Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
Учебно- методический комплекс
ОП 02. Физиология питания с основами товароведения
по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания
(базовый уровень)
с. Александровское, 201 г
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Физиология питания с основами товароведения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.02. Физиология питания с основами товароведения является обще профессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки работников индустрии питания).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
-
рассчитывать энергетическую ценность блюд;
-
составлять рационы питания для различных категорий потребителей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
роль пищи для организма человека;
-
основные процессы обмена веществ в организме;
-
суточный расход энергии;
-
состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
-
роль питательных и минеральных веществ, витаминов и воды в структуре питания;
-
физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
-
усвояемость пищи, влияющие на неё факторы;
-
понятие рациона питания;
-
суточную норму потребности человека в питательных веществах;
-
нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
-
назначение лечебного и лечебно-профилактического питания;
-
методики составления рациона питания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть общими компетенциями:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
-
ОК 4. Осуществлять поиск, использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть профессиональными компетенциями:
полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
-
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
-
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
-
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
-
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
-
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
-
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд
из овощей, грибов и сыра.
из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
-
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
-
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
-
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
-
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
-
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
-
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
практические работы 12 часов
Лекции, уроки 20 часов
Дифференцированный зачет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) – не предусмотрено | |
-
составление таблиц, схем, -
решение ситуационных задач, -
выполнение расчетов, -
составление меню, -
подготовка презентаций, -
подготовка докладов, сообщений. | |
Лекции, уроки | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Содержание учебной дисциплины ОП.02. Физиология питания
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание тем | |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1 Физиология питания | 32 | |
Тема 1.1.Основы физиологии питания | Содержание | 6 |
1. Обмен веществ в организме и пищеварение. Роль пищи в организме человека. Общее понятие об обмене веществ. Суточный расход энергии человека. Процесс пищеварения. | 2 |
2. Рациональное питание. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах. | 2 |
3. Практическая работа 1 Обмен веществ в организме, пищеварение. Рациональное питание. | 2 |
Раздел 2. Основы товароведения продовольственных товаров. Тема 2.1. Овощи, плоды, грибы и специи. | Содержание | 4 |
4. Овощи, плоды и ягоды, грибы. Классификация. Капустные, луковые, тыквенные, томатные овощи. Их значение и использование в кулинарии. Химический состав и пищевая ценность. Транспортировка и хранение на предприятиях. | 2 |
5. Пряности и приправы. Классификация, ассортимент, их значение и использование в кулинарии, требования к качеству, хранение на предприятиях. | 2 |
Тема 2.2. Рыба и рыбные продукты. | Содержание | 4 |
6. Рыба, рыбные продукты. Значение рыбы. Рыба живая, охлажденная, замороженная, химический состав, пищевая ценность. Рыба соленая, копченая, вяленая, сушеная, пищевая ценность. Показатели качества, упаковка, маркировка и хранение. | 2 |
7. Практическая работа 2 Рыба, рыбные продукты. Значение рыбы. Показатели качества, упаковка, маркировка и хранение. | 2 |
Тема 2.3. Мясо и мясопродукты. | Содержание | 4 |
8. Мясо, мясопродукты Ассортимент. Требования к качеству. Условия упаковки, транспортировки и хранения. | 2 |
9. Практическая работа 3 Мясо, мясопродукты Ассортимент. Показатели качества колбасных изделий. | 2 |
Тема 2.4. Молоко и молочные продукты. | Содержание | 4 |
10. Классификация молока, кисломолочных продуктов. Химический состав, пищевая ценность, значение в жизнедеятельности человека. Требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. | 2 |
11. Практическая работа 4 Классификация молока, кисломолочных продуктов. Органолептическая оценка качества молока, кисломолочных продуктов. | 2 |
Тема 2.5. Растительные масла и пищевые жиры. | Содержание | 2 |
12. Растительные масла. Пищевые жиры. Химический состав, пищевая ценность, значение в жизнедеятельности человека. Требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. | 2 |
Тема 2.6. Продукты переработки зерна | Содержание | 4 |
13. Мука, хлеб, крупы. Химический состав, пищевая ценность, значение в жизнедеятельности человека. Макаронные изделия, классификация, химический состав, показатели качества, упаковка и хранение на предприятии. | 2 |
14. Практическая работа 5 Мука, хлеб, крупы. Химический состав, пищевая ценность. Органолептическая оценка качества макаронных изделий. | 2 |
Тема 2.7. Кондитерские изделия и вкусовые качества. | Содержание | 4 |
15. Кондитерские изделия, пищевая ценность, химический состав, классификация, ассортимент. Требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. | 2 |
16 Практическая работа 6 Требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. Определение качества мучных кондитерских изделий. | 2 |
Всего | | 32 |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены.
Оборудование лаборатории: компьютеры, программное обеспечение общего и профессионального назначения; комплект бланков технологической документации; комплект учебно-методической документации, плакаты, таблицы; технологический инвентарь.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Мартинчик, А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: учеб. пособие для сред. проф. образования/А.Н. Мартинчик и др. - М.: ИЦ «Академия», 2015.
-
Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учеб. для нач. проф. образовании/ З.П.Матюхина. - М.: ИЦ «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
-
Богатырева, Е.А. Основы физиологии, санитарии и гигиены: теоретические основы профессиональной деятельности : учеб. пособие/ Е.А. Богатырева, Л.П. Точкова, С.В.Соколова, А.П. Елепин. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.
-
Рубина, Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: учеб. пособие/Е.А.Рубина, В.Ф.Малыгин - М.:ФОРУМ, 2015 (Профессиональное образование).
Интернет-ресурсы:
http://www.tehbez.ru
http://www.vashdom.ru
http://www.tehdoc.ru
http://www.xserver.ru
http://sklad-zakonov.narod.ru
http://spacelint-spb.ru
Периодические издания:
84866 Общепит: бизнес и искусство (журнал);
85181 Товаровед продовольственных товаров (журнал).
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов. | Текущий: оценка результатов выполнения практического задания; оценка результатов решения ситуационных задач, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: оценка решения ситуационных задач. |
Умение рассчитывать энергетическую ценность блюд. | Текущий: оценка результатов выполнения практического задания; оценка результатов решения ситуационных задач, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: оценка решения ситуационных задач |
Умение составлять рационы питания для различных категорий потребителей. | Текущий: оценка результатов выполнения практического задания; оценка результатов решения ситуационных задач, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: оценка решения ситуационных задач. |
Знание о роли пищи для организма человека. | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий; оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: тестирование. |
Знание об основных процессах обмена веществ в организме; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий; оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: тестирование. |
Знание суточного расхода энергии; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание о составе, физиологическом значении, энергетической и пищевой ценности различных продуктов питания; | Текущий: тестирование, оценка выполнения и ндивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание о роли питательных и минеральных веществ, витаминов и воды в структуре питания; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, оценка результатов выполнения контрольной работы. Итоговый: тестирование. |
Знание о физико-химических изменениях пищи в процессе пищеварения; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание об усвояемости пищи, влияющие на неё факторы; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговый: тестирование. |
Знание о понятиях рациона питания; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание суточной нормы потребности человека в питательных веществах; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание норм и принципов рационального сбалансированного питания для различных групп населения; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание назначения лечебного и лечебно-профилактического питания; | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Знание методики составления рациона питания. | Текущий: тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый: тестирование. |
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
ОП 01. Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве
специальность 19.02.10Технология продукции общественного питания
Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Физиология питания».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки по СПО 190210 Технология продукции общественного питания;
программы учебной дисциплины «Физиология питания».
-
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Уметь: |
-
проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов; -
рассчитывать энергетическую ценность блюд; -
составлять рационы питания для различных категорий потребителей. |
Знать: |
-
состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; -
роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; -
физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; -
усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; -
понятие рациона питания; -
суточную норму потребности человека в питательных веществах; -
нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; -
назначение лечебного и лечебно-профилактического питания -
методику составления рационов питания. |
Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями: |
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции. ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции. ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции. ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок. ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы. ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов. ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов. ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов. ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра. ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы. ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба. ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов. ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий. ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении. ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов. ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов. ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства. ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
У1 проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
У2 рассчитывать энергетическую ценность блюд | Выполнение прак- тической работы | Дифференцированный зачет |
У3 составлять рационы питания для различных категорий потребителей | Выполнение ВСР | Дифференцированный зачет |
З1 роль пищи для организма человека | Выполнение практической работы. | Дифференцированный зачет |
З2 основные процессы обмена веществ в организме | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З3 суточный расход энергии | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З4 состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З5 роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания | Устный опрос | Дифференцированный зачет |
З6 физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения | Выполнение практической работы. | Дифференцированный зачет |
З7 усвояемость пищи, влияющие на нее факторы | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З8 понятие рациона питания | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З9 суточную норму потребности человека в питательных веществах | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З10 нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З11 назначение лечебного и лечебно-профилактического питания | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
З12 методику составления рационов питания. | Выполнение тестового задания | Дифференцированный зачет |
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.
ТЗ-тестовое задание, УО – устный ответ, ПР – практическая работа; ВСР- внеаудиторная самостоятельная работа
Содержание учебного материала по программе УД | Типы контрольных заданий |
З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З7 | З8 | З9 | З10 | З11 | З12 | У1 | У2 | У3 |
Тема 1.1. Пищеварение | | | | | | | | | | | | | ПР | ПР | |
Тема 1.2. Рациональное сбалансированное питание | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ПР | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ВСР | ТЗ | ПР | | | ВСР |
5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.
Содержание учебного материала по программе УД | Типы контрольных заданий |
З1 | З2 | З3 | З4 | З5 | З6 | З7 | З8 | З9 | З10 | З11 | З12 | У1 | У2 | У3 |
Тема 1.1. Пищеварение | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ |
Тема 1.2. Рациональное сбалансированное питание | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ | ТЗ |
6. Структура контрольного задания
6.1.Текст задания текущего контроля
Задание 1.1Устный опрос
Тема: Пищеварение
Проверяемые результаты обучения:_ У 1,2,4. З 1,2,4,7
ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2; 6.1-6.5
Текст задания: прочитайте вопросы и дайте на них ответы
-
Как называются микробы, бактерии или патогенные, способные вызвать пищевые заболевания?
-
Какое питательное вещество пищевых продуктов способствует быстрому развитию микроорганизмов в них?
-
На какие группы делят все микробы по способу питания?
-
Самой благоприятной средой для развития микробов является?
-
Как называются микробы, которые усваивают готовые органические соединения мертвой природы?
-
Как называются микробы, которые живут и развиваются при отсутствии кислорода?
-
Как называются микроорганизмы способные образовывать споры при неблагоприятных условиях.
-
Какой вид микроба вызывает брожение?
-
Какой вид микроба не имеет клеточного строения?
-
Какое питательное вещество составляет основную массу клетки?
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Варианты ответов:
1.Биологическая ценность
2.Вода .
3. Аутотрофные, гетеротрофные, паратрофные.
4. Почва
5. Сапрофиты.
6. Анаэробы
7.Бациллы
8. Плесневые грибы
9. Вирусы
10. Вода
Задание 1.2 Перечень практических работ
Проверяемые результаты обучения У 1,2,4. З 1,2,4,7.
ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2; 6.1-6.5
№ п/п | Формируемые ПК ОК | Виды работ | Кол-во часов |
1 | ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2 | Расчет калорийности | 2 |
2 | ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2 | Составить рацион для детей и подростков | 2 |
3 | ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2 | Составить рацион для пожилых людей | 2 |
4. | ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2 | Составить рацион для спортсменов | 2 |
| | Итого: | 8 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
по теме: «Пищевая ценность продовольственных товаров»
Продолжительность занятия 2 часа.
Цель: овладеть навыками расчета калорийности пищевых продуктов.
Пища должна обеспечивать организм не только материалом для построения тканей, но и энергией для поддержания происходящих в нем процессов обмена веществ. Чтобы определить количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать точно калорийность потребляемой пищи. Известно, что:
1г жира выделяет - 9ккал; 1г белка – 4,1 ккал; 1г углеводов 3,75 ккал
Задание № 1
Определить энергетическую ценность 200г пастеризованного коровьего, молока если в нем содержится (в %) : белков З,5; углеводов – 4,5; жиров – 3,2. Усвояемость 98%.
Ход работы:
-
Найти сколько граммов жиров, белков, углеводов содержится в 200 г молока.
200 г молока содержит 100% питательных веществ, из них жира 3,2%. Чтобы определить сколько граммов жира содержится в 200мл молоко, надо 200г умножить на 3,2% и разделить на 100% и =6,4 г.
Затем также находим количество белков и углеводов
-
Определить сколько ккал выделяют жиры молока:
1г жира выделяет - 9ккал, а чтобы определить сколько энергии выделить 6,4 г, надо 6,4 г умножить на 9ккал и получим 57,6ккал.
Таким же образом рассчитываем калорийность белков.
200 г * 3,5/100% = 7 г; т.к.1г белка – 4,1 ккал, то 7 г * 4,1 = 28,7 ккал
Калорийность углеводов
200 г * 4,5% = 9 г ; 1г углеводов - 3,75 ккал, 9 г * 3,75 ккал = 30,25 ккал
-
Определить сколько ккал получить человек при употреблении 200 г молока.
Для этого необходимо сложить калорийность всех белков, жиров и углеводов содержащихся в 200 г молока: 57,6ккал+28,7ккал + 30,25ккал = 116,55ккал – это калорийность 200 г молока
-
Определить сколько ккал получить человек при употреблении 200 г молока, с учетом усвояемости молока.
Так как усвояемость молока не 100%, а всего 98%, то организм получает не 116,55ккал, а только 98% от этого. 116,55ккал/ 98% * 100% = 118,93 ккал
Вопросы для самоконтроля:
-
Что влияет на усвояемость продуктов растительного происхождения
-
Что влияет на усвояемость продуктов животного происхождения
-
По какому питательному веществу можно сказать о калорийности товара.
-
Белки или жиры используются организмом полностью, как источник энергии.
Устный опрос
Тема 1. Пищеварение
ЗАДАНИЕ: прочитайте вопросы и дайте на них ответы «ДА» или «НЕТ»
Вопросы к устному опросу:
Проверяемые результаты обучения:У 1,2,4. З 1,2,4,7
ОК1-9; ПК1.1-1.3;2.1-2.3;3.1-3.4;4.1-4.4;5.1-5.2; 6.1-6.5
-
Какое количество энергии выделяет 1 г жира в организме человека.
-
Метаболизм по - другому называется обмен веществ.
-
Энергия затраченная на работу внутренних органов человека, называется теплообмен.
-
Обеспечение человека пищей зависит от его физических затрат.
-
Единицей измерения выделяемой энергии, считаются килоджоули.
-
Суточный расход энергии определяется коэффициентом физической активности человека.
-
Для мужчин определено 4 трудовых группы по интенсивности труда (энергозатратах).
-
Величина основного обмена веществ зависит только от возраста человека.
-
Работники с особо тяжелым трудом относятся к 1 группе по интенсивности труда (энергозатратах).
-
Энергия затраченная на работу внутренних органов человека считается основным обменом веществ.
-
Для спортсменов достаточно получать в сутки 2000 ккал.
-
Люди с избыточной массой тела и ожирением дольше не ощущают чувство голода, чем худые.
-
С возрастом у людей наблюдается снижение содержания жира.
Эталон ответов к заданию в тестовой форме по теме: «Суточный расход энергии»
«ДА» - 1; 2; 6; 10; 12; 13
«НЕТ» - 3; 1; 2; 7; 8; 9; 11
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Варианты ответов:
«ДА» 2.3.4.5.6.8.9.10.11.12.13
«НЕТ» 1.7
6.2. Промежуточный контроль для оценки освоения МДК 01.03.
К дифференцированному зачету по учебной дисциплине допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы/задания, и, имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.
Дифференцированный зачет проходит в письменной форме, каждый студент отвечает на предложенные вопросы, используя компьютерную программу Knowing
Задание 1.1
Проверяемые результаты обучения: У 1,2,3. З 1-12.
ОК1-9; ПК1.1-1.3; 2.1-2.3; 3.1-3.4; 4.1-4.4; 5.1-5.2; 6.1-6.5
Текст задания: ответить на вопросы тестового задания в системе Knowing. Прочитав вопрос, необходимо выбрать из трех предложенных ответ один, который будет верным.
1.Как называется совокупность процессов, обеспечивающее физическое изменение и химическое расщепление питательных веществ на простые составляющие, способные легко всасываться в кровь и участвовать в жизненных функциях организма человека?
A) Пищеварение; Б) Кроветворение; В) Диффузия
2. Как называют фермент расщепляющие белки?
A) Протеаза; Б) Лактаза; В) Липаза
3. Как называют мышечную трубку по которой пищевой комок передвигается к желудку?
А) Калтык; Б) Пищевод; В) Нет такой трубки в организме
4. Как называют самую широкую часть пищеварительного тракта?
А) Двенадцатиперстная кишка; Б) Желудок; В) Рубец
5. Какой орган пищеварительного аппарата вырабатывает гормон инсулин?
A) Поджелудочная железа; Б) Двенадцатиперстная кишка;
В) Печень
6. Где происходит заключительный процесс пищеварения – всасывание?
А) В толстом кишечнике; В) желудке; В) тонком кишечнике
7. Куда, в организме человека, поступают непереваренные остатки пищи?
А) В тонкий кишечник; Б) В толстый кишечник;
В) В двенадцатиперстную кишку
8. Какое питательное вещество является основным строительным материалом для организма человека?
А) Витамины; Б) Минеральные вещества; В) Белки
9. Каких белков по аминокислотному составу растительные продукты содержат больше?
А) Они содержатся в равных пропорциях; Б) Неполноценных;
В) Полноценных
10. Что влияет на норму потребления белков трудоспособным человеком?
A) Пол, возраст, характер труда; Б) Только характер труда;
В) Только возраст
11. Какие аминокислоты не синтезируются в организме?
А) Заменимые; Б) Незаменимые; В) Сложные
12. Из каких основных химических элементов состоят жиры?
А) Только углерод и кислород; Б) Только водород и кислород;
В) Углерод, кислород и водород
13. К какой группе питательных веществ относят минеральные вещества?
A) Неорганические; Б) Органические; В) Пектиновые
14. Из каких соединений состоит жир?
А) Органические и неорганические; Б) Глицерин и жирные кислоты;
В) Простые и сложные
15. Какие жирные кислоты способны окисляться и присоединять водород?
А) Любые; Б) Насыщенные; В) Ненасыщенные
16. Сколько энергии выделяет 1 грамм жира при расщеплении в организме человека?
A) 9 ккал; Б) 5 ккал; В) 4 ккал
17. Основное значение углеводов для организма?
А) Основной строительный материал;
Б) Основной источник энергии;
В) Основной источник витаминов
18. Из скольки молекул состоит фруктоза?
А) из двух молекул; Б) из множества молекул;
В) из одной молекулы
19. К какой группе углеводов, по количеству молекул, относится крахмал?
А) Дисахариды; Б) Моносахариды; В) Полисахариды
20. Как по другому называют лактозу?
А) Сахароза; Б) Молочный сахар; В) Виноградный сахар
21. Какое питательное вещество, содержащееся в продуктах растительного происхождения, стимулирует перестальтику кишечника?
A) Клетчатка; Б) Инулин; В) Углевод
22. Какой группе людей, по выполняемой работе, нужно большее количество углеводов?
А) С физическим трудом; Б) С умственным трудом;
В) При любой нагрузке
23. Какое заболевание возникает у человека при отсутствии витаминов в питании?
А) Гиповитаминоз; Б) Гипервитаминоз; В) Авитаминоз
24. Что способствует возникновению гипервитаминоза у человека?
А) Избыточное потребление любых витаминов
Б) Избыточное потребление свежих овощей и фруктов
В) Избыточное потребление витаминов А и D
25 Назовите группы минеральных веществ в зависимости от содержания их в организме.
А) Макро-, микроэлементы; Б) Макро-, ультромикроэлементы;
В) Макро-, микро-, ультромикроэлементы
26. К какой группе витаминов по растворимости относят витамин P?
А) Нерастворимый; Б) Водорастворимый; В) Жирорастворимый
28. От какого минерального вещества зависит мышечная и сердечная деятельность организма человека?
A) Магния; Б) Серы; В) Цинка
29. Чему должно строго соответствовать энергетическая ценность пищи?
А) Вкусу; Б) Энергозатратам; В) Количеству потребленной пищи
30. Что влияет на интенсивность обменных процессов в организме человека?
A) Возраст, пол, климатические условия;
Б) Качество приготовленной пищи;
В) Инградиенты для данного блюда
31. Как калий участвует в водном обмене организма человека?
А) Задерживает жидкость; Б) Усиливает выведение жидкость
В) Он не играет никакой роли
32. Чему должно строго соответствовать энергетическая ценность пищи?
А) Вкусу; Б) Количеству потребленной пищи; В) Энергозатратам
33. Как называется количество скрытой энергии, заключенной в пище?
A) Калорийность; Б) Аппетитность; В) Усвояемость
34. Что значит рациональное сбалансированное питание?
А) Пища должна быть богата витаминами;
Б) Соответствие физическим потребностям человека;
В) Пища должна быть богата белками
35. При составления рациона питания надо учитывать состояния здоровья человека?
А) Нет; Б) При этом надо учитывать только качество продуктов;
В) Да
36. Что влияет на интенсивность обменных процессов в организме человека?
A) Возраст, пол, климатические условия;
Б) Качество приготовленной пищи;
В) Инградиенты для данного блюда
37 . В организме какого человека обменные процессы происходят интенсивнее?
А) Пожилого мужчины;
Б) Мужчина молодой проживающий на севере;
В) Мужчина молодой проживающий на юге
38. Каким должно быть соотношение белков, жиров и углеводов для людей занятых физическим трудом?
А) 1 : 1,1 : 4,8; Б) 1 : 1,1 : 4,0 ; В) 1 : 1,1 : 3,5
39. Как называют распределение пищи в течении дня по времени, калорийности и объему?
A) Режим питания; Б) Режим дня; В) Рациональное питание
40. Что дает организму человека соблюдения режима питания?
A) Равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат и обеспечивает потребность в необходимой энергии;
Б) Удовольствие от приема пищи; В) Заряд бодрости
41. Сколько раз в день (наиболее рационально) человек среднего возраста должен принимать пищу ?
A) 4 раза; Б) 3 раза; В) 6 раз
42. Какие по времени промежутки между приемами пищи считаются наиболее оптимальными для здорового человека?
А) Через 3 часа; Б) Через 6 часов; В) Не более 4-5 часов
43. Почему, для здорового человека, нежелательно трехразовое питание?
А) Большая нагрузка на нервную систему;
Б) Осложняет деятельность пищеварительного аппарата;
В) Большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат
44. В какое время суток лучше употреблять белки животного происхождения?
A) В первую половину дня; Б) Можно в любое время суток;
В) Во вторую половину дня
45. Какую роль выполняет клетчатка в рациональном сбалансированном питании?
А) Улучшает обмен веществ в организме человека;
Б) Препятствует всасыванию питательных веществ;
В) Повышает калорийность пищи
46. Почему в завтрак должны обязательно входить горячии напитки (чай, кофе, какао)?
А) Уменьшают выделение пищеварительных соков ;
Б) Возбуждают секрецию желудка;
В) Дают ощущение сытости
47. Почему обед надо завершать сладкими блюдами?
А) Возбуждают секрецию желудка; Б) Это приятно;
В) Они уменьшают выделение пищеварительных соков
48. Какие обеденные блюда дают ощущение сытости?
А) Компот, мусс, желе, кисель; Б) Мучные изделия;
В) Мясные блюда
49. Какой должна быть энергетическая ценность суточного рациона подростков?
А) Это не зависит от возраста;
Б) На 50% выше их энергетических затрат;
В) На 10% выше их энергетических затрат
50. В каком возрасте у человека потребность в пищевых веществах обратно пропорциональна их возрасту?
A) У детей; Б) В пожилом возрасте; В) В зрелом возрасте
51. Почему детям углеводов нужно больше, чем взрослым?
A) У них повышенная мышечная активность;
Б) У них еще не сформирована нервная система;
В) Так как они больше спят
52. Как называется питание направленное на сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний?
A) Лечебно-профилактическое; Б) Рациональное
В) Диетическое
53. Какая пища преобладает в лактовегетарианском питании?
А) Растительная; Б) Молочная; В) Молочно - растительная
54. Строгое соблюдение соответствия совместимости и несовместимости пищевых продуктов соблюдают в каком виде
А) В лечебном; Б) В раздельном; В) В профилактическом
55. Какой вид труда приводит к мышечной ненагруженности?
А) Физический; Б) Любой труд; В) Умственный
56. Какой вид жиров надо ограничить при умственном труде?
А) Растительного происхождения; Б) Животного происхождения
В) Растительные масла
57. При умственном труде потребность организма человека в витаминах?
A) Увеличивается; Б) Уменьшается; В) Не изменяется
58. Как изменяется потребление белков у людей пожилого возраста?
А) Остается прежним; Б) Повышается; В) Снижается
59. Какие виды растительных масел, по способу очистки, лучше включать в рацион питания пожилым людям?
А) Рафинированные; Б) Нерафинированные;
В) Нерафинированные и рафинированные в равных количествах
ЭТАЛОНЫ ответов на тестовое задание
«А» - 1; 2; 5; 10; 13; 16; 21; 25; 27; 30; 33; 36; 37; 38; 41; 45; 47; 48; 49; 54;57
«Б» - 3; 4; 7; 9; 11; 14; 17; 20; 22; 26; 28; 31; 34; 40; 42; 43; 51; 53; 57
«В» - 6; 8; 12; 15; 18; 19; 23; 24; 29; 32; 33; 35; 44; 46; 50; 52; 56;59
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
6.3. Перечень объектов контроля и оценки
У1 проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У2 рассчитывать энергетическую ценность блюд | Овладение навыками расчета энергетическую ценность блюд | |
У3 составлять рационы питания для различных категорий потребителей | Определение потребления возможных продуктов питания (блюд) | |
З1 роль пищи для организма человека | Значение питательных веществ для человека | |
З2 основные процессы обмена веществ в организме | Понимание основных процессов обмена и их взаимосвязь | |
З3 суточный расход энергии | Определение калорийности суточного рациона для определенного человека | |
З4 состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания | Использование пищи в соответствии с физиологическими потребностями человека | |
З5 роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания | Значение питательных веществ для организма человека. | |
З6 физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения | Изучение процесса пищеварения | |
З7 усвояемость пищи, влияющие на нее факторы | Оценивание факторов влияющих на усвояемость пищи | |
З8 понятие рациона питания | Умение составлять рацион питания для определенной категории населения | |
З9 суточную норму потребности человека в питательных веществах | Оценивание факторов, влияющих на норму потребления определенной категории населения | |
З10 нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения | Определение отличительных принципов и норм рационального питания для определенной категории населения | |
З11 назначение лечебного и лечебно-профилактического питания | Значение лечебного и лечебно-профилактического питания для профилактики заболеваний человека | |
З12 методику составления рационов питания. | Умение составлять рацион питания для определенной категории населения | |
6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории и учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: учебные места по количеству учащихся,
Технические средства обучения: ПК- 1 шт, тестовая программа «Кновинг», проектор, компьютерные программы и пособия по учебному материалу учебной дисциплины, комплект учебно-наглядных пособий, карточки-задания, видеоматериалы, мультимедиапроектор, экран, рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники:
-
Мартинчик, А.Н., Королева А.А., Несвижский Ю.В. Микробиология, физиология питания, санитария [Текст]: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Ю.В. Несвижский -Москва: Академия, 2013.-352 с.
-
Дроздова, Т.М. Физиология питания [Электронный ресурс]: учебник/ Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4145.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
-
Семенович, А.А. Физиология человека [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Семенович [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 544 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20294.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
-
Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Савченков Ю.И., Солдатова О.Г., Шилов С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14167.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
-
Омаров, Р.С. Основы рационального питания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Омаров Р.С., Сычева О.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, АГРУС, 2014.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47331.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Интернет-ресурсы
http://www.docload.ru./basesdoc/9/9743/index htm
http://www.medlit.rumedrus/gigien.htm
http://mdk-arbat.rubookcard?book id=615916
Краткий теоретический курс по дисциплине "Основы микробиологии, вирусологии, имму нологии" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.collegemicrob.narod.ru/microbilogy/index.html
Дополнительные источники:
-
Дроздова Т.М. Санитария и гигиена питания: учебное пособие/ Т.М. Дроздова в 2х частях, Кемерово, КемТИПП 2009.-108с (1часть),113с (2часть)
-
Гусев, М.В. Микробиология [Текст]: учебник / М.В. Гусев, Л.А. Минеева. - 6-е изд., стер. - М.: Academia, 2006. - 461 с. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки). - Библиогр.: 440-441. с.