СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенности психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа педагога-психолога»

3.4 Диагностическая работа.

Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенности психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

В ходе диагностической работы осуществляется:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся, определение проблемы, выбор метода исследования;

- проводится диагностическое обследование;

- формулируется заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза и разработка рекомендаций.

Одной из главных задач в диагностической работе является школьная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портре­та школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи де­тям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопро­вождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.

При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

Для реализации психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения поставлены следующие задачи:

- изучается личность учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

- своевременно выявляются детей, оказавшихся в социально-опасном положении, содействую созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности ребенка к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

Целью психолого-диагностической деятельности является изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы и определения индивидуального стиля познавательной деятельности.

Мероприятия указанного направления проводятся в соответствии с планом работы педагога-психолога.

Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования.


Таб. 1 – Психологическая диагностика.

Учебный год

Количество

обследованных участников

образовательного процесса

Направленность

диагностики

Результат

2020-2021 г.

48 чел. 1-е классы.

Диагностика школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова)

Выявление учащихся, имеющие высокие показатели школьной мотивации

188 чел.1-4 класс.

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)

Определение уровень удовлетворенности учащихся

55 чел. 1-е классы.

Изучение уровня адаптации учащихся 1 классов (проективная методика «Рисунок школы»)

Выявление уровня адаптации учащихся

176 чел. 1-4 класс.

Диагностика особенностей психологического здоровья учащихся (проективная методика «Кактус»)

Изучение динамику формирования психологического здоровья школьников

44 чел. 4 классы.

Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы (проективная методика «Герб коллектива»)

Выявление уровня готовности учащихся

192 чел.1-4 класс.

Изучение уровня воспитанности учащихся (методика «Лесенка»)

Выявление уровня воспитанности учащихся начальной школы

15 чел.

Диагностика учащихся по запросу родителей, учителей, узких специалистов, администрации школы (методика «Незаконченные предложения»)

Выявление особенностей учащихся, которые вызывают опасение у взрослых

2021-2022 г.

55 чел. 1-е классы.

Диагностика школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова)

Выявление учащихся, имеющие высокие показатели школьной мотивации

189 чел.1-4 класс.

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)

Определение уровень удовлетворенности учащихся

52 чел. 1-е классы.

Изучение уровня адаптации учащихся 1 классов (проективная методика «Рисунок школы»)

Выявление уровня адаптации учащихся

167 чел. 1-4 класс.

Диагностика особенностей психологического здоровья учащихся (проективная методика «Кактус»)

Изучение динамику формирования психологического здоровья школьников

47 чел. 4 классы.

Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы (проективная методика «Герб коллектива»)

Выявление уровня готовности учащихся

186 чел.1-4 класс.

Изучение уровня воспитанности учащихся (методика «Лесенка»)

Выявление уровня воспитанности учащихся начальной школы

17 чел.

Диагностика учащихся по запросу родителей, учителей, узких специалистов, администрации школы (методика «Незаконченные предложения»)

Выявление особенностей учащихся, которые вызывают опасение у взрослых


В начальный период обучения детей в школе (2020 г.) в результате диагностического исследования школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) и изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) было выявлено 12 учащихся имеющие низкий уровень мотивации и 23-и школьной адаптации. В дальнейшем с этими учащимися проводилась индивидуальная работа, изучение личностных и индивидуальных особенностей в обучении и развитии с целью их психолого-педагогического сопровождения.

В конце 2021 года проводилось повторное обследование детей, с целью выявления положительной динамики диагностической работы по определению школьной мотивации и адаптации, в первую очередь среди учащихся «группы риска».

В начале учебного года (2021 г.) в результате диагностического исследования школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) и изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) было выявлено 8 учащихся имеющие низкий уровень мотивации и 18 школьной адаптации.

По результатам обследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей работе с данными учащимися.

Каждый год (ноябре-декабрь) специалисты ПМПК проводят повторную диагностику по всем направлениям диагностической работы. Целью данного мероприятия является определение детей, у которых сложно протекает процесс адаптации, а также повышен уровень тревожности, для последующих реабилитационных мероприятий.



Таб. 2 – Результаты диагностики уровня тревожности классов начальной школы.

Учебный год

Высокий

уровень

тревожности

Средний

Уровень

тревожности

Низкий

уровень

тревожности

1, 2

классы

4

классы

1, 2

классы

4

классы

1, 2

классы

4

классы

2020-2021

7

22%

4

12%

12

45%

5

20%

115

55%

52

60%

2021-2022

4

12%

4

12%

10

37%

3

14%

128

51%

32

57%



Исходя из диаграммы и табличных данных можно сделать вывод, что большинство учащихся не испытывают трудности в адаптации к школьным условиям, но у 12% учащихся имеются проблемы с адаптацией, которые связанны с повышением уровня тревожности.

К концу обучения в начальной школе все обучающиеся в 4-х классах VII вида проходят обследование в условиях ПМПК, где специалисты выявляют уровень актуального развития ребёнка. Происходит корректировка образовательных программ.

У обучающихся в начальных классах VIII вида проводится плановая диагностику по изучению сформированности психомоторного развития.

В четвертом классе цель диагностических процедур в определении успешности адаптационного процесса и выявление факторов риска школьной дезадаптации. С этой целью первоначально диагностика проводится по методике школьной тревожности Филлипса.




Т аб. 3 – Результаты изучения учебной мотивации (в целом по школе).

Учебный год

Высокий и очень высокий

Нормальный

Сниженный

2020-2021

6%

75%

19%

2021-2022

5%

73%

22%


По запросу социального педагога проводится изучение склонности учащихся к девиантному поведению. Это позволяет спланировать и провести профилактическую работу с детьми, имеющими те или иные негативные наклонности. В том числе, определиться с выбором методов воздействия и коррекционной работы.

Диагностическая деятельность так же направлена на проведение мероприятий по профессиональному самоопределению. Здесь, на мой взгляд, необходимо не столько прямое диагностирование с помощью стандартных методик, сколько выявление уровня осведомленности о возможностях дальнейшего самоопределения в профессиональном плане и последующее расширение представлений о собственной личности, и возможностях самореализации.

После диагностических мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, администрации, для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.       

Данные психодиагностических исследований я использую для проведения педсоветов, семинаров с учителями, психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!