«Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова
ПЛАН:
Образ «Демона» в мировой литературе и в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Черты романтизма в поэме.
Противоречивость центрального образа.
Образ Демона в мировой литературе и в творчестве М.Ю. Лермонтова
Демон и ангел, мрачное мировое зло и вечное светлое добро, их непрекращающаяся борьба в душе человека - это вечная тема всей мировой поэзии.
Религия, мифология, «Божественная комедия» Данте, поэма английского поэта Дж. Мильтона «Потерянный рай», «Фауст» Гёте, поэмы Байрона и других романтических писателей, «Гавриилиада» и «Демон» Пушкина – это лишь небольшой перечень авторов и их произведений, где присутствует образ Демона.
Изменение образа Демона происходило следующим образом:
1) В античной литературе «демоническое» – это стремление человека к мудрости, познанию самого себя.
2) В библейском мифе демон – падший ангел, взбунтовавшийся против Бога.
3) В Средневековой литературе демон – это дух отрицания, «враг человеческий».
Для Лермонтова эта тема особенно важна, ибо вся его жизнь и творчество были борением этих двух мировых сил, что видно из самих названий его произведений - «Ангел» и «Мой демон». Однако поэма Лермонтова «Демон» (1829-1841) эту вечную тему воплощает на высочайшем уровне творческой мысли поэта.
Сюжет поэмы выстраивается на вроде бы вполне внятном и понятном сюжете о духе зла, который пытается соблазнить чистую, непорочную, земную девушку, но, к счастью, этот его умысел оказывается неудачным. Но это кажущаяся простота. Недаром поэт создавал поэму так долго и все же не смог завершить — настолько сложен, философски глубок этот миф о гибельной любви бессмертного духа зла к прекрасной земной женщине, о борьбе света и тьмы за слабую, грешную душу.
Лермонтов в Демоне высказал свое страдание и гордый мятеж против враждебного мира. В поэме Лермонтов говорит о вечных вопросах бытия, о самой вечности, жизни и смерти, грехе и долге.
Черты романтизма в поэме
«Демон» Лермонтова — романтическая поэма. Для произведений, созданных в рамках литературного направления романтизм, характерны определённые черты.
1) Герои – бунтари-одиночки, выступающие против общества. Демон жестоко наказан одиночеством и бесчувственной душой. Его мрачному Демону противостоят Бог и светлые ангелы, темному страшному аду — вечный ровный свет и лазурь рая. Их борьба идет в Божьем мире, в небесах и на земле, в вечности и краткосрочной жизни смертных людей:
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой. (Ч. 1 гл. 2)
2) Мир романтических героев – это экзотические страны. Лермонтов добавляет к названию «восточная повесть». Местом действия Лермонтов выбрал хорошо ему знакомую христианскую Грузию и среди ее живописных гор и долин, старинных замков и церквей поместил своих героев. Для жителя центральной России, каким являлся Лермонтов и большинство его читателей 19 века, Грузия с её нравами, обычаями и пейзажами действительно была экзотической страной.
И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко-бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви;
Чинар развесистые сени,
Густым венчанные плющом,
Пещеры, где палящим днем
Таятся робкие олени;
И блеск, и жизнь, и шум листов,
Стозвучный говор голосов,
Дыханье тысячи растений!
И полдня сладострастный зной,
И ароматною росой
Всегда увлаженные ночи,
И звезды яркие, как очи,
Как взор грузинки молодой!.. (Ч.1, гл. 4)
3) Двоемирие и мистический сюжет. Демон принадлежит миру нереальному, мистическому. Грузия, Тамара, её отец и жених – миру реальному.
Таким образом, мы видим, что поэма «Демон» – это романтическая поэма.
Противоречивость центрального образа.
Из поэмы Лермонтова не совсем понятно, кто он такой. С одной стороны, Лермонтов опирается, конечно, на библейскую традицию о падшем духе, на мифы о любви ангелов к земным женщинам. А с другой стороны, его собственный демон (это собственное сочинение Лермонтова, не имеющее никаких аналогов, никаких источников) не окружен никакими другими персонажами: ни небесными, ни подземными. Он одинок, он мечется в пустынях мира, он наполнен скукой, потому что и зло, которое он совершает, не приносит ему никакого удовлетворения.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет. (Ч.1 гл. 16)
Образ Демона - лирическая исповедь, выразившая, по признанию самого автора, тоску и душевную муку, томившую его ум долгие годы.
Демон у Лермонтова — это не отвратительный сатана, не низменный и злобный дьявол.
Это падший ангел, существо крылатое и прекрасное, несущее в себе черты светлого божественного происхождения, ранее принадлежавшее к чину ангелов и низвергнутое с небес за грех мятежа и неповиновения.
Демон лишен не только смерти, но и дара забвения — таково наказание за преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям — вот что движет им в непрерывной борьбе с божественной идеей добра и всем Божьим миром и в каком-то усталом, равнодушном свершении зла.
При этом мотив влюбленности Демона в Тамару оборачивается не только мотивом его возрождения, но и признанием того, что все-таки в этом мире есть нечто удивительное, нечто совершенное, что заставляет демона признать, в конце концов, правоту божьего творения.
Традиционную романтическую композицию неба и земли, когда под небом подразумевалось нечто духовное, божественное, позитивное, а под землей подразумевалось временное, тленное, греховное, Лермонтов переворачивает вверх тормашками: небесным у него оказывается Демон. Он же оказывается искушающим, соблазняющим. С другой стороны, соблазняет и искушает он земное существо, которое, в свою очередь, в поэме представлено как некий ангел земной, как некая возможность земного оправдания этого порочного небесного духа. Это обстоятельство само по себе порождает сложность в понимании и толковании многих мест.
В первую очередь, помимо того, что Демон соблазняет Тамару, мы с некоторым удивлением обнаруживаем ситуацию соблазнения Демона Тамарой, когда он впервые испытывает чувства любви к ней:
И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
То был ли признак возрожденья? (Ч.1 гл.9)
Этот вопрос так и останется вопросом, мы не получим на него прямого ответа. Зато, обнаружим, что Лермонтов в поэме переплетает два взаимоисключающих сюжета. С одной стороны, сюжет о возможном духовном возрождении, а с другой – сюжет о соблазнении земной женщины. Эти противоречия попадают и в сам текст поэмы, в самые знаменитые ее места. Например, клятва демона:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой…
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться.
Хочу я веровать добру. (Ч.2, гл. 10)
Действительно, на первый взгляд это выглядит, как убедительная вполне клятва. Но клятва все-таки звучит в устах демона. Она выстраивается так, что клянется демон всем, а стало быть, ничем. Ему самому ничто не дорого.
Эта клятва выглядит, действительно, соблазняющей и двусмысленной, равно как и его попытка обернуться добрым и незлобным существом, с одной стороны, выглядит в устах демона убедительней, а с другой стороны, наполнена сомнением и двусмысленностью.
Еще более неопределенным и странным становится то, чем демон соблазняет Тамару, что он может ей предложить. Ведь, как демон он отвергает все земное:
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты…
Начинает он свой соблазн так, а завершает так:
И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной;
Его усыплю той росой;
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твои слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!.. (Ч.2, гл. 10)
Только что отреклись от всего земного, и тут же, в финале, все это земное предложили вновь Тамаре в неком опоэтизированном, концентрированном виде. Но это концентрация всё того же земного, всего того, что по существу демон должен был бы отрицать.
Лермонтов одновременно преследует две противоречащие друг другу цели. С одной стороны, он как небесный проклятый дух пытается возродиться через очеловечивание, а с другой стороны, этот же процесс одновременно глазами Тамары увиден как процесс соблазнения, и, в конце концов, ее смерти.
И это еще не все. Не совсем понятно, кто несет ответственность за все происходящее. Ведь, кажется, что поскольку демон – падший ангел, взбунтовавшийся против бога, а стало быть, он обладает некой собственной свободной волей. А стало быть, мы должны были предположить, что его возрождение есть попытка этого самого демона приобщиться к миру любви, добра и красоты.
Вдруг в финале поэмы выясняется, что Тамара изначально, по божьему плану должна была оказаться земной девушкой. Заранее спланированной была ее смерть и попытка забрать ее из земного мира в райский.
Весь сюжет, который случился с демоном, неожиданно оказывается всего лишь фрагментом божьего плана, божьего замысла.
Демон оказывается не свободным носителем зла, а неким инструментом в руках бога. Причем и та, и другая версия не оказываются единственными и окончательными. Они сосуществуют взаимно. Лермонтов не пытается растолковать читателю эту последнюю, некую логическую правду. И в этом удивительное обаяние поэмы, в этом удивительная многозначность многих сюжетов, мотивов и, в конце концов, центральных образов этой поэмы, которые в последующем по-разному воспринимались, толковались и осознавались писателями, поэтами, музыкантами.
В заключение нужно обратить внимание на рассказчика, который рассказывает нам эту поэму с такой эпической, фольклорной простотой, не вдаваясь в попытки объяснить или мотивировать как-то поступки и внутренние переживания персонажей, потому что для него это легенда как быль, поэтому нет резона сомневаться в происходящем. С другой стороны, этот же рассказчик живописует нам окружающий мир: великолепные горы Кавказа, которые, с одной стороны, делают эту историю более реальной, а с другой – рисуют нам божий мир в эго великолепии и красоте, что противостоит той идее отрицания, которой исполнен сам демон.
Таким образом, при всей внешней простоте и внятности сюжета, изнутри поэма Лермонтова оказывается многозначным текстом. Образы центральных персонажей наполняются многозначными оттенками, который Лермонтов принципиально не пытается объяснить, свести к некой внятной и логической идее, создавая вот такой необычайный пучок смыслов внутренних переливов, который составляют прелесть и очарование этой Лермонтовской поэмы.
Образы поэмы Лермонтова оказались столь живыми, полными глубокого смысла, поэтичными и прекрасными, что к ним не раз обращались художники, скульпторы, композиторы, режиссеры театра. Наиболее известны опера А.Г. Рубинштейна «Демон» (1871), живопись и иллюстрации М.А. Врубеля.
Поэма Лермонтова вдохновила многих поэтов на творческое соревнование и стихотворные отклики. «Демон» продолжает оставаться одним из самых загадочных творений русской литературы, и каждая эпоха, каждое поколение читают поэму Лермонтова по-своему.