Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Нижнеудинск»
Деловая игра
для учеников 11 класса,
обучающийся по профессии «Младший воспитатель»
на тему
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольников»
Нижнеудинск, 2022 год
Цель: Закреплять представления обучающихся о роли игровой деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять представления о методах и средствах руководства игровой деятельностью детей;
-Формировать умение определять условия организации игровой деятельности детей;
- Закреплять умение организовывать различного рода игры дошкольников с учетом возраста
Участники игры: обучающийся по профессии «Младший воспитатель»
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуется потенциал ребенка, раскрывается его духовный мир. Через игру он учится понимать красоту, культуру поведения и основы трудовой деятельности. Путь к сердцу любого ребенка лежит через игру.
Игра обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребенка.
Так как сегодня мы будем говорить об игре, то и наш урок мы проведем с использованием активных игровых методов обучения.
Итак, мы начинаем. Для проведения игры займите места в кругу (стулья поставлены в форме круга).
Первое задание, которую я хочу вам предложить, называется «Продолжи фразу»
Участники игры, передавая мяч по кругу должны продолжить фразу: «Игра это…».
Следующее задание «Назови игру» направлено на выявления знания вами различных видов игр для дошкольников.
(Выполняя задание, ведущий, находящийся в центре круга, называет один из видов игр и бросает мяч участнику. Участник говорит название игры и возвращает мяч ведущему (например: подвижная игра – Ловишка»).
Для продолжения нашей игры нам нужно разделиться на две группы
Следующее задание «Викторина»
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мячик, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)
Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).
Особая роль в развитии ребенка отводиться подвижной игре: она не только способствует развитию физических качеств у дошкольников, но и развивает у ребенка волевые качества.
А сейчас вы выберите подвижную игру и проведите ее.
(участники выбирают игру и проводят ее с участниками другой группы)
Подвижная игра «Мышка» (старший дошкольный возраст)
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продай невысок!
Раз, два, три — купи!
(Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка»).
Подвижная игра «Лохматый пес» (младший дошкольный возраст).
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему по мере произнесения следующего текста:
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается кого-нибудь поймать. Когда все дети убегут, пес возвращается на свое место.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
Подвижная игра «Водяной»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
Следующее задание называется « Правда или нет»
Вы должны будете определить правдиво ли утверждение.
1. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность детей 1-7 лет.
(Нет, 3-7 лет)
2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью. (Да)
3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной. (Нет)
4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу). (Да)
5. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает. (Да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)
6. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается. (Да)
7. Подвижные игры способствуют эстетическому воспитанию дошкольников (Да)
8. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста вводится элемент увертывания. (Да)
9. Она применяется в играх для обозначения водящего?
А. бутылочка
Б. стрелочка
В. считалочка
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума. Вы будете разгадывать кроссворд.
По горизонтали:
1. Творческая игра, которая предполагает разыгрывание в лицах литературных произведений (ролевая).
Разновидность игровой деятельности, основу которой составляют разнообразные активные движения (подвижная).
Игра, обогащённая жизненным опытом? (сюжетная).
4. Спутник жизни детей? (игрушка).
5. Что применяет на себя ребенок в сюжетно-ролевой игре? (роль).
6. Атрибут, как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маска).
По вертикали
7. Какая задача является характерной для дидактических игр? (обучающая).
8. Старинная настольно-печатная игра? (лото).
9. Любимая самостоятельная деятельность детей. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте (игра).
10. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила).
| | | | | | | | 7. | | | | | | | | |
| | | | | | 1. | р | о | л | е | в | а | я | | | |
| | | | | | | | б | | | | | 9. | | | |
| | | | | | | | у | | | 8. | | и | | | |
| | | | | | | | ч | | | л | | г | | | |
2. | п | о | д | в | и | ж | н | а | я | | о | 5. | р | о | л | ь |
| | | | 10. | | 3. | с | ю | ж | е | т | н | а | я | | |
| | | | п | | | | щ | | | о | | | | | |
| 4. | и | г | р | у | ш | к | а | | | | | | | | |
| | | | а | | | | я | | | | | | | | |
| | | | в | | | | | | | | | | | | |
| | | | и | | | | | | | | | | | | |
| | | | л | | | | | | | | | | | | |
| | 6. | м | а | с | к | а | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 7. | | | | | | | | |
| | | | | | 1. | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 9. | | | |
| | | | | | | | | | | 8. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | | 5. | | | | |
| | | | 10. | | 3. | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 6. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Ведущий: В следующем задании вам предлагается выбрать ситуацию, проиграть ее и найти пути решения проблемы.
1 ситуация: Ребята в средней группе организуют сюжетно – ролевую игру «Корабль». Саша и Петя обладают лидерскими способностями. При распределении главной роли ребята стали спорить, кто будет капитаном. Каждый из них говорил, что именно он должен быть капитаном.
Вопрос: Как разрешить данную ситуацию? Что сделать взрослому, чтобы игра продолжилась, и все ребята с удовольствием обыгрывали свои роли?
2 ситуация Дима строит большой гараж для машин. Все делает сам. Весь строительный материал держит возле себя. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!». А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
3 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
Ведущий: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у нее есть еще одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребенок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребенка, как совместная игра с ним. Однако важно заметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, придя работать в дошкольное учреждение, постараетесь это сделать.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество.