В публикации изложен топ популярны вопросов о выборах
«ТОП популярных вопросов о выборах»
Выборы – это достаточно сложная процедура. То, что является очевидным и простым для участников выборов, например членов избирательных комиссий, не всегда, к сожалению, понятно простому гражданину. Все непонятное часто вызывает сомнение, особенно если оно еще и искусственно подогревается откровенно ложной информацией.
(слайд 2) Поэтому сегодняшнюю встречу, мы проведем в форме обсуждения наиболее популярных вопросов о выборах. Эти вопросы нам часто задают по службе или просто в частном порядке. Их можно встретить в Интернете или в средствах массовой информации. С большой долей вероятности они возникали и у вас. Из этих вопросов сформировалось много негативных стереотипов о выборах. Конечно же, вопросов о выборах гораздо больше. Поэтому, если в конце встречи у вас появятся новые вопросы, я буду готов на них дополнительно ответить.
Вопрос № 1. Зачем нужны выборы? (слайд 3)
Признайтесь, у кого возникал этот вопрос?
Как бы сами ответили на него? (слушаем мнения).
У выборов четыре главные функции.
(слайд 4) Первая. Это демократический способ участия граждан в управлении государством.
Помните, как переводится термин демократия? (демос – народ, кратос – власть, демократия – власть народа). Так вот через выборы мы и реализуем свою власть.
В Конституции России в статье 3 указано, что народ является носителем власти. Высшее непосредственное выражение этой власти – это референдум и свободные выборы!
(слайд 5) Вторая функция выборов. Это современный законный и демократический способ формирования органов власти.
У нас в стране выделяют три уровня власти: федеральный, региональный и местный.
Какие органы власти избираются на этих уровнях? (слушаем мнения) Федеральный уровень: Президент России, Государственная Дума России; региональный уровень: Глава Республики Хакасия, Верховный Совет Хакасии; местный уровень: Глава муниципалитета и муниципальный Совет депутатов.
Занять данные должности или стать депутатом каким-либо способом кроме выборов нельзя. При этом данные выборы должны быть абсолютно законными, в противном случае их результаты могут быть отменены!
(слайд 6) Третье значение выборов. Выражение и оценка политических предпочтений граждан.
По сути, выборы можно воспринимать как большое социологическое исследование, с помощью которого можно узнать каким политическим силам симпатизирует общество, поменялись ли эти симпатии и почему.
Посмотрите на слайд. Это результаты голосования избирателей Хакасии на выборах депутатов Верховного Совета республики в 2013 и в 2018 годах по 4 ведущим политическим партиям. Кроме количества голосов, отданных за партии, какую информацию мы еще можем увидеть?
1. Уменьшилась поддержка «Единой России», которую принято называть партией власти. Что это значит? Значит, граждан в чем-то не устраивает политика руководства страны или в конкретном регионе. В числе причин, которые привели в 2018 году к аналогичным результатам голосования не только в Хакасии, называют Пенсионную реформу.
В результате в прошлом году «Единая Россия» заявила о необходимости реформирования партии, а руководство государства о пересмотре социально-экономического курса. Обратите внимание, что в недавнем послании Президента прозвучало много инициатив именно социального характера.
2. Далее. На фоне уменьшения поддержки «Единой России» на выборах в 2018 году чуть увеличилось число проголосовавших за ЛДПР, и практически в два раза выросло число проголосовавших за КПРФ. О чем это говорит? КПРФ считается оппозиционной партией, значит можно сделать вывод о тяготении избирателей к левым взглядам (социальное равенство, равноправие, критика рыночной экономики). При этом программа ЛДПР не оказалась столь интересной для избирателей.
Более отчетливо это можно увидеть на примере недавних выборов в ряде европейских стран. Там из-за увеличения числа мигрантов избиратели стали чаще голосовать за партии националистического правого толка (национализм, сохранение национальной культуры, консервативные взгляды).
Поэтому каждые выборы, это определенные сигналы со стороны общества тем, кто находится у власти!
(слайд 7) Четвертая функция выборов – смена политических элит.
Посмотрите на слайд. Кто знает эти политические партии «Наш дом – Россия» и «Демократический выбор»? (слушаем мнения). Партия «Наш дом – Россия» в начале 90-х считалась первой партий власти. Одним из ее руководителей был премьер-министр Виктор Черномырдин. Партия «Демократический выбор» была одной из первых, появившихся в 90-е годы демократических партий. Эта партия поддерживала Бориса Ельцина на должность Президента России в 1996 году.
Кто знает вот этих политиков? (слушаем мнение).
Слева это вице-президент России Александр Рудской, в центре – Руслан Хасбулатов, председатель Верховного Совета России (так назывался раньше наш парламент), справа – мэр Москвы Юрий Лужков.
Эти люди и партии были очень влиятельными в свое время, но проиграв свои выборы, утратив поддержку избирателей они ушли с политического олимпа. Им на смену пришли новые люди и новые партии.
Обобщая ответы на первый вопрос, получается, ребята, не участвуя в голосовании, люди устраняются от своей возможности влиять на политические процессы, от возможности быть услышанными.
Вопрос № 2. Сколько стоят выборы? (слайд 8)
Ваше мнение? (слушаем мнения).
Отвечу кратко – выборы стоят дорого.
(слайд 9) В качестве примера давайте рассмотрим выборы Президента России, которые были в 2018 году.
На проведение этой избирательной капании из федерального бюджета было потрачено примерно 18 млрд. рублей.
Как вы думаете, на что потратили денег больше всего?
1. Оплата работы членов избирательных комиссий – около 13 млрд.
Много?
А давайте пересчитаем на одного члена комиссии.
В подготовке президентских выборов было задействовано около 100 тысяч человек в 93 тысячах избирательных участках. В среднем на одного сотрудника получается 12-14 тысяч рублей. Это почти за 30 дней работы, а не только за день голосования!
(слайд 10) 2. Полиграфические услуги (изготовление бюллетеней, марок, информационно-разъяснительных материалов и бланков) – примерно 3 млрд. рублей.
(слайд 11) 3. Обеспечение избирательных комиссий транспортом – около 1 млрд. руб.
(слайд 12) Если разделить потраченные из бюджета деньги на количество избирателей, то получится на одного избирателя всего 160 руб.! Сумма не большая, но в масштабах страны затраты конечно же солидные.
(слайд 13) Но пугает не эта цифра в 18 млрд., а вот эта.
В выборах Президента России не приняло участие около 35 млн. избирателей. Получается, что в пустую было потрачено примерно 5 млрд. рублей! Согласитесь, это дорогая цена неучастия в голосовании. Есть о чем задуматься.
Вопрос № 3. Можно ли подделать результаты голосования?
(слайд 14)
Сталкивались с таким вопросом? (слушаем мнения).
А с мнением, что на выборах все давно известно? (слушаем мнения).
Как вы сами считаете, можно ли подделать результаты голосования? (слушаем мнения).
В избирательном законодательстве заложен многоуровневый правовой и организационный механизм защищающий волеизъявление избирателей.
(слайд 15) 1. Выборы в целом и голосование в частности проводят только избирательные комиссии.
Это коллегиальный орган, в котором есть представители от разных политических партий, решения принимаются путем голосования, а не по воли одного человека. Благодаря этому исключается возможность сговора членов комиссии для какого-либо нарушения.
Кроме того, у любой избирательной комиссии особый независимый статус. Комиссии не относятся ни к одной из ветвей власти, не находятся в подчинении у какого-либо государственного органа. Благодаря этому на них весьма сложно и в принципе противозаконно оказывать давление или вмешиваться в их деятельность!
(слайд 16) 2. Возможность контроля за ходом голосования и подсчета голосов.
Как вы думаете, кто может осуществлять такой контроль? (слушаем мнения).
– наблюдатели (назначаются кандидатами, политическими партиями, Общественной палатой России или субъекта России);
– члены комиссий с правом совещательного голоса (назначаются кандидатами или партией);
– сами кандидаты или их доверенные лица;
– представители политических партий или их уполномоченные;
– журналисты.
Вот столько людей могут находиться в день выборов в помещении для голосования с момента открытия избирательного участка и до подписания комиссией протокола об итогах голосования! При этом в законе прописано, что все избирательные процедуры, особенно в день голосования, для этих лиц должны быть открытыми. Даже бюллетени комиссия должна считать с демонстрацией отметки и ее озвучиванием!
Не редко бывают случаи, когда на избирательном участке контролирующих лиц оказывается больше чем членов комиссии и избирателей!
При этом для наблюдателей и журналистов в законе указана возможность вести фото и видеосъемку! Такой контроль с полным основанием можно назвать тотальным!
(слайд 17) 3. Использование технических средств голосования и подсчета голосов.
Сейчас все активнее в нашей стране внедряются комплексы обработки избирательных бюллетеней или КОИБ.
Посмотрите на слайд. Вот так он выглядит.
КОИБ состоит из обычного ящика для голосования и специального сканирующего устройства, которое распознает отметку в бюллетене.
Самое главное преимущество КОИБ в том, что нет необходимости ручного подсчета голосов. Машина это делает сама. Ей без разницы, что за люди указаны в бюллетене или какие в нем партии. Она как простой калькулятор складывает голоса. При этом отнять у кого-то эти голоса и прибавить другому кандидату она не может.
Защищен КОИБ и от внешнего вмешательства. Он не подключается к Интернету или какой-либо иной общественной сети. Как пошутил председатель ЦИК России взломать его можно разве, что только топором.
Когда голосование завершается, КОИБ считает голоса, формирует протокол и распечатывает его. При этом он тратит на это гораздо меньше времени, чем люди.
(слайд 18) 4. Еще одним механизмом защиты результатов голосования является право на получения копии протокола УИК об итогах голосования.
Все люди, которые контролируют работу комиссии в день голосования, имеют право получить копию прокола УИК. Многие кандидаты и партии на основании этих копий ведут свой параллельный подсчет голосов.
Сейчас, для повышения точности составления протокола используется специальная программа, которая исключает ошибки и при распечатывании протокола формирует на нем QR-код. Знаете что это такое?
QR-код упрощает работу с протоколом:
- Например, наблюдатель, наведя на код камеру смартфона может убедиться, что данные в протоколе и коде совпадают, и быстро передать их в штаб.
- Ускоряется ввод данных протокола в глобальную систему ГАС РВ «Выборы». Оператору в территориальной избирательной комиссии достаточно отсканировать протокол, визуально сверить данные и подтвердить ввод.
(слайд 19) 5. Защищает результаты выборов и суровое уголовное наказание.
В Уголовном кодексе России за фальсификацию итогов голосования предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет или солидный штраф!
Как считаете, серьезная защита результатов голосования? (слушаем мнения).
К сожалению, ребята попытки повлиять на итоги голосования противоправными способами все же бывают. Есть печальные примеры, когда в них участвую даже члены комиссий. Но такие факты единичные и благодаря названной мной защитной системе они выявляются, а виновные несут весьма строгое наказание!
Вопрос № 4. Мой один голос что-то решает? (слайд 20)
Ваше мнение, есть сила у одного голоса? (слушаем мнения).
Тоже очень давний вопрос, из которого вырос опасный стереотип. Вначале поговорим о роли одного голоса.
(слайд 21) С тем, что один голос не может ни чего изменить, однозначно бы не согласились два кандидата, участвовавших в 2013 году в выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия по одномандатному избирательному округу № 2. После подсчета бюллетеней выяснилось, что за них проголосовало по 1069 избирателей! В такой ситуации судьба депутатского мандата решалась с помощью жребия! Но если бы на выборы пришел еще один избиратель, возможно депутатом мог стать другой человек.
Случаи, когда кандидаты заканчивают борьбу «голос в голос», часто встречаются на местных выборах.
После выборов, прошедших 13 сентября 2020 года в органы местного самоуправления в Хакасии, было зарегистрировано 16 случаев равного количества голосов у кандидатов. Вновь итоги выборов определялись жребием.
Еще больше можно найти примеров, когда победитель выборов опережал ближайшего конкурента буквально на 1-2 голоса!
Конечно, может показаться, что на региональных и федеральных выборах, в которых участвуют сотни тысяч и миллионы избирателей, один голос малозначим. Но если бы это был всего один голос.
Посмотрите на интересную статистику.
Это явка избирателей Хакасии в ходе последнего цикла региональных и федеральных выборов.
(слайд 22) 2016 год – выборы депутатов Государственной Думы России седьмого созыва. Явка избирателей по Хакасии – около 40%. Из 396243 избирателей на выборы не пришло более 230000 избирателей.
2018 год.
(слайд 23) выборы Президента России. Явка избирателей по Хакасии – 66%. Из 372 528 избирателей на выборы не пришло более 127000 избирателей.
(слайд 24) выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Явка избирателей – почти 42%. Из более 380000 избирателей на выборы не пришло более 220000 избирателей.
(слайд 25) выборы Главы Республики Хакасия (повторное голосование 11 ноября)
Явка избирателей – более 45%. Из более 385000 избирателей на выборы не пришло более 209000 избирателей.
Как видите, речи о единичных избирателях, уклонившихся от голосования, нет. Их сотни тысяч! Конечно, у каждого из них были свои мотивы не участвовать в голосовании. Но уверенно можно сказать, что одним из самооправданий была уверенность, что мой голос точно ни чего не изменит. Грустно, что такое количество людей устранились от возможности принять решение, и ведь это решение могло быть решающим!
Такая позиция устранения очень опасна и вот почему.
(слайд 26) Возьмем абстрактную страну, в которой проживает 100 избирателей.
На выборы руководителя этой страны пришло 40 человек. Из них за победителя проголосовало 25.
Что получается? (слушаем мнения)
Получается, что эти 25 человек приняли решение за тех 60, которые на выборы не пришли! Скажите, так не бывает?
Выборы главы Черногорска прошлого года. Из более 52000 избирателей проголосовало почти 11000 человек. За победителя свои голоса отдали 3000 человек!
Согласитесь, что на фоне вот такой активности, странно звучит недовольство людей властью. Причем больше всего недовольны те, кто на выборы не ходит. Недаром один английский политик сказал, что плохих депутатов избирают хорошие избиратели, которые не приходят на выборы.
Ну что, важен один голос? (слушаем мнение)
Ребята, каждый голос очень важен. Ведь чем выше активность избирателей, чем осознаннее их выбор, тем эффективнее институт выборов!
Вопрос № 5. Можно ли узнать, за кого проголосовал избиратель?
(слайд 27)
Что бы вы ответили на этот вопрос? (слушаем мнения)
Одним из ключевых принципов проведения выборов является тайное голосование. Это значит, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Как это обеспечивается на практике.
- Все избирательные бюллетени обезличены. На них нет номеров и невозможно узнать, кто с его помощью голосовал. (слайд 28)
- Бюллетень заполняется в специальной кабине для тайного голосования. В ней избиратель может находиться только один, единственное исключение, это если ему нужна помощь в заполнении бюллетеня. В кабинках запрещено размещать какие-либо фото или видеоустройства. (слайд 29)
- Бюллетень рекомендуется сложить пополам, чтобы после опускания в ящик для голосования он не раскрылся. Ящики же сейчас у нас прозрачные. (слайд 30)
- Ни кто не может заставить избирателя рассказать, за кого он проголосовал. Закон допускает проведение в день голосования социологических опросов избирателей на выходе из избирательного участка. В мировой практике они называются экзитпол. Но участие в нем для гражданина сугубо добровольное! (слайд 31)
Так что тайна голосования охраняется очень тщательно и за кого избиратель отдал свой голос знает только он сам.
Конечно, бывают вообще вопиющие случаи, когда избирателя заставляют сделать и прислать фото бюллетеня с отметкой за некоего кандидата. Но и с этим можно очень просто бороться. Избиратель имеет право сдать члену комиссии заполненный бюллетень, который погашается как испорченный, и получить новый!
Вопрос № 6. Почему на выборах часто побеждают одни и те же люди или партии? (слайд 32)
У вас есть ответ? (слушаем мнения).
Этот вопрос возникает после выборов. Самое интересное, что его часто адресуют нам, избирательным комиссиям. Почему это не совсем по адресу, вы сейчас поймете.
(слайд 33) Во-первых, кто выдвигает кандидатов?
Закон предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов:
самовыдвижение, то есть человек может сам решает участвовать в выборах;
по инициативе избирательного объединения.
Избирательная комиссия кандидатов не выдвигает, мы лишь принимаем от них документы для выдвижения и регистрации. Если они оформлены без нарушений, мы регистрируем кандидата или их список.
То, что партия постоянно выдвигает одних и тех же лиц, это ее решение, избирательная комиссия на него повлиять не может.
(слайд 34) Во-вторых, к сожалению не все кандидаты или политические партии ведут активную агитационную работу.
Есть кандидаты и партии, которые изготавливают и распространяют много агитматериалов, они постоянно встречаются с избирателями, рассказывают о своей программе.
Но есть и такие, о которых всю кампанию ну слуху ни духу. Они даже не пользуются положенным им бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью. Зачем тогда они участвуют в выборах, не понятно.
Кроме того, ребята, победе в выборах способствует не только активная избирательная кампания, но и работа между выборами. При этом она даже отчасти важнее для результата.
Проведем простой эксперимент. Какие политические партии вы знаете (слушаем мнения и считаем названные).
(слайд 35) В России зарегистрировано 36 политических партий! Почему вы назвали не все из них? (слушаем мнения). Очевидно, что вы назвали те партии, которые ведут постоянную работу, которые на слуху. Остальные ведут себя как подводные лодки. Пока выборов нет, лежат на грунте, а как только начались – всплывают. А потом удивляются, почему за нас не голосуют?
(слайд 36) В-третьих, существует электорат.
Кто знает, что означает этот термин? (слушаем мнения)
Электорат – это круг сторонников той или иной партии или кандидата, которые однозначно готовы за них проголосовать. У всех он различный. Есть много неопределившихся избирателей, которые не имеют конкретных политических предпочтений.
Получается, что голоса на выборах, который получил кандидат или партия, складываются из голосов их электората и голосов неопределившихся избирателей, которых они смогли убедить.
Делаем вывод. Раз тот или иной кандидат или партия, стабильно побеждает на выборах, значит, у них изначально большой электорат, готовый однозначно голосовать, кроме того они смогли убедить иных избирателей проголосовать за них.
К сожалению проигравшие, вместо того, чтобы анализировать свои просчеты в кампании, начинают обвинять всех и вся, в том числе и избирательные комиссии.
Победа на выборах, это результат кропотливой длительной работы. Но не всегда очевидный на старте выборов лидер, может им остаться в конце. Ведь конечное слово за избирателями. Примеров, когда итог выборов был не таким, как прогнозировали, много. Достаточно вспомнить выборы 2018 года в Хакасии. Как избиратели решили, такие итоги и получились!
Я назвал три причины. Но поиск ответа на заданный вопрос, опять нас выводит и на проблему активности избирателей, их вдумчивого отношения к своему выбору. Если люди, приходят на выборы, значит у них есть запрос на изменения, либо желание, что бы оставалось как есть. Значит тем, кто проигнорировал выборы, безразлично, как будет дальше. Согласны?
(слайд 37) Какие у вас еще есть вопросы? Готов на них ответить.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу словами зарубежного философа. Он утверждал, что институт выборов будет работать эффективнее, если люди будут хоть сколько-то интересоваться политикой. А я добавлю, что не просто интересоваться политикой, но и знать свои избирательные права и как устроен механизм выборов. Именно такими знающими и интересующимися избирателями я желаю вам быть!