СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 5 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
««Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова»

«Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова

ПЛАН:

  1. Образ «Демона» в мировой литературе и в творчестве  М.Ю. Лермонтова.

  2. Черты романтизма в поэме.

  3. Противоречивость центрального образа.


  1. Образ Демона в мировой литературе и в творчестве М.Ю. Лермонтова

Демон и ангел, мрачное мировое зло и вечное светлое добро, их непрекращающаяся борьба в душе человека - это вечная тема всей мировой поэзии.

Религия, мифология, «Божественная комедия» Данте, поэма английского поэта Дж. Мильтона «Потерянный рай», «Фауст» Гёте, поэмы Байрона и других романтических писателей, «Гавриилиада» и «Демон» Пушкина – это лишь небольшой перечень авторов и их произведений, где присутствует образ Демона.

Изменение образа Демона происходило следующим образом:

1) В античной литературе «демоническое» – это стремление человека к мудрости, познанию самого себя.

2) В библейском мифе демон – падший ангел, взбунтовавшийся против Бога.

3) В Средневековой литературе демон – это дух отрицания, «враг человеческий».

Для Лермонтова эта тема особенно важна, ибо вся его жизнь и творчество были борением этих двух мировых сил, что видно из самих названий его произведений - «Ангел» и «Мой демон». Однако поэма Лермонтова «Демон» (1829-1841) эту вечную тему воплощает на высочайшем уровне творческой мысли поэта.

Сюжет поэмы выстраивается на вроде бы вполне внятном и понятном сюжете о духе зла, который пытается соблазнить чистую, непорочную, земную девушку, но, к счастью, этот его умысел оказывается неудачным. Но это кажущаяся простота. Недаром поэт создавал поэму так долго и все же не смог завершить — настолько сложен, философски глубок этот миф о гибельной любви бессмертного духа зла к прекрасной земной женщине, о борьбе света и тьмы за слабую, грешную душу.

Лермонтов в Демоне высказал свое страдание и гордый мятеж против враждебного мира.  В поэме Лермонтов говорит о вечных вопросах бытия, о самой вечности, жизни и смерти, грехе и долге.


  1. Черты романтизма в поэме

 «Демон» Лермонтова — романтическая поэма. Для произведений, созданных в рамках литературного направления романтизм, характерны определённые черты.

1) Герои – бунтари-одиночки, выступающие против общества. Демон жестоко наказан одиночеством и бесчувственной душой.  Его мрачному Демону противостоят Бог и светлые ангелы, темному страшному аду — вечный ровный свет и лазурь рая. Их борьба идет в Божьем мире, в небесах и на земле, в вечности и краткосрочной жизни смертных людей:

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира 
без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой. 
(Ч. 1 гл. 2)


2) Мир романтических героев – это экзотические страны. Лермонтов добавляет к названию «восточная повесть». Местом действия Лермонтов выбрал хорошо ему знакомую христианскую Грузию и среди ее живописных гор и долин, старинных замков и церквей поместил своих героев. Для жителя центральной России, каким являлся Лермонтов и большинство его читателей 19 века, Грузия с её нравами, обычаями и пейзажами действительно была экзотической страной.

И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко-бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви;
Чинар развесистые сени,
Густым венчанные плющом,
Пещеры, где палящим днем
Таятся робкие олени;
И блеск, и жизнь, и шум листов,
Стозвучный говор голосов,
Дыханье тысячи растений!
И полдня сладострастный зной,
И ароматною росой
Всегда увлаженные ночи,
И звезды яркие, как очи,
Как взор грузинки молодой!..     
(Ч.1, гл. 4)



3)  Двоемирие и мистический сюжет. Демон принадлежит миру нереальному, мистическому. Грузия, Тамара, её отец и жених – миру реальному.

Таким образом, мы видим, что поэма «Демон»  – это романтическая поэма.

 

  1. Противоречивость центрального образа.

Из поэмы Лермонтова не совсем понятно, кто он такой. С одной стороны, Лермонтов опирается, конечно, на библейскую традицию о падшем духе, на мифы о любви ангелов к земным женщинам. А с другой стороны, его собственный демон (это собственное сочинение Лермонтова, не имеющее никаких аналогов, никаких источников) не окружен никакими другими персонажами: ни небесными, ни подземными. Он одинок, он мечется в пустынях мира, он наполнен скукой, потому что и зло, которое он совершает, не приносит ему никакого удовлетворения.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет. (Ч.1 гл. 16)

 

Образ Демона - лирическая исповедь, выразившая, по признанию самого автора, тоску и душевную муку, томившую его ум долгие годы.

Демон у Лермонтова — это не отвратительный сатана, не низменный и злобный дьявол.

Это падший ангел, существо крылатое и прекрасное, несущее в себе черты светлого божественного происхождения, ранее принадлежавшее к чину ангелов и низвергнутое с небес за грех мятежа и неповиновения.

Демон лишен не только смерти, но и дара забвения — таково наказание за преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям — вот что движет им в непрерывной борьбе с божественной идеей добра и всем Божьим миром и в каком-то усталом, равнодушном свершении зла.

При этом мотив влюбленности Демона в Тамару оборачивается не только мотивом его возрождения, но и признанием того, что все-таки в этом мире есть нечто удивительное, нечто совершенное, что заставляет демона признать, в конце концов, правоту божьего творения.

Традиционную романтическую композицию неба и земли, когда под небом подразумевалось нечто духовное, божественное, позитивное, а под землей подразумевалось временное, тленное, греховное, Лермонтов переворачивает вверх тормашками:  небесным у него оказывается Демон. Он же оказывается искушающим, соблазняющим. С другой стороны, соблазняет и искушает он земное существо, которое, в свою очередь, в поэме представлено как некий ангел земной, как некая возможность земного оправдания этого порочного небесного духа. Это обстоятельство само по себе порождает сложность в понимании и толковании многих мест.

 В первую очередь, помимо того, что Демон соблазняет Тамару, мы с некоторым удивлением обнаруживаем ситуацию соблазнения Демона Тамарой, когда он впервые испытывает чувства любви к ней:

И Демон видел… На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг.

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!..

То был ли признак возрожденья? (Ч.1 гл.9)

 

Этот вопрос так и останется вопросом, мы не получим на него прямого ответа. Зато, обнаружим, что Лермонтов в поэме переплетает два взаимоисключающих сюжета. С одной стороны, сюжет о возможном духовном возрождении, а с другой – сюжет о соблазнении земной женщины. Эти противоречия попадают и в сам текст поэмы, в самые знаменитые ее места. Например, клятва демона:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянуся небом я и адом,

Земной святыней и тобой,

Клянусь твоим последним взглядом,

Твоею первою слезой…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться.

Хочу я веровать добру.  (Ч.2, гл. 10)

 

Действительно, на первый взгляд это выглядит, как убедительная вполне клятва. Но клятва все-таки звучит в устах демона. Она выстраивается так, что клянется демон всем, а стало быть, ничем. Ему самому ничто не дорого.

Эта клятва выглядит, действительно, соблазняющей и двусмысленной, равно как и его попытка обернуться добрым и незлобным существом, с одной стороны, выглядит в устах демона убедительней, а с другой стороны, наполнена сомнением и двусмысленностью.

Еще более неопределенным и странным становится то, чем демон соблазняет Тамару, что он может ей предложить. Ведь, как демон он отвергает все земное:

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя;

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты…

Начинает он свой соблазн так, а завершает так:

И для тебя с звезды восточной

Сорву венец я золотой;

Возьму с цветов росы полночной;

Его усыплю той росой;

Лучом румяного заката

Твой стан, как лентой, обовью,

Дыханьем чистым аромата

Окрестный воздух напою;

Всечасно дивною игрою

Твои слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!.. (Ч.2, гл. 10)

 

Только что отреклись от всего земного, и тут же, в финале, все это земное предложили вновь Тамаре в неком опоэтизированном, концентрированном виде. Но это концентрация всё того же земного, всего того, что по существу демон должен был бы отрицать.

Лермонтов одновременно преследует две противоречащие друг другу цели. С одной стороны, он как небесный проклятый дух пытается возродиться через очеловечивание, а с другой стороны, этот же процесс одновременно глазами Тамары увиден как процесс соблазнения, и, в конце концов, ее смерти.

И это еще не все. Не совсем понятно, кто несет ответственность за все происходящее. Ведь, кажется, что поскольку демон – падший ангел, взбунтовавшийся против бога, а стало быть, он обладает некой собственной свободной волей. А стало быть, мы должны были предположить, что его возрождение есть попытка этого самого демона приобщиться к миру любви, добра и красоты.

Вдруг в финале поэмы выясняется, что Тамара изначально, по божьему плану должна была оказаться земной девушкой. Заранее спланированной была ее смерть и попытка забрать ее из земного мира в райский.

Весь сюжет, который случился с демоном, неожиданно оказывается всего лишь фрагментом божьего плана, божьего замысла.

Демон оказывается не свободным носителем зла, а неким инструментом в руках бога. Причем и та, и другая версия не оказываются единственными и окончательными. Они сосуществуют взаимно. Лермонтов не пытается растолковать читателю эту последнюю, некую логическую правду. И в этом удивительное обаяние поэмы, в этом удивительная многозначность многих сюжетов, мотивов и, в конце концов, центральных образов этой поэмы, которые в последующем по-разному воспринимались, толковались и осознавались писателями, поэтами, музыкантами.

В заключение нужно обратить внимание на рассказчика, который рассказывает нам эту поэму с такой эпической, фольклорной простотой, не вдаваясь в попытки объяснить или мотивировать как-то поступки и внутренние переживания персонажей, потому что для него это легенда как быль, поэтому нет резона сомневаться в происходящем. С другой стороны, этот же рассказчик живописует нам окружающий мир: великолепные горы Кавказа, которые, с одной стороны, делают эту историю более реальной, а с другой – рисуют нам божий мир в эго великолепии и красоте, что противостоит той идее отрицания, которой исполнен сам демон.

Таким образом, при всей внешней простоте и внятности сюжета, изнутри поэма Лермонтова оказывается многозначным текстом. Образы центральных персонажей наполняются многозначными оттенками, который Лермонтов принципиально не пытается объяснить, свести к некой внятной и логической идее, создавая вот такой необычайный пучок смыслов внутренних переливов, который составляют прелесть и очарование этой Лермонтовской поэмы.

 Образы поэмы Лермонтова оказались столь живыми, полными глубокого смысла, поэтичными и прекрасными, что к ним не раз обращались художники, скульпторы, композиторы, режиссеры театра. Наиболее известны опера А.Г. Рубинштейна «Демон» (1871), живопись и иллюстрации М.А. Врубеля.

Поэма Лермонтова вдохновила многих поэтов на творческое соревнование и стихотворные отклики. «Демон» продолжает оставаться одним из самых загадочных творений русской литературы, и каждая эпоха, каждое поколение читают поэму Лермонтова по-своему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!