СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети-герои Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель библиотечного урока воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся, продолжить формировать у детей гражданское сознание и патриотическую позицию.

Просмотр содержимого документа
«"Дети-герои Великой Отечественной войны"»

ДЕТИ-ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Библиотечный урок для учащихся 5-6 класс


Цель:

- сформировать у обучающихся представление о Великой Отечественной войне и ее историческом значении, создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всего народа нашей страны, в которой все, как и в былые времена, сплотились ради спасения не только своей Родины, но и всего мира от ужасов фашизма, познакомить обучающихся со стихотворениями и песнями о войне;

- развивать интерес к истории своего народа, речь, внимательность, творческие способности;

- воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся, продолжить формировать у детей гражданское сознание и патриотическую позицию.

Оборудование: портреты детей-героев, книжная выставка, презентация, аудиозаписи: «Священная война», «Хотят ли русские войны», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам».

Раздаточный материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: раздать задание нескольким ученикам выучить стихотворения; пятерым ученикам рассказать о подвиге детей-героев СССР.


Ход урока

Организационный момент.

Приветствие детей.

Актуализация знаний

Библиотекарь: Сколько помнят себя люди – столько они и воюют между собой. В истории нашего государства было немало войн. Воевали между собой первобытные племена, древние государства, воюют и современные государства. Но некоторые войны занимают особое место в нашей истории. Это Великая Отечественная война. Началась она 22 июня 1941 г., закончилась 9 мая 1945 г. и продолжалась 1418 самых тяжелых и суровых дней для нашего народа.

Война продолжалась 4 года. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Ребята, какой праздник приближается? (День Победы). А что такое День Победы? (ответы детей).

Ученики читают стихи о Дне Победы

«Что такое День Победы?»;

«День Победы – 9 мая»;

«Майский праздник – День Победы».

Библиотекарь. Сегодня на уроке мы будем вспоминать страшное время – Великую Отечественную войну. Давайте вспомним дату, когда началось это страшное для всего мира время.  (22 июня 1941 - 9 мая 1945).

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу страну (тогда она называлась Советский Союз).

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

К. Симонов

Библиотекарь: Вы знаете, что такое Советский Союз? Наша страна раньше входила в состав Советского Союза вместе с другими странами (всего их было 15).

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Взрослые школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки играли в войну, представляя себя красноармейцами, кто-то уже загорал на море… И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война. У целого поколения, рожденного незадолго до войны, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"- так называют сегодняшних пожилых людей.

Фашистская авиация обрушила свой смертоносный груз на мирные города и села.

На нашу Родину обрушились беды и страдания. Все – от мала до велика, встали на её защиту. Летние каникулы вмиг закончились, прекратились все детские игры, а начались долгие 4 года борьбы за Победу. 

Звучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.

Библиотекарь: эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат. Война затронула каждую семью, каждого человека.

Не было в России семьи, которую не затронуло бы горе войны. (во время песни).

Библиотекарь: ребята, а кто кроме солдат сражался  за нашу Родину? (Бабушки, женщины, дети).

Вместе со взрослыми сражались и дети. Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства.

Опустели цеха заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать…

Письмо четырнадцатилетнего мальчика отцу на фронт: (читает)

"Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины.

Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков".

Библиотекарь: Раненую девочку зовут Женя. Когда началась война, ей было четыре года. В дом, где она жила, ударил снаряд и разорвался. Девочку засыпало. Много часов искали Женю сапёры. Её нашли под грудой обломков. Женя была без сознания. Её отправили в больницу, и там врачи увидели, что у четырёхлетней девочки от страха поседели волосы.

Надо было скорее спасать детей.

Их увозили далеко от фронта, где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.

Библиотекарь: Многие дети, которые жили в городе Ленинграде (сейчас это-Санкт – Петербург), увидели не только войну, но и блокаду. Что такое «блокада»? (дети отвечают)

На глазах детей погибали их родители, бабушки, братья, сестры… Кушать, пить было нечего, был жуткий холод, отопления не было. Люди умирали от голода и замерзали.

Нередки были случаи, когда дети сражались наравне со взрослыми, устраивались в партизанские отряды в качестве разведчиков, в воинские части, на военные корабли…

Многие из них были пионерами. А вы знаете, кто такие пионеры? 

 (Лучшие ученики, активно принимающие участие в разных делах, помогающие взрослым и меньшим. Они носили красные галстуки , которые считались большим почетом и честью).

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькая детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими наравне!

Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Володя Дубинин (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13-14 лет).

Им было присвоено самое высокое звание - Героя Советского Союза.

Рассказ ученика о подвиге Лёни Голикова

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

Библиотекарь: ребята, представляете, насколько нужно быть храбрым, чтобы совершить такой подвиг.

Библиотекарь: А как вы думаете, почему он совершил этот подвиг? (Любил Родину, хотел победить)

Рассказ ученика о подвиге Зины Портновой.

Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и молчала.

Библиотекарь: ребята, как вы думаете, почему Зина ничего не рассказала фашистам, хоть они её и мучили? (Они были врагами, не хотела предавать друзей)

Рассказ ученика о подвиге Марата Казея. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Однажды он добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его врагов.

Ученик читает четверостишье

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

В. Алексеев

Библиотекарь: ребята, как вы думаете, почему отважный Марат подорвал себя гранатой? (Не хотел сдаваться в плен, хотел убить врагов)

Рассказ ученика о подвиге Вали Котик.

Юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту, Валя заметил приближение фашистов. Он убил из пистолета фашистского офицера и поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою.

Библиотекарь: ребята, как вы думаете, было ли страшно Валентину убивать и почему он это сделал? ( Было страшно, но выбора не было – нужно было поступать быстро и решительно).

Рассказ ученика о подвиге Володи Дубинина.

Юный герой Володя Дубинин родился 29 августа 1927 г в семье моряка и бывшего красного партизана Никифора Семеновича Дубинина. С раннего детства был подвижным и любознательным, любил читать фотографировать, с увлечением занимался авиамоделированием.

Когда к родному городу приблизились гитлеровцы Володя Дубинин вместе со своими друзьями Ваней Гриценко и Толей Ковалевым стали просить взрослых принять их в партизанский отряд в Старокарантинские каменоломни. Начальник отряда Александр Зябрев вначале сомневался, а потом все-таки дал свое согласие. В каменоломнях было много узких расщелин, куда пролезть могли только дети и поэтому они могли стать незаменимыми разведчиками. Так началась военная биография пионера Володи Дубинина, каждый день совершавшего подвиги во имя Родины и своих товарищей. 4 января 1942 г. Володя Дубинин подорвался на мине вместе с четырьмя саперами. Похоронили всех в братской могиле в Молодежном парке г. Керчь. За совершенные подвиги Володю Дубинина наградили орденом Красного Знамени посмертно.

Библиотекарь: ребята, подумайте, этим детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все преследовали одну цель – победить любой ценой.

Звучит песня « День Победы»

Чтение библиотекарем стихотворения.

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна.

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Михаил Садовский

Ученик читает стихотворение «Пусть дети не знают войны!»

Задание:

Библиотекарь: я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком для пионеров-героев. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за ваше счастливое и спокойное детство.

Во время работы звучат аудиозаписи «День Победы», «Поклонимся…», «Журавли»

(Библиотекарь вызывает каждый ряд выйти и показать свои работы. Отмечает наиболее удачные рисунки. Ребята, которые не успели дорисовать, могут закончить работу дома).

Минута молчания.

Ученик:

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Подведение итогов урока

Библиотекарь: итак, подведём итоги урока.

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1945 года)

- Как раньше называлась наша страна (Советский Союз, СССР)

- Какие песни о войне вы знаете? ( «Священная война», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам», «Хотят ли русские войны»).

- Каких детей Героев Советского Союза вы знаете? (Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Володя Дубинин).

- Какие подвиги они совершили (подрывали поезда, разведывали планы врагов, уничтожали врагов)

Библиотекарь: На сегодняшнем уроке мне очень понравилась ваша работа, спасибо чтецам, спасибо ребятам, которые рассказали нам о пионерах - героях, спасибо всем за ваши письма. И в завершении давайте все вместе исполним песню «Хотят ли русские войны».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!