Тема методической разработки:
«День семьи, любви и верности. Праздничная программа».
Покачева Марина Анатольевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Тобольск
2023 год
Пояснительная записка
Тематическое направление мероприятия: приобщение к культурному наследию.
Тема методической разработки:
«День семьи, любви и верности. Праздничная программа».
Праздники, проводимые совместно с семьями - замечательная традиция. Они объединяют, помогают поддерживать порядок и дисциплину, обеспечивают здоровую преемственность поколений. Если в вашем детском коллективе подобные мероприятия пока не проводились, советую попробовать. Ничто так сильно не сближает людей как совместный досуг. Это давно известная истина, с которой трудно спорить. Семейные мероприятия – отдельная форма времяпрепровождения, которая иногда оказывается весьма интересной. Многие педагоги напрасно избегают такой формы работы. Ведь насколько увлекательно можно играть родителям с детьми, с особым воодушевлением подмечая их настроение и готовность экспериментировать. Одной из целей моей воспитательной программы «Азбука добра» как раз и является создание дружного коллектива и атмосферы, способствующей созданию положительных эмоций у младших школьников. Данная программа способствует активизации познавательной деятельности учащихся, создаёт условия для реализации каждого ученика, нацеливает детей и их родителей на совместную результативную работу. Внеклассное мероприятие «Семейная академия» является одним из таких мероприятий.
Цель: формирование нравственной, духовной, социально-ориентированной личности путём приобщения к семейным традициям; пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.
Задачи: 1. Заинтересовать учащихся и их родителей (законных представителей) на выполнение творческих работ и проектов по темам «Моя родословная», «Моё имя и фамилия». 2. Развивать навыки сотрудничества «Взрослые – дети – учитель» при подготовке и проведении мероприятия. 3. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям, к старшему поколению.
Форма проведения: конкурсная программа, посвященная семье и семейным ценностям.
Воспитательные технологии: АРТ – технология, ШОУ – технология.
Использованы методы эмоционального стимулирования через приёмы создания ситуаций занимательности, удивления и поощрения; методы формирования интереса к чтению через приёмы занимательных аналогий, сопоставления научных и житейских толкований слов и понятий о семье и родстве.
Виды деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество (при подготовке) и досуговое общение.
Участники: семьи учащихся 4 класса, дети 9-10 лет.
Предварительная работа: семьи готовят реферат или сообщение «История моей фамилии» и изучают генеалогическое древо своей семьи; зал оформить плакатами и коллажами: «Словарь имён», «Краткий календарь именин», «Музыка имён».
Сценарий внеклассного мероприятия
Ход мероприятия:
На сцене – дети, которые читают по очереди:
Дом, в котором мы живём
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра
В нём всегда идёт игра!
Папа с мамой словно дети,
Сами ждут минуты эти.
Им на игры, право слово,
Не хватает выходного.
А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть во всю идёт потеха!
Учитель: Сегодня в этом зале мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу – все корни твои.
И в жизнь ты выходишь из круга семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Сегодня нас ждёт необычное родительско - детское собрание, а точнее конкурсная программа под названием «Семейная академия». Я пригласила вас, уважаемые родители, вместе с вашими детьми, чтобы вы почувствовали себя командой и провели вместе несколько приятных моментов. Вместе с вами и у вас дети будут учиться мыслить, рассуждать, принимать решения- в этом главная цель нашей встречи. Но есть и другая. В народе говорят «Велико всяко дело, если оно объединяет людей». Я хочу, чтобы сегодняшний вечер стал вечером единения семьи и школы, взрослых и детей.
Участие семей в конкурсной программе будет оцениваться горошинами, и в конце вечера мы определим самую активную и дружную семью.
Итак, конкурсы начинаются!
Семейная азбука.
Учитель: Каждой команде по очереди я задам по одному вопросу. Отвечать могут и взрослые и дети. За правильный и полный ответ – 2 горошины.
Что означает понятие «фамилия»?
(заимствовано из латинского языка; означает наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям. На Руси получило распространение в эпоху Петра Великого. Присваивались фамилии на основании одного признака – родства)
У кого на Руси появились раньше других фамилии?
(У знатных людей)
Раньше детей крестили, давая им в церкви имя в честь святого, выбирая его по церковному календарю. Как назывался этот календарь? (Святцы или месяцеслов.) Про кого говорят «Седьмая вода на киселе»?
Кого называют «предками», а кого «потомками»?
Учитель: А теперь давайте порассуждаем: на каких «трёх китах» держится семья. (выслушивает ответы)
На мой взгляд это любовь, мудрость, доброта. Что такое любовь?
(ответы команд). Давайте посмотрим, каково библейское значение слова «Любовь»
Л – любить
Ю- юродивых
Б- больных
О-обиженных
В- врагов.
Такая любовь – суть человека, а «чело» (разум), «век» (отрезок времени). Пусть век любящих людей длится дольше.
Следующий конкурс.
Родственные связи.
Учитель: - Представьте, что к вам в гости пришли следующие люди. Кто они вам?
Мама мамы (бабушка)
Сестра мамы (тётя)
Сын тети (двоюродный брат)
Сестра мужа (золовка)
Брат мужа ( деверь)
Брат жены ( шурин)
- А вы знаете, как раньше называли ваших родителей? (ответы детей)
Отца называли «Большак», так как он был главой семьи, а мать –
«Большухой», потому, что она была хранительницей семьи, распоряжалась работой в доме. Говорили так: «Отец – голова, а мать – шея. Куда голова повернется, туда и шея». Так что друг без друга они никуда. На свете всё можно найти, кроме отца с матерью, вот почему старинная книга
«Домострой» учила: «Любите отца своего и мать свою, слушайте их и повинуйтесь во всём, и старость их чтите…». «Домострою» уже больше 400 лет, но наставления, которые в нём даются не устарели и сейчас. После матери и отца самыми близкими являются бабушка и дедушка.
Послушайте, какие в народе ходили поговорки о них:
- Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
- Бабушке только один дедушка не внук.
- Был бы дедуся, никого не боюсь я, дед – щиток, кулак- молоток!
Учитель: Переходим к следующему конкурсу.
Закончи пословицу (отвечают сначала дети, если они затрудняются, на помощь приходят родители):
Мой дом (моя крепость)
Дом вести (не бородой трясти)
Ворота стоят на двух столбах, а дом( на двух головах)
Каково семя (таково и племя)
Каковы родители, (таковы и дети)
Семья в куче, (не страшны и тучи)
Дома и стены (помогают)
У дитя заболит пальчик, (у матери – сердце)
Не нужен клад, ( если в доме лад)
Не красна изба углами, ( а красна пирогами)
Сын – мой, а ум у него-(свой)
В гостях – хорошо, (а дома – лучше)
Разминка Каждая мама должна при помощи мимики и жестов передать семье информацию:
Подои корову
Купи селёдку
Позвони мне в 6 часов
Родилась девочка, вес – 4 кг
Самолёт прилетает в 17.30
Приду поздно, не ждите, ложитесь спать.
Растопи печь, помой посуду
Учитель: Вы, ребята и взрослые, не раз слышали такие поговорки: мы из знатного рода; без роду без племени; это у нас в роду; Иваны не помнящие родства.
- А что означает слово «род»? Дадим слово нашему эксперту (в роли эксперта подготовленный ученик)
- Род – это несколько поколений, у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тетей, бабушкой. Оказывается, очень давно, когда люди верили в то, что существует множество богов (Бог Солнца, Земли, Неба, Травы) и главный среди них – бог по имени Род. Древние думали, что Род дал Жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов, в которых содержится корень – род (природа, Родина, народ, урожай). Чтобы сохранить историю своего рода, люди стали составлять свои родословные.
Учитель: пришло время для нашего главного конкурса.
Моя родословная.
Каждая семья представляет своё домашнее задание - генеалогическое древо семьи.
Учитель: Итак, генеалогическое древо изображали чаще всего в виде дерева: молодые ветки – это мы с вами (дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки- бабушки и прабабушки. Почему именно в виде дерева? (само дерево и молодые веточки не могут существовать без корней, а человек без своих близких людей).
А вот вам загадки про вас и ваших родственников. Попробуйте их отгадать.
2 матери, 2 дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (трое: бабушка, мама, дочь)
У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько всего сестёр? ( 1)
Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
Бабушка – это мамина мама. А кто дядя? (мамин брат)
У вас есть родной брат, у него – дочка. Как вы будете называть её, а она вас?
(племянница, тётя)
Что принадлежит тебе, а пользуются другие? (имя)
Учитель: Итак, у каждого человека есть имя. А откуда появились фамилии? (ответы детей)
Одни возникли от имён: Иванов, Ефремов; другие от прозвищ: Говорухин, толстой, Белов; есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Лесков, Рощин. Много фамилий говорят о том. Чем занимались дедушки наших дедушек: Ткачев, Мельников, Рыбаков. Фамилии переходят от старших к младшим из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?
Выступление ребят об истории своей фамилии (несколько рассказов выслушиваем)
Читает ученик стихотворение Е. Граубина «Прадеды»
Кем был твой прадед на Руси - свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину.
У Дегтярёва- деготь гнал, в дегтярне гробил спину.
Быть может юный Столяров и с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров, он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил, мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них историю России.
Учитель: Но, говоря об имени и фамилии, надо помнить поговорку «Не имя славит человека, а человек имя!»
5.Портрет моего питомца
Учитель: - Если о ком – либо скажут, что его любят дети и собаки – это высшая похвала человечности и доброты. Именно животные делают нас отзывчивей и добрее. Наверняка у вас в семьях есть любимые питомцы. На листе бумаги по очереди каждый из вас нарисует животного: причём мама – голову, папа – туловище, а ребёнок – конечности (лучшие работы будут отмечены).
Подведение итогов конкурса. Награждение команд по принципу «победила дружба, отличились звёздочки» (отметить самых активных участников призами (календари)
Учитель: Наш сегодняшний конкурс завершен. Вы узнали, что такое «семья», «род», «имя», «фамилия», как всё происходило и начиналось в семье, мы совершили интереснейшую экскурсию по семейным родословным, ближе узнали друг друга.
Пусть всё это была игра, но ею мы сказать хотели
Великое чудо – семья, нет в жизни важнее цели!
Храните и берегите ваши семьи и друг друга! До новых встреч!