СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деревенская проза". Творчество В.М. Шукшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Деревенская проза". Творчество В.М. Шукшина»

«ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА». ТВОРЧЕСТВО В.М. ШУКШИНА


В сталинское время жизнь русской деревни показывали очень редко и то в искаженном виде: идеализировалось насильственное объединение крестьян в колхозы (М. Шолохов «Поднятая целина») и искажалась правда о послевоенном восстановительном периоде (С. Бабаевский).

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне.

В своем самом известном произведении «Районные будни» В. Овечкин обличал «показуху», приписки в отчетах, равнодушие начальников к нуждам села. Произведение звучало остро и злободневно. Вслед за Овечкиным тему деревни развивали В. Тендряков, С. Воронин, С. Антонов, А. Яшин и другие.

Но только после того, как А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» (1963 год) сказал о тех нетленных человеческих и в первую очередь религиозно-христианских ценностях, которые сохраняются в современной среднерусской деревне при всем ее убожестве, русская деревенская проза достигла большого подъема и в течение следующих десятилетий породила многочисленные произведения, которые могут по праву считаться лучшими в русской литературе этого периода.

Ф. Абрамов в цикле романов подробно рисует деревенскую жизнь в Архангельской области.

В. Белов отмечает положительные особенности крестьянской общины до введения коллективизации в богатой традициями Вологодской области.

С. Залыгин обличает уничтожение деревенских традиций в Сибири.

В. Шукшин выводит в своих рассказах чудаковатых крестьян, показывая их в контрасте со слабохарактерными городскими жителями.

В. Астафьев предостерегает от опасности современной цивилизации для окружающей среды. 

В. Распутин также поднимал в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле.

Термин «деревенская проза» долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив тематику и художественно-стилевое явление в русской литературе второй половины ХХ века. Деревенская проза — направление в русской литературе 1950 - 1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

К деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Расширяя проблематику, авторы вводили в свои произведения новые аспекты. Говорили об истории, культуре, о социологических и нравственных вопросах.

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Одни писатели - например, В.Ф. Тендряков и Б.А. Можаев – анализировали социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства.

Другие – В.И. Белов, В.Г. Распутин – сосредоточили внимание на внутреннем мире деревенских жителей: это герои - носители нравственных ценностей, противостоящие бездуховности и меркантильности обывателя.

Сочетание обеих тенденций характерно для творчества В.М. Шукшина.


Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) родился в алтайском селе Сростки в крестьянской семье. Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) работал в колхозе «Пламя коммунизма», был арестован по подозрению в участии в «антиколхозном заговоре» и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году. После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не окончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947 - 1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация». В 1949 году Шукшин был отправлен на Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР.

Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был комиссован из флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская Михаила Ромма). Во время учёбы во ВГИКе по совету Ромма Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Герасимова «Тихий Дон» он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этой роли и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Летом следующего года Василий оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора», который вышел на экраны страны в 1959 году.

Первый сборник рассказов, опубликованный в 1963 году, назывался «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин».

Основной проблемой творчества В. Шукшина, в отличие от других писателей, разрабатывавших деревенскую тематику, стала проблема «межкультурья». Писателя больше волновала судьба крестьянина, с переселением в город оторвавшегося от родной почвы, но и не укоренившегося в городе. С первых же своих произведений Шукшин ставил критиков в тупик: положительные его герои или отрицательные? На этот вопрос невозможно было ответить как-то определённо, ибо своими «чудачествами» они озадачивали, с непривычной точки зрения заставляли думать о добре и зле, об истинной и ложной красоте...

Герои Шукшина — простые деревенские жители, по натуре философы, представляющие современный тип «маленького человека», который, несмотря на революции, не исчез со времен Гоголя, Пушкина и Достоевского. Но у Шукшина деревенские мужики не хотят подчиняться выдуманным в городе ложным ценностям, они мгновенно чувствуют фальшь, не хотят притворяться, остаются собой. Во всех рассказах писателя происходит столкновение лживой морали приспособленчества городских жителей и прямого, честного отношения к миру жителей села. Автор рисует два разных мира.

Герою рассказа «Чудик» сельскому механику Василию Князеву тридцать девять лет. Шукшин удивительно умел начать свои рассказы. Он сразу вводит читателя в курс действия. Этот рассказ начинается так: «Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось». Автор сразу отмечает непохожесть героя на обычных людей. Чудик собрался навестить брата и в магазине уронил деньги, но не сразу понял, что эта купюра принадлежит ему, а когда понял, не смог заставить себя забрать ее.

Далее автор показывает нам Чудика в семье брата. Сноха, которая работает буфетчицей в управлении, считает себя горожанкой и с презрением относится ко всему деревенскому, в том числе и к Чудику. Герой — добрый, искренний, простодушный человек — не понимает, за что сноха так враждебно к нему относится. Желая ее порадовать, он разрисовал коляску маленького племянника. За это Чудик был изгнан из дома брата. Автор пишет: «Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» Так, при помощи реплики, детали автор передает характер героя. Возвращение Чудика домой писатель рисует как настоящее счастье. Он снимает ботинки и бежит по мокрой от дождя траве. Родная природа помогает герою успокоиться после посещения города и своих «городских» родственников.

Шукшин уверен, что такие, казалось бы, никчемные люди придают радость и смысл жизни. Писатель называет своих чудиков талантливыми и красивыми душой. Их жизнь чище, душевнее и значимее, чем жизни тех, кто смеется над ними. Вспоминая своих родственников, Чудик искренне недоумевает, почему они стали такими злыми. Герои Шукшина живут душой и сердцем, их поступки и побуждения далеки от логики. В финале рассказа автор еще раз удивляет читателей. Оказывается, Чудик «обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал стать шпионом». 

Рассказ «Сельские жители» повествует о жизни людей сибирского села. Семья получает письмо от сына, который зовет их в Москву в гости. Для бабки Маланьи, внука Шурки и их соседа Лизунова поехать в Москву — это почти как слетать на Марс. Герои долго и обстоятельно обсуждают, как ехать, что с собой брать. В диалогах раскрываются их характеры, трогательная простодушность. Почти во всех рассказах Шукшин оставляет открытый финал. Читателям самим предстоит додумать, что же дальше произошло с героями, сделать выводы.

Писателя интересовали прежде всего характеры героев. Он хотел показать, что в обычной жизни, когда, кажется, не происходит ничего примечательного, есть великий смысл, подвиг самой жизни. В рассказе «Гринька Малюгин» рассказывается, как молодой шофер Гринька совершает подвиг. Он уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Раненый парень попадает в больницу. Когда к нему приходит корреспондентка, чтобы расспросить о случившемся, Гринька смущается громких слов о подвиге, долге, спасении людей. Рассказ писателя — о самом высоком, святом в душе человека. Позже по этому рассказу Шукшина был снят фильм «Живет такой парень».

Отличительная черта творческой индивидуальности Шукшина состоит в богатстве живой, яркой, разговорной речи с ее разнообразными оттенками. Его герои часто яростные спорщики, в свою речь любят вставить пословицы и поговорки, «ученые» выражения, жаргонные словечки, а иногда могут и выругаться. В текстах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, что придает произведениям эмоциональность.

Шукшин показывает своих героев в состоянии душевного дискомфорта, в кризисные моменты, когда характер раскрывается особенно ярко. Поэтому рассказы писателя остродраматичны, хотя на первый взгляд непритязательны.

Ситуации, нарисованные автором, обыденны, часто комичны. Нередко это бытовые и семейные истории, но за узнаваемыми сюжетами скрываются неразрешимые конфликты.

В 1969 году идет работа над фильмом «Странные люди». В его основу легли три шукшинских рассказа: «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы». Путь этого фильма к экрану оказался довольно сложным. Шукшин сдавал его восемь месяцев. В процессе съемок и сдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у Герасимова в фильме «У озера», у Шатрова в «Мужском разговоре», у Озерова в «Освобождении» и советско-венгерском фильме «Держись за облака», слетав в ноябре 1969 года на съемки в Будапешт. А в начале следующего года фильм «Странные люди» был принят и вскоре выпущен на экран. В ноябре Шукшина пригласили на премьеру «Странных людей» в Париж.

В 1971 году начинает работать над фильмом «Печки-лавочки». В своей заявке Шукшин излагает содержание сценария этого фильма так: «Это опять тема деревни, с «вызовом», так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма». 

 Над очередной своей картиной «Калина красная» начал работать весной 1973 года в Вологодской области. В этой картине он опять выступил в трех качествах: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.


Василий Макарович Шукшин - советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР. В своём творчестве он рассмотрел проблему русской деревни изнутри, глазами ее коренного жителя, высказал озабоченность оттоком молодежи из села. Писатель досконально знал проблемы жителей села и сумел озвучить их на всю страну. Он создал галерею русских типов, внес новые черты в понятие русского национального характера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!