Работа по русскому языку в формате МЦКО (9 класс)
Вариант 1
Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «близость к приставке ПЕРЕ»
пр(е/и)школьный
пр(е/и)грозить
пр(е/и)мудрый
пр(е/и)следовать
пр(е/и)открыть
Ответ:________________
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
отр..вление, прим..риться, выск..чить
несг..раемый, возр..ст, пок..яние
оз..рение, к..никулы, сл..гаемое
вым..рание, р..сток, вл..жения
В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?
(Не)прикрытая дверь позволяла мальчикам увидеть ближний угол комнаты.
В эти места, поросшие густым малинником, (не)редко заглядывали медведи.
(Не)сильные дожди размыли дорогу, а весенний паводок.
По краям костровища тлели (не)остывшие угли.
Установите соответствие между характеристиками слов и выделенными словами в предложениях. Для этого запишите в таблицу номер предложения под буквой, соответствующей характеристике выделенного слова.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Часть речи – имя прилагательное.
Б) Образовано от глагола.
В) В слове пишется –НН-.
Г) В слове пишется –Н-.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Масля(н,нн)ые краски были вскоре израсходованы.
Привезё(н,нн)ые художником краски были вскоре израсходованы.
Запишите цифры. А… Б… В… Г…
В каком предложении выделенное определение обособляется?
Он мошенник лошадь пустил в мой огород.
Приехавший в деревню Онегин вначале ни с кем не хотел знакомиться.
Интересная и полная новых впечатлений студенческая жизнь продолжалась весь год.
Хозяин заметил в своём саду кравших яблоки мальчишек.
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Сквозь полукруглые окна мы увидели сад, заваленный снегом.
Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.
Вся тяжелая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
Из-за макушек елей выглянула луна и тотчас заметно посветлело.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Собираясь в горы,
вам необходимо особое разрешение.
захватите с собой теплую одежду.
у Лёши появилось желание взять с собой фотоаппарат.
нас не оставляли тревожные предчувствия.
Текст 1.
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная и размеренная жизнь. (2) Я снова стал вести полное случайностей и треволнений существование дикого охотника за марками. (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал. (4) Я надоедал до смерти всем своим друзьям и знакомым. (5) Наше совместное увлечение стоило немалых денег, и я бросил курить. (6) Эта филателистическая жертва несказанно обрадовала жену. (По Л. Куклину)
8. Замените разговорное слово «выклянчивал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.___________________________
Замените словосочетание «филателистическая жертва», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._____________
Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Напишите номер этого предложения. ____________________
Текст 2.
В течение миллиардов лет существования нашей планеты с ней происходили большие изменения. (2) Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3) Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4) Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5) Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6)… изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.
Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Поэтому
Однако
Благодаря этому
Все эти
Выпишите грамматическую основу из первого предложения.
Ответ: _________________________
Укажите предложения, осложненные обособленными распространенными определениями. Ответ: ____________
Среди предложений 1-6 найдите все сложные предложения. Выпишите номера предложений, не разделяя их запятыми.__________
Передайте сжато основное содержание текста. Объем изложения не менее 15 слов.
Полностью переписанный текст не оценивается.
Текст 3.
Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор. Важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». Когда пейзажист пишет дождик веселым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.
Проверь себя!
Ответы на задания
1 | преследовать |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 1221 |
5 | 1 |
6 | 4 |
7 | 2 |
8 | упрашивал |
9 | жертва филателии |
10 | 2 |
11 | 4 |
12 | изменения происходили |
13 | 45 |
14 | 36 |
(Сжатый текст)
Мастерство художника-пейзажиста проявляется в умении не только верно изображать природу, но и передавать зрителю то настроение, которое она вызывает в его душе. (22 слова)