А что вы знаете о славянской письменности или почему праздник так называется? (слайд 5) 24 мая День славянской письменности. Кого-то ещё в детском садике научили читать, а кто-то научился читать в первом классе. Но в школе не всегда учили грамоте, как учат сейчас. Вот так описывает Наталья Петровна Кончаловская обучение на Руси. Я предлагаю вам послушать данное стихотворение, и вы мне потом ответите, что вы узнали из него (слайд 6). 1 ученик: В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В - как Веди, Г – глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. 2 ученик: Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла! 3 ученик: Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если было не остро. 4 ученик: Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Что интересного вы узнали из этого стихотворения? На каком языке читали книги в то время? Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки. Откуда же взялась славянская азбука? Давайте ответим на этот вопрос в течении нашего классного часа. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик на данную тему. Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий (слайд 7). Может кто-то из вас знает кто такие Кирилл и Мефодий? (слайд 8, 9, 10). Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание. Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь. Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков. Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа. А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет» (слайд 11). Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов. Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность (слайд 12). С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии — продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Азбука получила название кириллицы (слайд 13). Давайте посмотрим и сравним с вами кириллицу и глаголицу (слайд 14,15). Предлагаю ознакомиться, как выглядели письма кириллицы и глаголицы (слайд 16,17). Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Вот первые буквы. Учили каждую букву по ее названию (слайд 18). Какое слово я хочу написать? Добро, он, мысль (слайд 19). Верно, это дом. Может кто-то хочет сам составить слово и сказать название буквы, а мы угадаем слово. Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа бе ве ге де. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении: Буки-аз – ба веди-аз – ва люди-есть – ле покой-он – по После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста. Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря сочетания ба, бе, бу. |