СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный интегрированный урок проводится на этапе системтизации знаний о причастии в форме игры-путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени»

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

имени Ивана Ивановича Наймушина

муниципального образования города Братска













Конспект интегрированного урока в 7 классе по теме:

«Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени»



Разработала:

Небелюк Марина Романовна, учитель русского языка и литературы





















г. Братск, 2023



Тема: Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

Цель урока:

- систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи

ЗАДАЧИ:

образовательные:

активизировать использование причастий в речи, выявить качество и уровень овладения знаниями грамматических конструкций причастий и умениями использовать их в речи, обобщить материал как систему знаний.

развивающие:

развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д. тренировать учащихся применять усвоенный лексический и грамматический материал, развивать навыки самостоятельной работы; развивать внимание и мышление.

воспитательные:

создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как успешной личности, способной грамотно распределять свое время и рассчитывать его использование

Форма урока – игра – путешествие.

Интегрированный урок

Формы работы учащихся фронтальная беседа, работа с текстом, индивидуальная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.



Ход урока:

I Организационный этап.


Будьте любознательны – и много вам откроется,

Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать.

Будьте отважны – и вы победите.


- Ребята, сегодня на уроке мы встречаемся с историей нашей страны. Давайте пофантазируем и попутешествуем во времени. Заглянем в далекое прошлое нашей страны. А начать я хотела бы не с озвучивания темы урока, а со строк из произведения М.Ю.Лермонтова:


https://ilibrary.ru/text/1151/p.1/index.html?ysclid=lotij0ra1s228224125


Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

***

И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»


II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Каждый путешественник знает куда он идет. Как Вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? В какую эпоху мы с вами отправимся сегодня на уроке?

- Как вы думаете, почему так важно знать историю своей страны?

- Вспомните и назовите имена авторов, чьи произведения написаны на основе какого-либо исторического события?

- Как вы думаете, а какова роль личности в истории?

- Сегодня мы будем с вами говорить об эпохе Ивана Грозного

- Цель нашего путешествия – поговорить об истории нашей страны, еще раз вспомнить правописание причастий, их суффиксов. Какие причастия есть в этом отрывке? На какие две группы делятся причастия? Какая тема сегодняшнего урока?


На уроке будут работать Лексикографы - ученые, занимающиеся составлением словарей. Их задача: составить словарь слов, связанных с эпохой правления Ивана Грозного, используя в толковании слова причастия.

Цель поставлена


III) Актуализация знаний.


Начинаем Путешествие ПОРТРЕТ ИВАНА ГРОЗНОГО

- Давайте мысленно перенесемся во времена правления Ивана Грозного. Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Скажите, пожалуйста, с какими вещами у вас ассоциируется царь? Что у него обязательно должно быть?

Трон! http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48e7d987-86e8-46be-8239-31ebcf260e37/p13_r_27.jpg


Где был сделан трон

Еще одна легенда: «Существует версия, что этот подарок от Ватикана был снабжен специальным секретом, который должен был повлиять на здоровье Ивана III. Легенда не подтверждена исследованиями, но она имеет право на существование. Согласно ей, в позолоченный герб был добавлен металл, который придает стали прочность -радиоактивный торий». (Иван III редко пользовался троном, а Иван Грозный часто сидел на нем. Известно, что у него были проблемы с позвоночником, не исключено, что причина была именно в этом).


IV) Обобщение и систематизация знаний
1) работа с дифференцированными карточками

А ) Вставить гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сража..щийся взвод, хлопоч..щая хозяйка, трепещ..щий ли­сток, дремл..щий старик, хлещ..щие брызги, волну..щая новость, плещ..щиеся ребятишки, стел..щийся туман, пряч..щийся ребенок, ре..щие знамена, се..щие агрегаты, кол..щий дрова рабочий, бо­р..щийся народ, ро..щие траншею рабочие, ду..щий порывами ве­тер, спе..щие яблоки, люб..щая мать, знач..щийся по списку уче­ник, готов..щийся к экзамену студент, пил..щие дрова ребята, стро..щееся здание, клее..щие игрушку дети, терп..щий бедствие корабль, тяжело дыш..щий бегун, слыш..щийся издали голос, дер­ж..щийся за поручни пассажир, верт..щийся на ветру флюгер.


Б) У причастий указать суффикс, разряд, вид, время

1. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне пле­чо. (Т.) 2. Привязанный к коновязи Изумруд ржал, плясал зад­ними ногами. (Куп.) 3. В избу потек прохладный, влажный, слег­ка пахнущий дымком воздух. (В. Курочкин) 4. Высокое, поблес­кивающее звездами небо казалось еще выше. (В. Дементьев.) 5. Красный полумесяц уже ушел за холм, и сторожившие его ту­чи темными пятнами лежали около звезд. (Ч.) 6. Позади сквозь скудный свет звезд видна была дорога и исчезавшие в потемках прибрежные ивы. 7. Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке. (Л. Т.) 8. За рекой щетинкой стояла зеле­ная свертывающаяся в трубку рожь и пахло свежей зеленью и цветом. (Л. Т.)


2) Внутренняя политика Ивана Грозного

( 2 ученика у доски)

Мальчик рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. ( найти в предложениях причастия, указать какое это причастие, вид, время, выделить суффикс)


Наблюдая за всем произволом, что творился перед его глазами, подраставший великий князь все больше убеждался, что неограниченная абсолютная монархия является идеальной формой государственного управления в борьбе с боярским беспределом. (Разбор причастия по составу)


Основной причиной проведения преобразований были... бояре, а точнее ликвидация последствий их управления страной в предыдущие годы.


Весь класс записывает в тетрадях

Учиненный боярами в последнее время беспредел, почти пустая казна, полная суматоха в городах - вот результат недолгого боярского руководства государством.


(Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников).


Правление Ивана Грозного оказалось испорченным уже к лету 1547 года. 21 июня в Москве начался невиданных масштабов пожар, продолжавшийся около 10 часов и охвативший большую часть города.(указать ПО выделить главное слово)


- Что такое Избранная рада? ( Это круг приближенных при Иване 4)

Молодой царь был далеко не единственным человеком, считавшим, что страна нуждается в преобразованиях

Начиная с февраля 1549 года реформы начала правления Ивана Грозного стартуют с созыва в стране Земских соборов - это сословно-представительный совет, пришедший на смену Народному собранию.

3) Военная реформа

Ударной силой царской армии становится конница, собираемая из высших слоев общества.

Запись: Дворянин или человек, его замещающий, обязан был являться по приказу царя на коне, вооруженный огнестрельным оружием и привести с собой 8-10 пеших воинов.)


4) Судебник

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Favatars.dzeninfra.ru%2Fget-zen_doc%2F5221869%2Fpub_620cb403fce3996d63ee7954_620cc0a7788c8a7fbc1a9934%2Fscale_1200&lr=976&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE


- Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Как он назывался?

(Индивидуальная работа с карточками)

Выписать причастие, сделать морфологический разбор

А) Судебник - памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права.

Б) Тем самым расширялись рамки проведения пагубной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды.

В) Господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины.


Для узаконивания проводимых реформ и указов царя требовался новый сборник законов. Так появился новый Судебник 1550 года

От прежнего (1497 года) он отличался упорядоченностью статей, более жесткими мерами за нарушения как для крестьян, так и для землевладельцев, а также за разбой, коррупцию.


ОСТАЛЬНЫЕ Запись в тетради

В данном собрании законов были и новые главы, касавшиеся централизации власти: тщательное наблюдение за регионами, введение общего госналога и многое другое.

V) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- А мы продолжаем свое путешествие

1) Выпишите из текста только предложение (я) с причастными оборотами (на столах, прочитать текст)


В 1553 году Иван IV внезапно серьезно заболел, после выздоровления исчезло доверие к приближенным.

Смерть жены, отравленной в 1560 году, потрясла Ивана Грозного.

Лишившись верной спутницы жизни и разочаровавшись в своих подданных, царь потерял контроль над собой, стал непредсказуемым, повсюду чувствовал измену

Сам Иван Грозный поселился в Александровой слободе, во дворце обведенным валом и рвом.( 1 ученик отвечает)

- Что вы знаете про опричнину?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43305012-f117-40f8-9007-f3d142ffef86/%5BIS10RO_4-03%5D_%5BIL_05%5D.html

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2Fcb%2Fb0%2F7f%2Fcbb07fa056329ea1b8a01acbb876d597.png&lr=976&ogl_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2Fcb%2Fb0%2F7f%2Fcbb07fa056329ea1b8a01acbb876d597.png&pos=4&rlt_url=https%3A%2F%2Fpapik.pro%2Fuploads%2Fposts%2F2023-02%2F1675965505_papik-pro-p-oprichnik-risunok-11.jpg&rpt=simage&source=serp&text=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE


(Опричнина – это специальные царские войска. Опричники целовали крест на службу государю, отрекаясь от отца и матери. Они носили монашескую черную одежду, а к седлам привязывали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Он будто топором разрубил Русь на 2 части, назвав одну земщиной, а другую – опричниной.
Так была введена опричнина – политика террора и устрашения, которая привела к разорению России. В одной (земщине) был сохранено прежнее управление воевод и наместников. Земщина, представляла собой, как бы чужую покоренную страну, где царь вел себя, как жестокий завоеватель. В другой (опричнине) господствовали люди со страшными эмблемами - собачьей головой и метлой, возглавляемые самим царем)

Запись в тетрадях: 2 февраля Иоанн 4 Васильевич, вернувшийся на престол, приступил к утверждению "опричнины". – Какое причастие есть в этом предложении?


2) Внешняя политика

Во время правления Ивана Грозного внешняя политика ставила перед собой 3 цели: Захват ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды (в первую очередь Казанского и Астраханского). Обеспечения для страны выхода к Балтийскому морю. Обеспечение безопасности от нападений с юга со стороны Крымского ханства


1 ученик Казанское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Казанское ханство было неспокойным соседом и часто совершало набеги на русские земли. Поэтому Иван Грозный решил подчинить это ханство. После долгой осады Казань была взята в октябре 1552 г.
2 ученик. Астраханское ханство также возникло в результате распада Золотой Орды. Оно было слабым и мало защищённым, поэтому войска Ивана Грозного с легкостью завоевали его. Астрахань была присоединена к России в 1556 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России.
3 ученик. Сибирское ханство занимало обширное пространство Западной Сибири. Оно было богато полезными ископаемыми и пушными зверями. В 1582 г. отряд казаков во главе с Ермаком отправился в поход. Воины-первопроходцы подошли к Кашлыку – столице хана Кучума, войска которого были разбиты и разбежались. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом, Сибирское ханство было присоединено к Российскому государству.


Запись: Царь остановил рабовладельческие ханства, беспокоившие тогда Русь (Астраханское и Казанское), освободив сотни тысяч русских людей из плена. (определить разряд причастия, вид, время)


5) «Лови ошибку»

- Перед вами на столах текст о книгопечатании во времена Ивана Грозного. Ваша задача прочитать текст, найти в нем все причастия, выписать, исправить, где необходимо, ошибки.


Начало книгопечатания. В Москве был построен Печатный двор.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea702cff-a281-4747-8c22-2204751fa8e8/20_02.jpg


Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 годом. В то время правителем был Иван Грозный, оказывающий (оказавший) значительную поддержку развитию типографского дела. Но, к сожалению, первые книги были выпущенны (выпущены) «анонимными» (не содержали выходных сведений). Поэтому в истории не зафиксированны (зафиксированы) данные о первой типографии.

Считается, что Иван Федоров стал первопечатником на Руси. Выпущеный (выпущенный) им «Апостол» 1 марта 1564 года стал образцом полиграфического искусства того времени. Эту книгу выпустили при содействии и по указанию митрополита Макария. Издание представляло собой классическое толкование христианского учения последователями Христа. Предназначена была книга для религиозных деятелей.

В 1565 году Федоров в месте с помощником Петром Мстиславцем выпустили ставшую более популярной книгу «Часовник».( Таким образом, было положено начало российского типографского дела. Последователи Федорова после выпустили «Псалтырь»).

В общем в 16 веке в Московской типографии было изданно (издано) девятнадцать книг. (5 ошибок)

- Кто сколько нашел ошибок? Поставьте это число у себя на полях. Сдайте листочки.


VI) Заключение:

Иван IV Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал очень хорошей памятью.
Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного (Покровский Собор) на Красной площади в ознаменование покорения Казанского царства, развитие иконописи. Строились новые учреждения, новые училища для образования народа, множество новых городов.


На доске: Правление Ивана Грозного – это важный этап в истории нашей страны, который стал отправной точкой для многих исторических явлений в дальнейшем. И чтобы стало возможным объяснить их, нужно знать именно это время, время «грозного царя». (Измените предложение, где возможно, дополнив его ПО)


VII) Домашнее задание: Лексикографам закончить словарь, остальным составить таблицу «Правописание действительных и страдательных причастий» ее заполнить примерами


Подведение итогов урока

- Ребята, вы, работая с текстом про начало книгопечатания, записали на полях, сколько причастий есть в этом тексте. У кого сколько получилось? Есть такие, у кого «3»?, а «4», а «5»? Поставьте себе оценку.


Рефлексия:

- Ребята, скажите, а какими причастиями можно охарактеризовать характер Ивана Грозного, его правление?


(Думающий, говорящий, спящий, любящий, мечтающий, знающий, сомневающийся, понимающий, заботящийся, невзлюбивший, развивающийся, обиженный, блестевшие глаза, имеющий на все свою точку зрения, мыслящий глубоко. умудренный жизненным опытом человек, потерявший рано родителей, живший в смутное время)



Приложение 1

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

***

И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»



2) Прочитайте. Назовите причастия, встречающиеся в данном отрывке

Еще одна легенда Существует версия, что этот подарок от Ватикана был снабжен специальным секретом, который должен был повлиять на здоровье Ивана III. Легенда не подтверждена исследованиями, но она имеет право на существование. Согласно ей, в позолоченный герб был добавлен металл, который придает стали прочность -радиоактивный торий.

3) Выпишите из текста только предложение (я) с причастными оборотами


В 1553 году Иван IV внезапно серьезно заболел, после выздоровления исчезло доверие к приближенным.

Смерть жены, отравленной в 1560 году, потрясла Ивана Грозного.

Лишившись верной спутницы жизни и разочаровавшись в своих подданных, царь потерял контроль над собой, стал непредсказуемым, повсюду чувствовал измену

Сам Иван Грозный поселился в Александровой слободе, во дворце обведенным валом и рвом.( 1 ученик отвечает)


4) Ваша задача прочитать текст, найти в нем все причастия, выписать, исправить, где необходимо, ошибки.


Начало книгопечатания. В Москве был построен Печатный двор.


Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 годом. В то время правителем был Иван Грозный, оказывающий значительную поддержку развитию типографского дела. Но, к сожалению, первые книги были выпущенны «анонимными» (не содержали выходных сведений). Поэтому в истории не зафиксированны данные о первой типографии.

Считается, что Иван Федоров стал первопечатником на Руси. Выпущеный им «Апостол» 1 марта 1564 года стал образцом полиграфического искусства того времени. Эту книгу выпустили при содействии и по указанию митрополита Макария. Издание представляло собой классическое толкование христианского учения последователями Христа. Предназначена была книга для религиозных деятелей.

В 1565 году Федоров в месте с помощником Петром Мстиславцем выпустили ставшую более популярной книгу «Часовник».( Таким образом, было положено начало российского типографского дела. Последователи Федорова после выпустили «Псалтырь»).

В общем в 16 веке в Московской типографии было изданно девятнадцать книг.





Приложени 2

Индивидуальные карточки

А ) Вставить гласные в суффиксах причастий, какого разряда причастия здесь представлены?

Сража..щийся взвод, хлопоч..щая хозяйка, трепещ..щий ли­сток, дремл..щий старик, хлещ..щие брызги, волну..щая новость, плещ..щиеся ребятишки, стел..щийся туман, пряч..щийся ребенок, ре..щие знамена, се..щие агрегаты, кол..щий дрова рабочий, бо­р..щийся народ, ро..щие траншею рабочие, ду..щий порывами ве­тер, спе..щие яблоки, люб..щая мать, знач..щийся по списку уче­ник, готов..щийся к экзамену студент, пил..щие дрова ребята, стро..щееся здание, клее..щие игрушку дети, терп..щий бедствие корабль, тяжело дыш..щий бегун, слыш..щийся издали голос, дер­ж..щийся за поручни пассажир, верт..щийся на ветру флюгер.


Б) У причастий указать суффикс, разряд, вид, время

1. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне пле­чо. (Т.) 2. Привязанный к коновязи Изумруд ржал, плясал зад­ними ногами. (Куп.) 3. В избу потек прохладный, влажный, слег­ка пахнущий дымком воздух. (В. Курочкин) 4. Высокое, поблес­кивающее звездами небо казалось еще выше. (В. Дементьев.) 5. Красный полумесяц уже ушел за холм, и сторожившие его ту­чи темными пятнами лежали около звезд. (Ч.) 6. Позади сквозь скудный свет звезд видна была дорога и исчезавшие в потемках прибрежные ивы. 7. Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке. (Л. Т.) 8. За рекой щетинкой стояла зеле­ная свертывающаяся в трубку рожь и пахло свежей зеленью и цветом. (Л. Т.)


А ) Вставить гласные в суффиксах причастий, какого разряда причастия здесь представлены?

Сража..щийся взвод, хлопоч..щая хозяйка, трепещ..щий ли­сток, дремл..щий старик, хлещ..щие брызги, волну..щая новость, плещ..щиеся ребятишки, стел..щийся туман, пряч..щийся ребенок, ре..щие знамена, се..щие агрегаты, кол..щий дрова рабочий, бо­р..щийся народ, ро..щие траншею рабочие, ду..щий порывами ве­тер, спе..щие яблоки, люб..щая мать, знач..щийся по списку уче­ник, готов..щийся к экзамену студент, пил..щие дрова ребята, стро..щееся здание, клее..щие игрушку дети, терп..щий бедствие корабль, тяжело дыш..щий бегун, слыш..щийся издали голос, дер­ж..щийся за поручни пассажир, верт..щийся на ветру флюгер.


Б) У причастий указать суффикс, разряд, вид, время

1. Наполненный дичью ягдташ немилосердно резал мне пле­чо. (Т.) 2. Привязанный к коновязи Изумруд ржал, плясал зад­ними ногами. (Куп.) 3. В избу потек прохладный, влажный, слег­ка пахнущий дымком воздух. (В. Курочкин) 4. Высокое, поблес­кивающее звездами небо казалось еще выше. (В. Дементьев.) 5. Красный полумесяц уже ушел за холм, и сторожившие его ту­чи темными пятнами лежали около звезд. (Ч.) 6. Позади сквозь скудный свет звезд видна была дорога и исчезавшие в потемках прибрежные ивы. 7. Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке. (Л. Т.) 8. За рекой щетинкой стояла зеле­ная свертывающаяся в трубку рожь и пахло свежей зеленью и цветом. (Л. Т.)



( 2 ученика у доски)

Мальчик рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. ( найти в предложениях причастия, выписать их, указать какое это причастие, вид, время, выделить суффикс)





Наблюдая за всем произволом, что творился перед его глазами, подраставший великий князь все больше убеждался, что неограниченная абсолютная монархия является идеальной формой государственного управления в борьбе с боярским беспределом. (Выписать из текста причастия, Разобрать их по составу)





( 2 ученика у доски)

Мальчик рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. ( найти в предложениях причастия, выписать их, указать какое это причастие, вид, время, выделить суффикс)






Наблюдая за всем произволом, что творился перед его глазами, подраставший великий князь все больше убеждался, что неограниченная абсолютная монархия является идеальной формой государственного управления в борьбе с боярским беспределом. (Выписать из текста причастия, Разобрать их по составу)















Выписать причастие, сделать морфологический разбор

А) Судебник - памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права.











Выписать причастие, сделать морфологический разбор

Б) Тем самым расширялись рамки проведения пагубной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды.















Выписать причастие, сделать морфологический разбор

В) Господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины.














Выписать причастие, сделать морфологический разбор

А) Судебник - памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права.












Выписать причастие, сделать морфологический разбор

Б) Тем самым расширялись рамки проведения пагубной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды.












Выписать причастие, сделать морфологический разбор

В) Господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!