СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ДЕТСТВО ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ" Сценарий вечера памяти, посвященного детям войны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий вечера памяти по результатам проекта "Детство, опаленное войной"

Просмотр содержимого документа
«"ДЕТСТВО ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ" Сценарий вечера памяти, посвященного детям войны»

Вечер памяти, посвящённый детям войны

«ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ»

Цели: воспитывать патриотизм и любовь к своему родному краю, уважение к историческому прошлому своего народа, воспитывать уважение к людям старшего поколения, пробуждать интерес к своим историческим корням; способствовать укреплению связей между поколениями в семье; стимулировать у студентов нравственные мотивы поведения

Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов


Время:


Место проведения мероприятия: актовый зал колледжа


Ход мероприятия.


Видеорлик «Война». Песня «Помни». (Муз. и слова Наталья Устюжанина)


Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!


Ведущий 2: Добрый день!


Ведущий 1: День, который в жизни нашей будет приветом из далекого прошлого.


Ведущий 2: День, который ворвется в нашу жизнь маршами Победы и солнечным светом,


Ведущий 1: День, который заставит наши сердца преисполниться грустью и гордостью за вас, наши бабушки и дедушки,


Ведущий 1: Вам, дети великой Войны,


Ведущий 2: Вам, дети Великой победы


Вместе: посвящаем сегодняшнюю встречу


Ведущий 2: Сегодня, на нашем празднике присутствуют…………………………………..

...

Ведущий 1: Не говорим о них, не пишем,
О детях страшной той войны…
И горечь боли их не слышим –
И нет великой той страны,
В которой дети в дни ненастья,
Делили с воином погост…
У них отняли всё – дом, счастье
В тот страшный сорок первый год.

Ведущий 2: Брели они по тем дорогам,
Где танки и солдаты шли,
Не все вернулись вновь к порогу
Родной покинутой земли.

Ведущий 1: И после горестной победы
Почти не зная светлых дней –
Шагали с ними вместе беды
Сиротской участи детей.

Ведущий 2: Вся жизнь – тяжёлый труд, заботы
О возрождении страны…
Их обошли награды, льготы,
Но честь и память им нужны.

Ведущий 1: У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети войны" - так называют сегодняшних 70-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война...

Ведущий 2: Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Что могут рассказать?

Ведущий 1: Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Что помнят… Да разве забудешь это?! Вы только вслушайтесь!

Студенты зачитывают фрагменты воспоминаний бабушек и дедушек.

Ведущий 2: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября, но не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет работали по двенадцать часов в сутки.

Ведущий 1: Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о погибшей маме….

Студент 1: Как неожиданно случается война...

Всё было мирно, ясно, пели птицы.

В открытое окно плыла заря

А лёгкий ветерок листал страницы.

Вдруг лопнул мир, как тонкая струна,

И он теперь уже не будет прежним.

И впереди у всех была война,

Перечеркнувшая мечты небрежно…



Студент 2:

Девятый класс окончен лишь вчера.
Окончу ли когда-нибудь десятый?
Каникулы - счастливая пора.
И вдруг - траншея, карабин, гранаты,

До самой смерти буду вспоминать:
Лежали блики на изломах мела,
Как новенькая школьная тетрадь,
Над полем боя небо голубело,

Но пальцем с фиолетовым пятном,
Следом диктантов и работ контрольных,
Нажав крючок, подумал я о том,
Что начинаю счет уже не школьный.


Песня «Вспомните, ребята» (слова Д. Сухарев, музыка В. Берковский)


Ведущий 1: Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Оказываясь беспощадной волею войны в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Ведущий 2: Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать!

Ведущий 1: Из дневника немецкого солдата: “Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них воюют и погибают, как герои”

Ведущий 2: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Ведущий 1: И вот что поразительно: в указах об их награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему?

Ведущий 2: Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

Песня «А закаты алые…» (слова Н.Осошник, муз. – В Осошник)


Ведущий 1: Дороги войны… Длинные, трудные, бесконечные… Эти дороги протянулись по всей нашей тогда необъятной стране и не обошли стороной ни один дом, ни одну семью. И шли по этим страшным дорогам совсем крохи, покидая родной дом…

Студентка: Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет пяти.

Ведущий 1: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.

Студент: На окнах – надоевшие кресты…
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.

Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!

Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!

Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!


Студент: Я не носил ни дня шинель на вырост и на себя огонь не вызывал.

В то время я из-под стола лишь вырос и трудность лет тех плохо сознавал.

И что вокруг меня тогда творилось, лишь вызывало смутную беду.

И в первый раз тревога зародилась, когда на ужин ели лебеду,

Ни молока, ни хлеба, ни картошки, и на второй, четвертый, пятый дни.

Мать из крапивы стряпала лепешки, и мне казались вкусными они.

 В мороз, в пургу на санках за дровами тащился в лес, чтоб протопить свой дом,

Я ждал весну не со цветами, а с лебедой, крапивой и теплом.

Я не носил ни дня шинель на вырост, и на себя огонь не принимал,

Но с детства я уж слишком рано вырос, и той весны цветенья не видал.


Студентка: Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

"Кусочек хлеба- это очень мало,

Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

"Была семья, был дом... Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я..."

... А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне...

И выбежала из дому девчонка:

"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

... Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна...

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..



Песня «Дети войны». Видеоролик.

Ведущий 1: Дети и война. Страшное сочетание этих слов и по сей день возникает, чтобы обжечь, остановить, предостеречь…

Ведущий 2: И, конечно, самое страшное – дети концлагерей.

Ведущий 1: У 5 миллионов  детей отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

Ведущий 2: Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь.  Выживал лишь один из десяти.

Видеоролик «Этюд Шопена» на стихи Виктора Орлова

В любви и гневе откровенна,

Не зная, в чем ее вина,

Играла девочка Шопена,

Играла девочкой война.


На руки, что творили чудо,

Глаз ненавидящих прицел:

- Ты хорошо играешь, юдэ, -

Сказал немецкий офицер.


Фашист, он был подобен богу,

С улыбкой, будто пропуск в рай, -

- Ну что ж, в последнюю дорогу

Любимое свое сыграй!


Ночь безысходностью дышала,

Перекликались поезда,

Лежала за окном Варшава –

Шопена гордого звезда.


…Шопен …Варшава Не вчера ли

Открылась сила этих строк?

И пальцы снова заиграли

Войною прерванный урок!


В любви и гневе откровенна,

Одной лишь Музыкой сильна,

Играла девочка Шопена,

Играла девочкой война…



Студент:

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым — кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Ведущий 2: Кто теперь скажет, сколько среди этих детей было русских или украинцев, белорусов, поляков, французов? Погибали дети – граждане мира.


Студент:

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...

Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.


Ведущий 1: В бывшем фашистском концлагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись только женщины и дети, есть фотография детского сердца, в центре которой аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласит, что эсэсовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребёнка, будет получать дополнительные отпускные дни. В это трудно поверить, но это было.

Ведущий 2: Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна…
И сколько надо им минут молчания!

Ведущий 1: О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…


Ведущий 2: О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…


Ведущий 1: О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что то, лишено памяти, жизнью назвать нельзя.


Ведущий 2: Любимые наши бабушки и дедушки, мальчишки и девчонки далёких военных лет. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. С тали сильнее духом, мужественнее, выносливее.


Ведущий 1: А помогла им выжить уверенность в том, что все самое светлое ,радостное у них впереди, и свой вальс они еще станцуют.

Вальс «Ах, эти тучи в голубом».

Ведущий 1: Начало XXI века знаменательно тем, что под разговоры о правах детей и принятии международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений.


Ведущий 2: За последние десять лет в мире убиты в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьёзные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев.


Студентка: Почему умирают дети,
И не видно счастливых глаз?
Как цветочек один на свете,
лишь расцвёл и уже угас.

И потухли все свечи мира,
В сердце только осколки льда,
А ведь мама тебя хранила
«Не отдам, - говорит. Никогда»

и за что ему крохе невинной
столько страха, боли и зла?
Его жизнь перестала быть длинной
и надежда уже умерла.

Не успел он познать то чувство,
о котором шепчут вокруг,
да и в сердце теперь стало пусто,
не узнав тепло милых рук.

Смерть ворвалась туда, где любили,
не жалела, сжигала мосты,
а ведь люди счастливыми были,
и теперь перед ними кресты.

Почему умирают дети?
Чем судьбе за винили они?
Что попали в ужасные сети,
где не светят давно огни.

А тропа в неизвестную даль,
все ведет в никуда с неоткуда,
кто-то скажет: «Конечно, мне жаль»
только вот не вернуть это чудо.

Не утихнет вовек эта боль,
не угаснет в душе та обида,
его жизни не сыграна роль
растворится как в снах пирамида.

Преподаватели со своими маленькими детьми:

Преподаватель 1: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.

Преподаватель 2: Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.

Преподаватель 3: Пусть вcкинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!

Дети:

1: Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,

2: Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

Все студенты-участники на сцене с цветами:

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Студент 1. Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

Студент 2. У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Студент 3. Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Студент 4. Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Студент 5. Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Студент 6. В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Преподаватель. Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

Поздравление гостей – детей войны.


Песня «Катюша» (все участники встречи)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!