СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для педагогов"Четыре портрета"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра для педагогов "Четыре портрета"

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для педагогов"Четыре портрета"»



Выступление на мероприятии для школ с низкими образовательными результатами (ШНОР).



ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА»



Выступающий: педагог-психолог МБДОУ д/с №10

Калашник А.В.














Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА»

Цель: обучение педагогов навыкам педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей.

Задачи:

  • познакомится с основными законами поведения ученика;

  • изучить характеристики «трудного» поведения и меры экстренного педагогического воздействия;

  • научиться способам конструктивного взаимодействия с обучающимися.

Материалы:

  • мультимедиа-проектор,

  • ПК,

  • раздаточный материал,

  • бумага, ручки, маркеры

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Психолог просит участников показать условным сигналом свою готовность к работе:

Слайд 2

1 — «я готов работать активно сегодня» (поднимите две рука)

2 — «у меня сегодня не то настроение, но работать буду» (поднимите одну руку)

3 — «я не готов работать активно сегодня» (руки опущенны)

Упражнение «Портрет ученика».

Слайд 3

Опираясь на собственный опыт, я предлагаю вам составить портрет «трудного» ученика. Для этого, подумайте и напишите от 1 до 3-х качеств учащихся, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности в процессе обучения и воспитания.

Слайд 4

Теперь я предлагаю составить портрет «идеального ученика», выделите и напишите от 1 до 3-х качеств учащихся, которые являются наиболее значимыми, с точки зрения педагогов, для обучения, общения, социализации. Которые вы бы хотели сформировать у своих учеников.

Вы можете называть самые разные качества, например «речь», «учебный мотив», «чувство ответственности за свои поступки» и др.

Обратная связь:

  1. Трудным ли было задание?

  2. Какого ученика было легче составить портрет?

Существует четыре типа психолого-педагогических характеристик «трудных» учащихся. Эти названия не являются научными и взяты из лексикона педагогов.

Слайд 5

Наглый малый

Учащийся этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, отличается спонтанностью в поведении и высказывании, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн. Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм.

Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми.

Шикарная девица

(«Девицей» может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.) Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее исключительно важной является оценка ее внешности. По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. Любит большие и шумные компании, сплетни. К учебе относится равнодушно, полагает, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится: проблемы решит богатый папа или в дальнейшем муж. Однако, будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится.

Слайд 6

Серая мышка Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность в глазах. Реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей.

Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

Плакса Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельному принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен.Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность. Несмотря на наносимые ему обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принятым в среде сверстников, тянется к взрослым.Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»). Этим он создает впечатление, что капризен.

Описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде».

Обратная связь:

Я предлагаю Вам подумать и закончить одну из фраз: «Мне наиболее сложно строить отношения с одним из четырех типов……….? (для этого напишите в смс цифру под номером типа)

  1. наглый малый

  2. Шикарная девица

  3. Серая мышка

  4. Плакса

«Я имею опыт и умею строить отношения с один из четырех типов……….? (для этого напишите в смс цифру под номером типа).

Слайд 7

В книге «Волшебная педагогика» Е.М. Патита-Паванапрабху выделяет 6 видов учеников, которых очень трудно обучать:

Слайд 8
1) Ученик-пчела. Такие ученики хотят получать от обучения только радость и наслаждения. Они не хотят принимать процесс обучения целиком, со всеми его неприятными особенностями в виде экзаменов, поучений или ответственности за использование знаний. Им хочется только приятно учиться и жить, как они раньше и жили.
2) Ученик-стрела. Как бы учитель ни пытался поругать такого ученика, как бы он ни пытался наставить его на путь истинный, у ученика уже есть стрела-оправдание: "Я не специально; я не успел; я делал, как вы сказали, но ничего не получилось; я болел". Он выстреливает своей стрелой-оправданием даже быстрее, чем учитель его об этом спрашивает. Такой ученик думает, что он не спорит с учителем, а объясняет ему реальную ситуацию.
3) Ученик-будда. Он настолько спокоен и умиротворен, что вдохновить его на активную деятельность просто невозможно. Он настолько хорошо устроился, что просто ничего не хочет менять.
4) Ученик-плакса. Что бы он ни услышал и чего бы у него не попросили, он сразу же думает, что никогда и никак не сможет это осуществить, что у него не хватит ни сил, ни разума, и лучше даже и не начинать.
5) Ученик-"с понедельника начнём". Он всему рад, со всем согласен и все готов делать, но не сегодня, а через некоторое время, когда немного освободится, решит несколько важных вопросов и подкопит деньжат. Как правило, это время не наступает никогда.
6) Ученик-почтальон. Что бы он ни услышал, какое бы наставление он ни получил, он сразу же передаёт это другим, думая, что это его основная миссия, но сам он этого не делает. Ему кажется, что главное в знании - это его передача.
Обратная связь:

1.Каких учеников больше встречается в вашей школе? (для этого напишите в смс цифру под номером вида).

Как же найти к каждому из этих учеников, индивидуальный подход?

Если внимательно рассмотреть и сравнить все типы и виды учеников, то в каждом из них мы увидим определённый тип темперамента.

Например: Наглый малый и шикарная девица это холерик с сангвиником. А серая мышка и плакса это меланхолик и флегматик. Ученик - плакса это меланхолик, ученик - будда это флегматик и т.д.

Обратная связь:

Слайд 9

  1. А вы знаете, кто вы по типу темперамента?

Изменить темперамент невозможно, поскольку он связан с врожденными особенностями нервной системы. Но его можно учитывать при индивидуальном подходе к каждому ученику, развивая слабые стороны и стараясь свести к минимуму воздействие отрицательных проявлений.

Типы учеников по темпераменту

Слайд 10

Холерики

Пути коррекции:

Для переключения внимания необходимо найти приемы быстрого вовлечения в учебную работу.

На выполнение самостоятельных работ у холерика не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей. Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе, прививать ему склонность доводить дело до результата.

В то же время надо помнить, что холерик, даже если сохраняет наружное спокойствие, все же очень эмоционален и внутренне кипит. Это может привести к неконтролируемому поведению. При общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение. На холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном.

Поэтому холерика надо учить не скрывать эмоции, а сбрасывать эмоциональное напряжение каким-либо способом; обычно хорошо помогают занятия спортом, активные игры и т.п.

Холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость.

Слайд 11

Сангвиники:

Пути коррекции:

Внимание сангвиника отличается подвижностью, поэтому учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу.

Они часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Для поддержания сосредоточенности, следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Для активизации памяти и мышления учащихся помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

При замечании сангвинику учитель  должен иметь твердость в тоне.

У сангвиников педагогу нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду; этого можно достичь с помощью решения практических и теоретических задач.

Слайд 12

Флегматики

Пути коррекции:

Роль учителя сводится к тому, чтобы помочь ребенку преодолеть свою пассивность, почувствовать интерес к занятиям, общению. Кроме того, флегматики часто нуждаются в помощи при установлении контакта с другими детьми.

При слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

Обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.




Слайд 13

Меланхолики

Пути коррекции:

Учитель может помочь такому ребенку, воспитывая у него уверенность в себе и помогая наладить отношения со сверстниками.

Для этих детей характерно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Новый вид занятий являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

Внимание меланхолика обычно неустойчиво, он не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное  состояние меланхоликов.

На учащихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Ежедневно Вам приходится сталкиваться с детьми разных характеров. Но, всё же, педагог должен стараться реагировать правильно.

И закончить своё выступления я хочу притчей.

Слайд 14

Притча: Учитель - тот же садовник.

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

Слайд 15 Спасибо за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!