3.4 Диагностическая работа.
Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенности психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
В ходе диагностической работы осуществляется:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся, определение проблемы, выбор метода исследования;
- проводится диагностическое обследование;
- формулируется заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза и разработка рекомендаций.
Одной из главных задач в диагностической работе является школьная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
Для реализации психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения поставлены следующие задачи:
- изучается личность учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- своевременно выявляются детей, оказавшихся в социально-опасном положении, содействую созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности ребенка к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
Целью психолого-диагностической деятельности является изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы и определения индивидуального стиля познавательной деятельности.
Мероприятия указанного направления проводятся в соответствии с планом работы педагога-психолога.
Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Таб. 1 – Психологическая диагностика.
Учебный год | Количество обследованных участников образовательного процесса | Направленность диагностики | Результат |
2020-2021 г. | 48 чел. 1-е классы. | Диагностика школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) | Выявление учащихся, имеющие высокие показатели школьной мотивации |
188 чел.1-4 класс. | Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) | Определение уровень удовлетворенности учащихся |
55 чел. 1-е классы. | Изучение уровня адаптации учащихся 1 классов (проективная методика «Рисунок школы») | Выявление уровня адаптации учащихся |
176 чел. 1-4 класс. | Диагностика особенностей психологического здоровья учащихся (проективная методика «Кактус») | Изучение динамику формирования психологического здоровья школьников |
44 чел. 4 классы. | Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы (проективная методика «Герб коллектива») | Выявление уровня готовности учащихся |
192 чел.1-4 класс. | Изучение уровня воспитанности учащихся (методика «Лесенка») | Выявление уровня воспитанности учащихся начальной школы |
15 чел. | Диагностика учащихся по запросу родителей, учителей, узких специалистов, администрации школы (методика «Незаконченные предложения») | Выявление особенностей учащихся, которые вызывают опасение у взрослых |
2021-2022 г. | 55 чел. 1-е классы. | Диагностика школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) | Выявление учащихся, имеющие высокие показатели школьной мотивации |
189 чел.1-4 класс. | Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) | Определение уровень удовлетворенности учащихся |
52 чел. 1-е классы. | Изучение уровня адаптации учащихся 1 классов (проективная методика «Рисунок школы») | Выявление уровня адаптации учащихся |
167 чел. 1-4 класс. | Диагностика особенностей психологического здоровья учащихся (проективная методика «Кактус») | Изучение динамику формирования психологического здоровья школьников |
47 чел. 4 классы. | Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы (проективная методика «Герб коллектива») | Выявление уровня готовности учащихся |
186 чел.1-4 класс. | Изучение уровня воспитанности учащихся (методика «Лесенка») | Выявление уровня воспитанности учащихся начальной школы |
17 чел. | Диагностика учащихся по запросу родителей, учителей, узких специалистов, администрации школы (методика «Незаконченные предложения») | Выявление особенностей учащихся, которые вызывают опасение у взрослых |
В начальный период обучения детей в школе (2020 г.) в результате диагностического исследования школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) и изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) было выявлено 12 учащихся имеющие низкий уровень мотивации и 23-и школьной адаптации. В дальнейшем с этими учащимися проводилась индивидуальная работа, изучение личностных и индивидуальных особенностей в обучении и развитии с целью их психолого-педагогического сопровождения.
В конце 2021 года проводилось повторное обследование детей, с целью выявления положительной динамики диагностической работы по определению школьной мотивации и адаптации, в первую очередь среди учащихся «группы риска».
В начале учебного года (2021 г.) в результате диагностического исследования школьной мотивации учащихся 1-х классов (Н. Лусканова) и изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) было выявлено 8 учащихся имеющие низкий уровень мотивации и 18 школьной адаптации.
По результатам обследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по дальнейшей работе с данными учащимися.
Каждый год (ноябре-декабрь) специалисты ПМПК проводят повторную диагностику по всем направлениям диагностической работы. Целью данного мероприятия является определение детей, у которых сложно протекает процесс адаптации, а также повышен уровень тревожности, для последующих реабилитационных мероприятий.
Таб. 2 – Результаты диагностики уровня тревожности классов начальной школы.
Учебный год | Высокий уровень тревожности | Средний Уровень тревожности | Низкий уровень тревожности |
1, 2 классы | 4 классы | 1, 2 классы | 4 классы | 1, 2 классы | 4 классы |
2020-2021 | 7 22% | 4 12% | 12 45% | 5 20% | 115 55% | 52 60% |
2021-2022 | 4 12% | 4 12% | 10 37% | 3 14% | 128 51% | 32 57% |
Исходя из диаграммы и табличных данных можно сделать вывод, что большинство учащихся не испытывают трудности в адаптации к школьным условиям, но у 12% учащихся имеются проблемы с адаптацией, которые связанны с повышением уровня тревожности.
К концу обучения в начальной школе все обучающиеся в 4-х классах VII вида проходят обследование в условиях ПМПК, где специалисты выявляют уровень актуального развития ребёнка. Происходит корректировка образовательных программ.
У обучающихся в начальных классах VIII вида проводится плановая диагностику по изучению сформированности психомоторного развития.
В четвертом классе цель диагностических процедур в определении успешности адаптационного процесса и выявление факторов риска школьной дезадаптации. С этой целью первоначально диагностика проводится по методике школьной тревожности Филлипса.
Т
аб. 3 – Результаты изучения учебной мотивации (в целом по школе).
Учебный год | Высокий и очень высокий | Нормальный | Сниженный |
2020-2021 | 6% | 75% | 19% |
2021-2022 | 5% | 73% | 22% |
По запросу социального педагога проводится изучение склонности учащихся к девиантному поведению. Это позволяет спланировать и провести профилактическую работу с детьми, имеющими те или иные негативные наклонности. В том числе, определиться с выбором методов воздействия и коррекционной работы.
Диагностическая деятельность так же направлена на проведение мероприятий по профессиональному самоопределению. Здесь, на мой взгляд, необходимо не столько прямое диагностирование с помощью стандартных методик, сколько выявление уровня осведомленности о возможностях дальнейшего самоопределения в профессиональном плане и последующее расширение представлений о собственной личности, и возможностях самореализации.
После диагностических мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, администрации, для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.
Данные психодиагностических исследований я использую для проведения педсоветов, семинаров с учителями, психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний.