СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«день вышивальщицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о видах вышивки и истории возникновения.

Просмотр содержимого документа
««день вышивальщицы»»

Разработка урока по теме «ДЕНЬ ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ»

Цели: познакомить учащихся с историей, видами вышивания и международным днём вышивальщицы; расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и других узорах, материалах и инструментах, применяемых при вышивке;

Оборудование: образцы изделий с различными видами вышивок; ножницы, пяльцы, канва, ткань, образцы ткани различных переплетений, нитки мулине, шелковые, ирис, иглы.

Ход урока

I.Организация урока.

1)приветствие

2)проверка готовности учащихся к уроку.

II.Сообщение темы урока.

Ежегодно весь рукодельный мир 10 ноября отмечает День вышивки, это рукоделие было признано свободным творчеством, доступным всем желающим.

Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка впитала в себя традиции многовекового накопления мастерства. Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием видов вышивки – свободной вышивкой, ее историей, научитесь правильно подбирать материалы и инструменты для вышивки.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя

1) Из истории вышивания.

Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из разных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказывали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразие вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI – XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно и изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XIII – начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликации из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненными в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

2)Виды вышивки.

Для народной вышивки наиболее характерны счетные швы, выполняемые по счету нитей ткани, а также свободная. При выполнении свободной вышивки мастерица рисует на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, дополняя ее другими видами швов. Такую вышивку называют художественной.

Вышивка крестиком (слайд 3)

Это вид счетной вышивки с использованием специальной нити, которую называют мулине. Как вы можете догадаться из названия, в этой технике используются два стежка, которые пересекают друг друга по диагонали, образуя X.

Гладь (слайд 4)

Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, одноцветная и многоцветная. Выполняется нитками разных сортов, в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Вышивка бисером (слайд 5)

Бисер в них используется либо как основной материал, который заполняет все пространство, либо как акцент, в дополнение к вышивке крестом. Вышивка лентами (слайд 6)

Название этого вида вышивки говорит нам о том, что основной материал для работы - ленты. Такая технология вышивания намного сложнее предыдущих, особенно когда она используется для создания крупных изделий. Вместо простых плоских стежков на поверхности ткани, большая часть ленты образует объемную картинку, которая делает изображение живым, что видно даже на фото.

Синель (слайд 7) Синель, как видно на фото, представляет собой пушистую вышивальную нить, напоминающую гусеницу. Кстати, именно так это слово и переводится с французского. Начинать нужно с фиксирования синели в исходной точке рисунка. Для этого освободите кончик синели от пушинок, а потом проденьте его в ткань и закрепите на изнанке рабочей нитью. Далее используйте базовую накладную строчку, чтобы прикрепить пушистую синель к ткани, следуя контуру рисунка.

2. Рассматривание изделий, представляющих разные виды вышивок.

Задания:

1) Определить вид вышивки (счетная, свободная).

2) Определить мотивы узоров: геометрический, меандровый, растительный, животный, человекообразный.

3) Определить вид вышивки (гладь односторонняя, двусторонняя, одноцветная, многоцветная и т.д.)

3. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки гладью.

Ткани. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, и хлопчатобумажные и смешанные ткани и нитки разных сортов.

Для вышивки гладью по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.

В зависимости от назначения изготавливаемого изделия техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно; для панно и ковриков – рогожку, бортовку, сукно и драп. Для нарядных платьев и блузок лучше использовать тонкие ткани – батист, шелк, тонкую шерсть.

Нитки, применяемые при вышивке гладью, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.

Для вышивки на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две – три нити используются в вышивках по рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (шесть ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются, придают вышивке бархатистый вид. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась длина ее при вышивании должна быть не более 50см, причем шерстяной – не более 40см. подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении. Так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяемость - крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду. Слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски. Все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 минут. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в вводно-уксусном растворе (1стол.л.на стакан воды) в течение 5 минут.

Иглы бывают разной длины и толщины – от №1 до №12.

Тонкие иглы (№2-3) подбирают для вышивания на тонких тканях средние (№3-5) на льняных тканях. Для работы на плотных тканях берут иглы №6-12.если на ткани не останется больших отверстий в местах прокола, то игла подобрана правильно.

Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. большие ножницы – для раскроя ткани, средних размеров- для обработки краев изделия и разрезания ниток, маленькие с загнутыми концами- для обрезания рабочих ниток.

Пяльцы – специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы.

Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы в плотной ткани.

Калька применяется для переводов рисунков с оригинала.

Копировальную бумагу лучше выбирать цветную, уже бывшую в употреблении. Она меньше пачкает ткань.

Карандаши простые должны быть твердо-мягкими (ТМ), остро заточенными.

4. Зарисовка узоров.

В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.

В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания.

В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу. Рабочий рисунок переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги(кальки), с помощью стекла, алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги.

Чтобы изменить размер рисунка-узора, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Затем последовательно, из квадрата а квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.

5. Нанесение рисунка на ткань.

В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на ткань.

Самый простой способ перевода рисунка на ткань- при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желтую- для темных тканей, зеленую, красную – для светлых). Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры рисунка.

На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.

На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и прошивает по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иглу».

Перевод рисунка «припорохом» на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафарета, с помощью трафаретов- сколков.

IV. Инструктаж по охране труда.

Провести инструктаж по охране труда при работе с тканью.

1) Общие требования безопасности.

2) Требования безопасности перед началом работы.

3) Требования безопасности во время работы.

4) Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5) Требования безопасности по окончании работы.

V. Практическая работа.

Перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.

Физкультминутка.

1.И.п. – стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

1.И.п.- стоя. Поднять левую(правую) ногу. Разгибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение, выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

3.И.п.- стоя, поднять левую (прямую)ногу. Выполнить круговые движения стопой.

VI Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы познакомились интересными видами вышивания, Освоив эти виды вышивки, вы сможете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким.

2. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!