Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ново-Фригская СОШ» Хивский район
Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми
7 класс
Рамазанова Сувара Гюлахмедовна ,учитель русского языка и литературы
2017 год
Класс: 7
Предмет: русский язык
УМК:учебник « Русский язык под редакцией Т.А. Ладыженской
Тема урока: «Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием «деепричастный оборот»;
- формировать умение находить деепричастные обороты в тексте;
- формировать навык выделения знаками препинания и графического обозначения деепричастных оборотов.
- закрепить умение отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий, правильно употреблять их в речи;
- развивать внимание, память, воспитывать толерантность, умение принимать другую точку зрения;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Задачи:
обучающие:
- научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.
- использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи
развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения
воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу; любовь к родному языку
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 183
Актуализация знаний
- Что такое деепричастие?
- Что обозначает деепричастие?
- На какие вопросы отвечает деепричастие?
- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
- Какие грамматические признаки глагола сохраняет деепричастие?
- Какие грамматические признаки наречия сохраняет деепричастие?
Постановка цели и задачи урока
При изучении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме.
Запишем число и тему урока Слайд 1,
Постановка цели слайд 2
Первичное усвоение новых знаний
Нет н..чегосв..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нцепосыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич..веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
Задания.
Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.
Найти деепричастия.
– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.
– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова.
- Что представляет собой причастие с зависимыми словами?
– А деепричастие с зависимыми словами?
– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?
– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?
– Определите место деепричастного оборота в предложениях.
– Когда обособляется причастный оборот?
В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.
Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?
Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.
Первичная проверка понимания
Слайд 3
Слово “мама” пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
Р.Гамзатов
- Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).
- Глагол “ пробьется” замените деепричастием;
– выпишите деепричастие с зависимыми словами;
– найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;
– расставьте необходимые знаки препинания;
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Первичное закрепление
Тест
Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)
Оценка
“5”
“4”
“3”
“2”
Ошибки
0
1–2
3– 4
более 4-х
Домашнее задание
§ 29, упр. 187
Рефлексия
Закончите предложения:
На этом уроке я понял(а) …
На этом уроке я вспомнил(а) …
На этом уроке я запомнил(а)
Оцениваю свою работу на …
Нет н..чегосв..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нцепосыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич..веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
Задания.
Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.
Найти деепричастия.
__________________________________________________________________
Нет н..чегосв..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нцепосыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич..веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?