Предмет: Черчение
Класс: 8
Тема урока: «Деление окружности на равные части.
Построение геометрического орнамента»
Цель урока: Совершенствовать навыки деления окружности на равные части.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать навыки работы с измерительными и чертежными инструментами при построении окружности и делении её на равные части посредством актуализации имеющихся представлений и формирования новых.
Учить вычерчивать орнамента из геометрических фигур.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификации) в процессе практической деятельности при выполнении упражнений;
- развитие связной устной речи , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- корригировать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки);
- поддержание адекватного эмоционального фона и создании ситуации успеха.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать аккуратность при работе с чертежными и измерительными инструментами.
- воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашего народа.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока: компьютерная презентация с использованием интерактивной доски SMART, справочный материал, карточки со словарными словами и определениями, инструменты и принадлежности для выполнения чертежей: транспортир, циркуль, папки чертёжные, тетради, ручки, простые карандаши.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Словарная работа: квадрат, прямоугольник, треугольник,
Радиус, диаметр.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: Создание комфортной ситуации для начала урока. Включение в деловой ритм.
Приветствие.
«Здравствуйте!»
Коррекционное упражнение: «Сделайте глубокий вдох, выдох, расправить плечи, выпрямить спину. Садитесь».
Проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь, дневник письменные и чертёжные принадлежности. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы разделим окружность на равные части и выполним построение геометрического орнамента в круге.
Слайд №2. Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Деление окружности на равные части. Построение геометрического орнамента»
Актуализация знаний.
Цель: коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Коррекция и развитие зрительных восприятий
Слайд №3.
– Посмотрите на экран.
-Какие геометрические фигуры вы видите?
Ответ: круг, треугольники, прямоугольники, квадрат.
-Сколько прямоугольников (треугольников) вы видите?
Ответ: 4 прямоугольника и 4 треугольника.
-Дайте вспомним определение квадрата; прямоугольника; треугольника.
Ответ: - треугольник – геометрическая фигура, в которой три угла и три стороны;
- квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;
- прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.
III. Изучение нового материала.
Цель: Выполнить построение и деление окружности на 16 частей, построить в окружности геометрический орнамент.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления. Коррекция и развитие связной устной речи и письменной.
Вопрос. Посмотрите на экран. С какой фигурой мы ещё не работали?
Ответ. Мы ещё не работали с окружностью.
Окружность – единственная кривая, которая может «скользить сама по себе», вращаясь вокруг центра.
Вопрос.
- Дайте определение окружности.
Слайд №4.
Ответ. Окружность - замкнутая кривая линия, каждая точка которой расположена на одинаковом расстоянии от центра.
Что необходимо знать, чтобы построить окружность?
Ответ: Для построения окружности необходимо знать радиус или диаметр.
Слайд №5.
Запишите в тетрадь термины: треугольники, прямоугольник, квадрат, радиус, диаметр.
Слайд №6.
Самостоятельная работа. Карточка.
Задание: Сопоставить части текста, соединить стрелками определение.
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности - это …………..(радиус R)
Прямая соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр О, называется …………. (диаметром D)
Части окружностей называются …………(дугами)
Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг называется…(циркуль)
Поменяйтесь карточками проверьте и поставьте оценку.
Прочесть вслух правильный ответ. Собрать карточки.
Слайд №7.
Большое количество предметов, окружающих нас, имеют форму круга. И при изготовлении многих деталей возникает необходимость деления окружности на 3, 4, 5, 6, … равных частей.
К таким деталям относятся различные колеса, гайки, гаечные ключи, диски, прокладки, плашки, фланцы и т.д.
А, сейчас мы отправляемся в путешествие.Иван приглашает нас в Париж.
Исторические сведения. Выступления учащихся.
Слайд №8.
Ученик 1. Иван. Деление окружности на равные части широко применяли в строительстве. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры Собор Парижской Богоматери (130м длину, 108м - в ширину), который находится в Париже. Фасад Собора украшает удивительной красоты витраж 18 века. Этот витраж называется в архитектуре - “Роза”, он представляет собой круглое окно с радиально расходящимися линиями переплета. Диаметр “розы” Собора Парижской Богоматери - 12м 90см.
Возвращаемся в Россию.
Слайд №9.
Ученик 2. Даниил. В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает «чугунное кружево» - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Их узоры придают особое очарование городу. Особую воздушность придают окружности, сплетенные в орнамент.
Торжественность и устремленность ввысь – такой эффект в архитектуре зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей.
Слайд №10
Невозможно построить колесо обозрения, не умея делить окружность на равные части.
Вопрос. Где еще применяют деление окружности? Расскажет Кирилл.
Слайд №11.
Ученик 3. Кирилл В декоративно - прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения. К ним, по праву, можно отнести монеты и ювелирные украшения, ордена, медали.
Слайд №12.
Самые распространенные примеры применения деления окружности на равные части является создание на их основе эмблем, логотипов и товарных знаков различных фирм.
Слайд №13.
Не меньшего внимания заслуживают изделия, созданные кузнецами, мастерами плетения из лозы и соломки, резчиками по бересте и многие, другие умельцы.
Слайд № 14. Физкультминутка.
Вы хорошо потрудились,
- Давайте немного отдохнём.
Руки ноги разомнём.
Быстро встали, улыбнулись.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.
Молодцы!
Практическая работа.
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации на плоскости.
- А теперь перейдем к практической работе.
Слайд № 15. Образец чертежа.
Слайд № 16.
Деление окружности на равные части.
Построение геометрического орнамента.
Алгоритм работы:
1. Определить центр окружности.
2. R60
3. ∟90º разделить (∟45º -транспортир, соединить линией точку и центр (пересечение линии и окружности нумеруем-1,2,3,4,5,6,7,8)
4 . R40
5 . R35 (дуги с 1,2,3,4,5,6,7,8)
6.Соединить пересечение дуг с центром окружности.
7. Построение ломаной линии.
Деление окружности на равные части (учитель выполняет построения на доске, а ученики на листах – заготовках, формат А4).
- Возьмите простой карандаш и линейку проведите 2 взаимно перпендикулярные прямые - осевые линии (определение центра окружности).
-Возьмите циркуль и линейку, иголку циркуля прикладываем к 0, а ножку отодвинем на 60 (6 см).
- А теперь переносим циркуль на формат, закрепляем острый конец циркуля в центре и чертим окружность R60.
Ученики: Коломейченко К. и Аладьин А. работают самостоятельно по алгоритму.
- Деление прямого угла выполним транспортиром.
-провести линии, соединить построенную точку и центр, пересечение линии и окружности нумеруем-1,2,3,4,5,6,7,8.
-Возьмите циркуль и линейку, иголку циркуля прикладываем к 0, а ножку отодвинем на 40 (4 см).
-Перенесите циркуль на формат, закрепите острый конец циркуля в центре, начертите окружность R40.
- Вычерчиваем дуги R35 с точек 1,2,3,4,5,6,7,8.
- Соедините пересечение дуг с центром окружности
- Построение ломаной линии. Начинаете построение с точки 1.
Итог урока.
Цель: Обобщение деятельности учащихся, оценка выполненного задания, работы на уроке.
- Сегодня на уроке мы разделили окружность на 16 частей и выполнили построение геометрического орнамента.
Анализ работы класса на уроке.
Антон и Кирилл подготовили сообщения на этапе подготовки к уроку. За проделанную работу вы получаете следующие оценки.....
За работу на уроке …….
Задача этого урока выполнена.
Организованное окончание урока.