасного поведения:

- на улице и в общественных местах;

- в общественном и железнодорожном транспорте;

- в подъезде дома и в лифте

Знакомятся правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера

1


5

Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Понятие о преступлении.

Классификация преступлений.

Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

Классифицируют преступления

1


6

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Виды наказаний, назначаемые

несовершеннолетним.

Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие о хулиганстве. Наказания, предусмотренные за хулиганство.

Знакомятся с видами наказаний, назначаемых

несовершеннолетним.


1


7

Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств

Уголовная ответственность за

приведение в негодность

транспортных средств. Уголовная ответственность за угон автомобиля.

Знакомятся с видами наказаний, назначаемых

несовершеннолетним за угон и приведение в негодность

автомобиля


1


8

Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм

Понятие о хулиганстве и вандализме. Наказания, предусмотренные за хулиганство и вандализм.

Знакомятся с видами наказаний, назначаемых

несовершеннолетним за хулиганство и вандализм.

1


9

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ЧС природного и техногенного характера. Действия при получении сигнала о ЧС.

Знакомятся правилами поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1


10

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства

Краткое содержание законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». Права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Знакомятся с содержанием законов РФ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС

природного и техногенного

характера», «О пожарной

безопасности», «О безопасности дорожного движения».

1


11

Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления.

История создания гражданской обороны. Предназначение и задачи гражданской обороны (ГО). Организация ГО на территории РФ. Структура и органы управления ГО. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.

Знакомятся с историей и организацией ГО

1


12

Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС

Организация защиты учащихся образовательных учреждений от ЧС. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в общеобразовательном учреждении.

Знакомятся организацией защиты учащихся в образовательном учреждении

1


13

Ядерное оружие и его боевые свойства

Понятие о ядерном оружии.

Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация,

радиоактивное заражение,

электромагнитный импульс.

Знакомятся поражающими факторами ядерного взрыва

1


14

Химическое оружие

Понятие о химическом оружии. Понятие о боевом токсичном химическом веществе (БТХВ). Классификация БТХВ по действию на организм человека.

Классифицируют БТХВ по действию на организм человека. Изучают признаки применения БТХВ

1


15

Бактериологическое (биологическое) оружие

Понятие о бактериологическом

(биологическом) оружии. Болезнетворные микробы. Способы применения бактериологического

оружия. Признаки применения.

Знакомятся болезнетворными бактериями. Изучают способы применения и признаки применения бактериологического

оружия

1


16

Современные обычные средства поражения

Понятие о современных обычных средствах поражения. Осколочные

боеприпасы и их предназначение. Фугасные боеприпасы и их

предназначение. Кумулятивные

боеприпасы и их предназначение. Зажигательные боеприпасы, их предназначение и классификация. Высокоточное оружие.

Знакомятся современными обычными средствами поражения.

1


17

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Понятие об оповещении. Способы оповещения населения. Основные и

вспомогательные средства оповещения. Локальные системы оповещения. Порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Знакомятся с порядком оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

1


18

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

Понятие о коллективных средствах защиты гражданской обороны.

Убежища, противорадиационные

укрытия, простейшие укрытия. Правила поведения людей в убежище.

Изучают кбежища, противорадиационные

укрытия, простейшие укрытия.


1


19

Средства индивидуальной защиты населения

Средства защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы. Устройство гражданского противогаза ГП-5. Отработка надевания противогаза ГП-5. Средства защиты кожи. Изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи. Простейшие средства защиты кожи. Правила использования. Медицинские средства защиты. Аптечка АИ-1. Индивидуальные противохимические пакеты.

Отрабатывают одевание противогаза ГП-5. Знакомятся с средствами защиты кожи, аптечкой АИ-1.

1


20

Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ (разведка, транспортное, инженерное, дорожное, техническое

медицинское обеспечение). Понятие о санитарной обработке населения. Правила проведения частичной и полной санитарной обработки.

Знакомятся с основными видами

обеспечения аварийно-спасательных работ

1


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.)

21

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Понятие об иммунитете экстренной и специфической профилактике. Микроорганизмы, влияющие на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы,

болезнетворные микробы. Группы инфекционных заболеваний. Инкубационный период Понятие об эпидемии и пандемии. Пути передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Знакомятся с микроорганизмами, влияющие на организм человека, группами инфекционных

заболеваний, путями передачи инфекции, профилактикой инфекционных

заболеваний

1


22

Значение двигательной активности для здоровья человека

Понятие о здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Рациональное питание. Умственная и физическая нагрузка. Утомление и переутомление. Понятие о режиме. Принципы режима труда и отдыха.

Изучают значение двигательной активности для здоровья человека

1


Основы военной службы (12 ч.)

23

История создания Вооруженных сил России

Организация вооружённых сил

Московского государства в

ХIV–ХV веках. Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д. А. Милютина, их особенности. Военные реформы в 1905–1911 гг.

Создание Советских Вооруженных

Сил, их структура и предназначение. Создание ВС РФ в 1991 году.

Изучают историю создания Вооруженных сил России

1


24

Организационная структура Вооруженных сил. Виды вооруженных сил, рода войск. История их создания и их предназначение

Понятие о Вооруженных Силах. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Организационная структура

Вооружённых Сил Российской

Федерации. Сухопутные войска. История их создания, предназначение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-Космические Силы (ВКС). История их создания и

предназначение. Классификация

авиации в соответствии с боевыми задачами и характером действий.

Военно-Морские Силы (ВМС).

История его создания и

предназначение. Рода сил, входящие в ВМС. Состав ВМС. Ракетные войска стратегического

назначения. История их создания, предназначение. Воздушно–десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Тыл вооружённых Сил. История создания, предназначение и задачи.

Состав Тыла Вооружённых Сил. Специальные войска, их

предназначение и подчинение. Состав специальных войск Вооруженных Сил.

Изучают организационную структуру Вооруженных сил РФ.

1


25

Функции и основные задачи современных Вооружённых

Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Понятие об обороноспособности

государства. Вооружённые Силы как государственная военная организация. Понятие о безопасности. Основные

функции системы безопасности. Предназначение Вооружённых Сил.

Изучают понятие обороноспособности государства.

1


26

Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение

Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ и войска

гражданской обороны. Служба

внешней разведки, органы ФСБ, специальной связи и информации, их состав и предназначение.

Знакомятся составом и предназначением пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних

войск Министерства внутренних дел РФ, войска

гражданской обороны, службы

внешней разведки, органов ФСБ, специальной связи и информации,

1


27

Основные понятия о воинской обязанности

Основные понятия о воинской обязанности

Изучают основные понятия воинской службы

1


28

Организация воинского учета и его предназначение

Организация учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан.

Дискуссия на тему необходимости службы в рядах Вооруженных сил

1


29

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Знакомятся обязательной подготовкой к военной службе

1


30

Добровольная подготовка граждан к военной службе.


Занятия военно-прикладными видами спорта. Дополнительное образование. Обучение по программе подготовки офицеров запаса.

Определяют, какие воинские должности подошли бы им.


1


31

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет

Знакомятся с категориями годности и организацией медицинского освидетельствования

1


32

Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.

Изучают размещение и быт военнослужащих

1


33

Огневая подготовка

Автомат Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.

Знакомятся с устройством, обслуживанием, порядком неполной разборки и сборки автомата Калашникова

1


34

Промежуточная аттестация



1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!