Вечер памяти, посвящённый детям войны
«ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ»
Цели: воспитывать патриотизм и любовь к своему родному краю, уважение к историческому прошлому своего народа, воспитывать уважение к людям старшего поколения, пробуждать интерес к своим историческим корням; способствовать укреплению связей между поколениями в семье; стимулировать у студентов нравственные мотивы поведения
Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов
Время: 1ч
Место проведения мероприятия: актовый зал колледжа
Ход мероприятия.
Видеорлик «Война». Песня «Помни». (Муз. и слова Наталья Устюжанина)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Добрый день!
Ведущий 1: День, который в жизни нашей будет приветом из далекого прошлого.
Ведущий 2: День, который ворвется в нашу жизнь маршами Победы и солнечным светом,
Ведущий 1: День, который заставит наши сердца преисполниться грустью и гордостью за вас, наши бабушки и дедушки,
Ведущий 1: Вам, дети великой Войны,
Ведущий 2: Вам, дети Великой победы
Вместе: посвящаем сегодняшнюю встречу
Ведущий 2: Сегодня, на нашем празднике присутствуют…………………………………..
...
Ведущий 1: Не говорим о них, не пишем,
О детях страшной той войны…
И горечь боли их не слышим –
И нет великой той страны,
В которой дети в дни ненастья,
Делили с воином погост…
У них отняли всё – дом, счастье
В тот страшный сорок первый год.
Ведущий 2: Брели они по тем дорогам,
Где танки и солдаты шли,
Не все вернулись вновь к порогу
Родной покинутой земли.
Ведущий 1: И после горестной победы
Почти не зная светлых дней –
Шагали с ними вместе беды
Сиротской участи детей.
Ведущий 2: Вся жизнь – тяжёлый труд, заботы
О возрождении страны…
Их обошли награды, льготы,
Но честь и память им нужны.
Ведущий 1: У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети войны" - так называют сегодняшних 70-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война...
Ведущий 2: Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Что могут рассказать?
Ведущий 1: Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Что помнят… Да разве забудешь это?! Вы только вслушайтесь!
Студенты зачитывают фрагменты воспоминаний бабушек и дедушек.
Ведущий 2: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября, но не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет работали по двенадцать часов в сутки.
Ведущий 1: Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о погибшей маме….
Студент 1: Как неожиданно случается война...
Всё было мирно, ясно, пели птицы.
В открытое окно плыла заря
А лёгкий ветерок листал страницы.
Вдруг лопнул мир, как тонкая струна,
И он теперь уже не будет прежним.
И впереди у всех была война,
Перечеркнувшая мечты небрежно…
Студент 2:
Девятый класс окончен лишь вчера.
Окончу ли когда-нибудь десятый?
Каникулы - счастливая пора.
И вдруг - траншея, карабин, гранаты,
До самой смерти буду вспоминать:
Лежали блики на изломах мела,
Как новенькая школьная тетрадь,
Над полем боя небо голубело,
Но пальцем с фиолетовым пятном,
Следом диктантов и работ контрольных,
Нажав крючок, подумал я о том,
Что начинаю счет уже не школьный.
Песня «Вспомните, ребята» (слова Д. Сухарев, музыка В. Берковский)
Ведущий 1: Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Оказываясь беспощадной волею войны в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Ведущий 2: Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать!
Ведущий 1: Из дневника немецкого солдата: “Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них воюют и погибают, как герои”
Ведущий 2: За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Ведущий 1: И вот что поразительно: в указах об их награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему?
Ведущий 2: Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Песня «А закаты алые…» (слова Н.Осошник, муз. – В Осошник)
Ведущий 1: Дороги войны… Длинные, трудные, бесконечные… Эти дороги протянулись по всей нашей тогда необъятной стране и не обошли стороной ни один дом, ни одну семью. И шли по этим страшным дорогам совсем крохи, покидая родной дом…
Студентка: Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет пяти.
Ведущий 1: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.
Студент: На окнах – надоевшие кресты…
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
Студент: Я не носил ни дня шинель на вырост и на себя огонь не вызывал.
В то время я из-под стола лишь вырос и трудность лет тех плохо сознавал.
И что вокруг меня тогда творилось, лишь вызывало смутную беду.
И в первый раз тревога зародилась, когда на ужин ели лебеду,
Ни молока, ни хлеба, ни картошки, и на второй, четвертый, пятый дни.
Мать из крапивы стряпала лепешки, и мне казались вкусными они.
В мороз, в пургу на санках за дровами тащился в лес, чтоб протопить свой дом,
Я ждал весну не со цветами, а с лебедой, крапивой и теплом.
Я не носил ни дня шинель на вырост, и на себя огонь не принимал,
Но с детства я уж слишком рано вырос, и той весны цветенья не видал.
Студентка: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Песня «Дети войны». Видеоролик.
Ведущий 1: Дети и война. Страшное сочетание этих слов и по сей день возникает, чтобы обжечь, остановить, предостеречь…
Ведущий 2: И, конечно, самое страшное – дети концлагерей.
Ведущий 1: У 5 миллионов детей отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
Ведущий 2: Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти.
Видеоролик «Этюд Шопена» на стихи Виктора Орлова
В любви и гневе откровенна,
Не зная, в чем ее вина,
Играла девочка Шопена,
Играла девочкой война.
На руки, что творили чудо,
Глаз ненавидящих прицел:
- Ты хорошо играешь, юдэ, -
Сказал немецкий офицер.
Фашист, он был подобен богу,
С улыбкой, будто пропуск в рай, -
- Ну что ж, в последнюю дорогу
Любимое свое сыграй!
Ночь безысходностью дышала,
Перекликались поезда,
Лежала за окном Варшава –
Шопена гордого звезда.
…Шопен …Варшава Не вчера ли
Открылась сила этих строк?
И пальцы снова заиграли
Войною прерванный урок!
В любви и гневе откровенна,
Одной лишь Музыкой сильна,
Играла девочка Шопена,
Играла девочкой война…
Студент:
…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.
Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым — кашу ложечкой давал.
Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.
И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.
Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.
Ведущий 2: Кто теперь скажет, сколько среди этих детей было русских или украинцев, белорусов, поляков, французов? Погибали дети – граждане мира.
Студент:
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Ведущий 1: В бывшем фашистском концлагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись только женщины и дети, есть фотография детского сердца, в центре которой аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласит, что эсэсовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребёнка, будет получать дополнительные отпускные дни. В это трудно поверить, но это было.
Ведущий 2: Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна…
И сколько надо им минут молчания!
Ведущий 1: О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…
Ведущий 2: О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…
Ведущий 1: О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что то, лишено памяти, жизнью назвать нельзя.
Ведущий 2: Любимые наши бабушки и дедушки, мальчишки и девчонки далёких военных лет. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. С тали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ведущий 1: А помогла им выжить уверенность в том, что все самое светлое ,радостное у них впереди, и свой вальс они еще станцуют.
Вальс «Ах, эти тучи в голубом».
Ведущий 1: Начало XXI века знаменательно тем, что под разговоры о правах детей и принятии международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений.
Ведущий 2: За последние десять лет в мире убиты в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьёзные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев.
Студентка: Почему умирают дети,
И не видно счастливых глаз?
Как цветочек один на свете,
лишь расцвёл и уже угас.
И потухли все свечи мира,
В сердце только осколки льда,
А ведь мама тебя хранила
«Не отдам, - говорит. Никогда»
и за что ему крохе невинной
столько страха, боли и зла?
Его жизнь перестала быть длинной
и надежда уже умерла.
Не успел он познать то чувство,
о котором шепчут вокруг,
да и в сердце теперь стало пусто,
не узнав тепло милых рук.
Смерть ворвалась туда, где любили,
не жалела, сжигала мосты,
а ведь люди счастливыми были,
и теперь перед ними кресты.
Почему умирают дети?
Чем судьбе за винили они?
Что попали в ужасные сети,
где не светят давно огни.
А тропа в неизвестную даль,
все ведет в никуда с неоткуда,
кто-то скажет: «Конечно, мне жаль»
только вот не вернуть это чудо.
Не утихнет вовек эта боль,
не угаснет в душе та обида,
его жизни не сыграна роль
растворится как в снах пирамида.
Преподаватели со своими маленькими детьми:
Преподаватель 1: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Преподаватель 2: Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Преподаватель 3: Пусть вcкинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Дети:
1: Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
2: Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Все студенты-участники на сцене с цветами:
Песня «Пусть всегда будет солнце».
Студент 1. Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
Студент 2. У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Студент 3. Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Студент 4. Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Студент 5. Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Студент 6. В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Преподаватель. Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
Поздравление гостей – детей войны.
Песня «Катюша» (все участники встречи)