СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деньги. Их функция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаем вашему вниманию план-конспект воспитательного занятия для учащихся 8-х и 10-х классов, на тему: “Деньги. Их функция”.

В работе используется деятельностный подход, благодаря которому занятие становится более интересным, интерактивным и заточенным под индивидуальные особенности каждого обучающегося. Используя деятельностный подход, делается акцент на формирование практических умений и навыков. По итогу каждый обучающийся использует свои способности по максимуму, а не подгоняется под среднеарифметический шаблон.

Просмотр содержимого документа
««Деньги. Их функция»»

Смоленский филиал РАНХиГС






Итоговая аттестационная работа по курсу «Финансовая грамотность» в форме группового проекта методической разработки занятия по финансовой грамотности для разных категорий обучающихся.

На тему: «Деньги. Их функция»








Смоленск

2021



Пояснительная записка.

Предлагаем вашему вниманию план-конспект воспитательного занятия для учащихся 8-х и 10-х классов, на тему: “Деньги. Их функция”.

В работе используется деятельностный подход, благодаря которому занятие становится более интересным, интерактивным и заточенным под индивидуальные особенности каждого обучающегося. Используя деятельностный подход, делается акцент на формирование практических умений и навыков. По итогу каждый обучающийся использует свои способности по максимуму, а не подгоняется под среднеарифметический шаблон.

Меняется сама структура занятия. Монолог педагога трансформируется в диалог и коллективную дискуссию, с получением многоканальной обратной связи. Материал дифференцируется по нарастающей — от легкого до более сложного. Активное самообучение (чтение, поиск новой информации, решение задач) нацелено на выработку приемов исследовательской деятельности, самоконтроля и развитие творческого потенциала.

Представленный конспект имеет познавательное, творческое направление, который формирует знания экономики, уверенности в собственных знаниях, мотивацию к самообразованию, для достижения целей, а также развивает умение размышлять, анализировать и делать выводы.








План-конспект:

«Деньги. Их функция»

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием деньги, их видами и функциями.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Планируемые результаты занятия

Образовательные:

формировать представления учащихся о причинах возникновения денег;

Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций

Раскрыть основные функции денег.

подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающие:

продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.

Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.

Воспитательные:

формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:

• Словесный;

• Частично-поисковый;

• Работа в группах.

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

• Выполнение намеченного плана занятия;

• Мотивация познавательной деятельности на занятии;

• Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО;

• Наличие эффективной обратной связи с обучающимися;

• Осуществление принципа связи теории с практикой;

• Результативность.

Формы и система оценивания результатов

• Знакомство с темой занятия;

• Рефлексия достижений.

Оборудование:

Как источник информации: дидактические материалы

Как инструмент усвоения материала: ноутбук, экран, проектор, канцелярские принадлежности.

Методические приемы: диалог и коллективная дискуссия, демонстрация видеоролика, ответы на вопросы (тестам и викторине), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

План урока

1. Актуализация знаний. Шуточные вопросы. Повторение.

2.История денег

3.Функции денег

4. Закрепление

5. Рефлексия






Ход занятия

Шуточные вопросы:

1. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) сто долларов;

б) сто евро;

в) сто друзей;

г) сто лет одиночества.

2. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) страдали монетки;

б)горевали рублики;

в) плакали денежки;

г) повесились банкноты.

3. Чем должен обладать денежный знак?

а) гордостью;

б) достоинством;

в) самоуверенностью;

г) мужеством.

4. Как в шутливой форме говорят о деньгах?

а) презренный металл;

б) ненавистная бумага;

в) жалкий пластик;

г) ужасная наличка.

5. Что делает с рублём копейка?

а)стережёт;

б) бережёт;

в) питает;

г) воспитывает.

6. Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) лимон;

б) капуста;

в) зелень;

г) ботва.

7.Как говорят о больших деньгах?

а) куры не клюют;

б) мыши не грызут;

в) волки не дерут;

г) глаза не смотрят.

8.Какие знаки надеется увидеть на должных банкнотах каждый кассир?

а) водяные;

б) воздушные;

в) магические;

г) астрономические.

9. Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) домашние;

б) ручные;

в) карманные;

г) декоративные.

10.На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а)на черный день;

б) на полярную ночь;

в) на високосный год;

г) на золотой век

Учитель: Кто не знает знаменитых строк из «Скупого рыцаря» А.С.Пушкина.

Счастливый день! Могу сегодня я

В шестой сундук (сундук еще не полный)

Горсть золота накопленного всыпать

Немного кажется, но понемногу

Сокровища растут…..

В мировой литературе есть сотни и других произведений, воспевающих и проклинающих силу денег. Жадный человек часто становится жертвой собственной болезни. Его жадность сопровождается накопительством. Он собирает свои денежки в кучку и прячет ее подальше от людей. Тратит самую малость. Он живет, чтобы только копить. Вот такова нравственная сторона денег. Нас же интересуют вопросы, позволяющие определить экономическую сущность денег, их роль в экономике. И как вы уже догадались, тема нашего урока «Деньги. Функции денег». Ребята, как вы думаете, какие вопросы нам сегодня предстоит изучить?

План урока

1. Актуализация знаний. Шуточные вопросы. Повторение.

2.История денег

3.Функции денег

4. Закрепление

5. Рефлексия

Учитель: Прежде чем узнать о роли денег в экономике и их функциях побеседуем о истории возникновения денег. Деньги существовали не всегда. Какие товары выполняли роль денег? Учащиеся делятся своими догадками по вопросу. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”). У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь. И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Какой металл стали использовать раньше других? Учащиеся: Самыми распространенными сначала были медь и железо. Учитель: Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром. Поэтому любой регион, обладающий запасами золота и серебра, обретал экономическую и политическую силу. Так было с Лидией. Ее Царь Крёз прославился своим богатством. Сохранилась даже поговорка «Богат как Крёз». Именно там были обнаружены первые монеты. Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон. В России чеканить деньги из золота и серебра начали при великом князе Владимире Святом . Медные деньги стали чеканить при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20,48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег. А как вы думаете, для кого в большей степени использование медных денег было очень затруднительным? Возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В России первые бумажные деньги появились при Екатерине 2. А вы слышали когда–нибудь выражение «Деньги не пахнут»? Учащиеся: Да, слышали. Учитель: Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался. Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”. В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши. Монета имеет установленные законом весовое содержание и форму. Первые монеты были небольшими слитками металла неопределенной формы, поэтому при обращении таких металлических денег необходимо было проверять вес и пробу. Сегодня вес металла в монете и его проба удостоверяются государственным штемпелем. А вы знаете, как называется наука, которая изучает монеты? Учащиеся: Наука нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. Учитель: Подержите в руках монету. Представьте себя нумизматами. На что вы должны обратить внимание? На каждой монете имеются определенное изображение и надпись - легенда, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты. У монеты различаются лицевая сторона (аверс), оборотная сторона (реверс) и обрез (гурт). Вопрос для 10 класса: А как вы думаете есть наука, изучающая бумажные деньги? (Бонистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю вышедших из денежного обращения бумажных денег). Учитель (задание для 10 класса): Так какими же качествами должны обладать деньги? Подумайте и запишите свои мысли в тетрадь. Предполагаемый ответ: У денег должны быть такие качества, как: -стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра); -портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки); -долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности); -однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость); -делимость (деньги можно было разделить на части); -отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми; -ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые). Учитель: Верно. Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности. Учащиеся 8-х классов рассматривают данный вопрос из сообщения по теме одноклассника и записывают в тетрадь. (Вопросы со звездочкой для учащихся 8-х классов, для 10-х классов обычный уровень сложности) 1) Кто обладает монопольным правом печатать деньги, чеканить монет? (Государство) 2) Почему металлические деньги вытеснили более примитивные виды денег и почему все прочие металлы вытеснены благородными металлами? (Благородные металлы вытеснили обычные, поскольку они были редкими и их стоимость значительно превосходило аналоги и постоянно росла, а значит за 1 золотую монету вы бы могли приобрести то, на что потребовался бы мешочек медных.) 3) У бриллиантов есть все свойства необходимые товару для того, чтобы выполнить в экономике роль денег. Они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же редкостью. Почему же они не стали деньгами? (Бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком прочны и слишком редки. Но главная .изюминка. этого вопроса заключается в том, что в данном случае сумма частей не равна целому. Ценность бриллиантов зависит от их размера, поэтому десять мелких бриллиантов, равных по весу одному большому, не равны ему по цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем десять мелких в совокупности. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функции денег (например, служить мерой стоимости)). Учитель: Какие же конкретные функции (роли) выполняют деньги в экономических отношениях людей? Для ознакомления с этим понятием, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. Закрепление изученного материала. (Для 8-х классов) Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае. Карточка №1 Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения). Карточка №2 Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости). Карточка №3 В руках воинов - купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения). Закрепление. Решение проблемных вопросов. (Для 10х классов) Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости? Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось. Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег? Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы. Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса? Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар. Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Рефлексия

Игра “Данетка”. (Да, нет)

1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)

2. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)

3. Деньги может печать любой человек. (Нет)

4. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)

5. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).

6. Денежная единица США – рубль. (Нет)

7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что основу знаний по финансовой грамотности нужно закладывать в школьном возрасте, а также мотивировать детей к самообразованию. Изучая основы финансов, дети могут не только разобраться, как устроен экономический мир, но и научиться успешно, действовать в этой среде. Основная цель методической разработки заключается в организации единения учебной и внеурочной деятельности для воплощения в жизнь воспитательной стратегии по формированию у детей финансовой грамотности.

Благодаря занятиям по финансовой грамотности возможно и научить, и воспитать, и дать возможность детям овладеть такими экономическими знаниями, которые подтолкнут их к самостоятельному поиску по теме, а также помогут поставить перед собой взрослую цель, к которой нужно стремиться, а для этого необходимо учиться, развиваться.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

 Финансовая грамотность: методические рекомендации для

преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.

 Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО / А. О.

Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!