Какунина А.А. Задача о социальной информатике.
Имя задачи: Задача о социальной информатике.
Автор: Какунина Анна Анатольевна, учитель информатики МБОУ «Гимназия №6 города Донецка».
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 11.
Тема: Правовое регулирование в информационной сфере в ДНР.
Профиль: общеобразовательный.
Уровень: базовый.
Текст задачи. На пути к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Поскольку многие проблемы в этой сфере приобрели транснациональный характер, в последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов. Какие законы действуют в информационной сфере в ДНР?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники
Web-сайты:
https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-71-ihc-20150807/
https://ppt-online.org/781919
https://znanio.ru/media/lektsiya--30-31-normativnye-pravovye-dokumenty-dnr-o-regulirovanii-otnoshenij-v-informatsionnom-prostranstve-dnr-2702875
https://moluch.ru/archive/285/64252/
Культурный образец 1.
Л. Шумская. О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДНР. Курс лекций. В конце XX и начале XXI века общество всё больше использует и развивает информационно-коммуникационные технологии и создаёт новые, что способствует увеличению влияния информации на все аспекты жизни общества, личности, государства. Развитие таких технологий и появления новых создаёт необходимый фундамент для перехода к информационному обществу. Как отмечается в Декларации принципов построения информационного общества, такие технологии открывают новые перспективы для достижения более высоких уровней развития. В современном мире информация становится всё более весомым ресурсом, можно даже сказать — одним из основных. Такая роль ставит актуальным вопрос об обеспечении безопасности подобного ресурса. Возрастающая роль информационной сферы в жизни общества оказывает сильное влияние на составляющие национальной безопасности государства (экономическая, военная, политическая и др.), что в свою очередь повышает важность информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности государства. Сегодня, в век быстро развивающихся технологий и постепенного становления информационного общества, как никогда актуален вопрос правового регулирования сферы противодействия угрозам национальной безопасности и важной составляющей современного мира — информационной безопасности, а также актуален вопрос борьбы с кибертерроризмом.
В Донецкой Народной Республике 12 декабря 2014 года создан и функционирует Комитет Народного Совета по информационной политике и информационным технологиям. В компетенцию Комитета входит подготовка к рассмотрению Народным Советом проектов Законов и Постановлений по вопросам информационной политики, информационным технологиям и другим связанным вопросам.
Основу информационной политики и безопасности в ДНР на сегодняшний день составляют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014г.
Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» от 07.08.2015.
Закон ДНР «Об электронной подписи» от 19.06.2015г.;
Закон ДНР «О персональных данных» от 19.06.2015г.;
Закон ДНР «О государственной тайне» от 12.12.2014г.
Закон ДНР «О радиочастотном ресурсе» от 21.08.2015г.;
Закон ДНР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2.10.2015г.,
Закон ДНР «О средствах массовой информации» от 29.06.2015г.;
Закон ДНР «О телекоммуникациях» от 11.03.2016г.;
Уголовный кодекс ДНР от 30.10.2014г.
Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
В статье 2 даются основные и определения, используемые в этом законе.
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании законодательства Донецкой Народной Республики или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Донецкой Народной Республики случаях ее материальный носитель;
12) оператор информационной системы – физическое или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
13) владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет» - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на соответствующих сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет»;
14) блогер – владелец веб-сайта и (или) страницы в сети «Интернет», содержащих регулярно добавляемые текстовые записи, изображения или мультимедия, число уникальных посещений кторорых составляет более трех тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сутки;
15) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
16) сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
17) страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;
18) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;
19) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
20) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;
21) защита информации – совокупность правовых, организационных, технических и других мероприятий, которые обеспечивают сохранность, целостность информации и надлежащий порядок доступа к ней.
Данный закон в статье 3 фиксирует важнейшие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации такие, как:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации законодательством Донецкой Народной Республики;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;
4) обеспечение безопасности Донецкой Народной Республики при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
5) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
6) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
7) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 24 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты ин формации.
Закон создает условия для включения ДНР в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.
Закон ДНР «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти ДНР, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Согласно закону, сбор и обработка персональных данных каждого гражданина в подавляющем большинстве случаев могут осуществляться только с его письменного согласия. Цель закона - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъекта не допускается, в частности, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а так же биометрических данных. Закон подробно регламентирует те исключительные случаи, когда подобная обработка может иметь место без согласия субъекта (недееспособность, требования между народных соглашений с участием ДНР и др.).
Законом устанавливается, что субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его на хождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к нему. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
К сожалению, приходится констатировать, что правовые нор мы, гарантирующие доступ граждан к информации и, наоборот, защиту их от несанкционированного доступа к персональным данным, далеко не всегда соблюдаются на практике (что, впрочем, имеет место и в других государствах). Борьба за соблюдение этих норм является важной задачей институтов гражданского общества.
Закон ДНР «Об электронной подписи» значительно продвинул возможность перехода на безбумажное делопроизводство при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Как известно, любой документ недействителен без подписи ответственных лиц, однако в электронном виде (путем передачи, например, отсканированного текста) такая подпись не может быть полноценной заменой подписи на бумажном документе. При электронной подписи используются:
а) ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;
б) ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи. Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы.
Нарушения законов в сфере информации предусматривают как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность. В Уголовный кодекс ДНР внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными.
За неправомерный доступ к компьютерной информации, по влекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.
За создание вредоносных программ для ЭВМ можно получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких последствий - до 7 лет.
За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные должности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет.
Указанными преступлениями уголовно наказуемая деятельность в сфере информационных технологий не ограничивается. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, мате риалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т. п.) через Интернет - всё это преступная деятельность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.
Преступления в сфере информационных технологий часто являются международными, т. е. преступники действуют в одном государстве, а их жертвы находятся в другом. Для борьбы с такими преступлениями особое значение имеет международное сотрудничество, которое регламентируется рядом соглашений, в которых участвует и ДНР.
Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его про явлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.
По мере продвижения к информационному обществу всё более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
ДНР присоединилась к Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности относятся:
• все виды информационных ресурсов;
• права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
• система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные техно логии и т. д.;
• информационная инфраструктура, включающая центры об работки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
• система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Система основных понятий
Правовое регулирование в информационной сфере |
Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В ДНР существует ряд законов в этой области |
Гражданский кодекс ДНР регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных |
Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» защищает информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Он гарантирует свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неприкосновенность частной жизни и иные важнейшие для граждан нормы в информационной сфере |
Закон ДНР «О персональных данных» детализирует информационную неприкосновенность граждан, невозможность сбора и использования личной информации без согласия субъекта |
Уголовный кодекс предусматривает суровые наказания за неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей, а также иные преступления в информационной сфере |
Методический комментарий
Задача относится к профильному обучению. Теоретический материал, необходимый для решения задачи, обобщает и углубляет знания учащихся в вопросах правового регулирования в информационной сфере в ДНР.
Ключевыми являются фразы: «информация», «правовое регулирование», «информационная сфера», «Доктрина информационной безопасности».