СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические исследования одаренности школьников в работе педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слишком много на свете людей,

 которым никто не помог пробудиться»

А. Экзюпери

 Невозможно представить школьного педагога-психолога без использования в своей работе психодиагностических исследований. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка, и отдельные свойства личности. На основании проведенных психодиагностических исследований выстраивается дальнейшая коррекционно-развивающая работа.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические исследования одаренности школьников в работе педагога-психолога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2












Диагностические исследования одаренности школьников в работе педагога-психолога














Подготовила

педагог-психолог

МБОУ Балаганкой СОШ № 2

Степанкина Н. С.








п. Балаганск 2019 г.


Диагностические исследования одаренности школьников в работе педагога-психолога


«Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться»

А. Экзюпери


Невозможно представить школьного педагога-психолога без использования в своей работе психодиагностических исследований. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка, и отдельные свойства личности. На основании проведенных психодиагностических исследований выстраивается дальнейшая коррекционно-развивающая работа.

В образовательном учреждении воспитывающим моментом, является практически всё: и внешняя среда (обогащенная или бедная), и урок (не только по содержанию, но и по эмоционально-психологической составляющей «учитель-ученик»), и общий тонус коллектива (ученического и учительского). В течение дня ребенок общается как минимум с 7 педагогами.

В школе проводятся педагогические советы. На заседании присутствуют все педагоги, работающие в этих классах, администрация и психолог. Идет обсуждение не только учебных вопросов и проблем каждого ученика, но и в целом его жизни в школе. Это дает возможность информировать присутствующих о статусе учеников в коллективе, психологическом климате в классе, а также о некоторых личностных особенностях детей (учебная мотивация, тревожность, агрессивность, темперамент, характер), что позволяет выработать совместные стратегии в отношении отдельных учеников, или хотя бы учитывать полученные данные при непосредственном контакте с детьми. Классный руководитель, опираясь на полученную информацию, может спланировать работу как с отдельными учащимися, так и с коллективом, сделав в ней нужные в данный момент акценты. Также совместно отслеживается динамика через год (если потребуется – раньше).

Психодиагностический блок в работе школьного педагога-психолога очень важен и актуален.

Одаренные дети, дети с признаками одаренности – это, прежде всего, дети. В педагогической поддержке и психологическом сопровождении они нуждаются не меньше, чем обычные. Поэтому в комплект диагностических методик входят характерологические тесты, а не только тесты интеллекта.

Комплект диагностических материалов

для выявления интеллектуальной одаренности.

Одаренность рассматривается как общая, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности, как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Как указывают авторы (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б. и др.), одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной.

В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:

  • по широте проявления – общие и специальные;

  • по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее;

  • по степени сформированности – актуальная и потенциальная;

  • по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;

  • по форме проявления – явная и скрытая.

Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.

Признаками детской одаренности являются:

  • высокий уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность);

  • мотивация.

Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.

Из существующих подходов к процессу выявления одаренных детей я остановилась на тестологическо-диагностическом обследовании.

Условия проведения психологической диагностики учащихся

с признаками одаренности

1 этап. Выявление детей с признаками одаренности

На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.

Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный руководитель. Они оценивают детей по следующим опросникам:

– Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности;

– анкета Дж.Рензулли в адаптации Л.В.Поповой;

– Савенков А.И. Методика «Карта одаренности».

2 этап Углубленное знакомство с детьми с выявленными признаками одаренности.

Оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта.

При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся.

Для младших школьников: корректурная проба, исключение понятий, логическая память, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика Тулуз-Пьерона, методика Замбацявичене определения уровня развития детей 7-9 лет, культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, прогрессивные матрицы Дж. Ровена и др.

Для подростков: методика Костроминой, культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, прогрессивные матрицы Дж.Ровена, ШТУР, методика изучения учебной мотивации М. Лукьяновой, методики на выявление самооценки и уровней притязаний, креативные тесты Е.Туник и др.

Для старших школьников: методика Костроминой, культурно-свободный тест Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, тест Гилфорда на выявление социального интеллекта, методики на выявление самооценки и уровня притязаний и др.

Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах и т.п.).

Возможные риски, связанные с диагностикой:

  • состояние ребенка в момент тестирования (здоровье), высокая тревожность, чрезмерная мотивированность;

  • личностные особенности (застенчивость, некоммуникабельность и др.);

  • наукой установлено, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной степени условна. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

  • проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни.

  • детская одаренность может выступать как закономерности возрастного развития, так, например, для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов.

3 этап Поддержка и сопровождение одаренных детей

Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации

(кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п.) и профессиональное самоопределение.




Библиографический список

  1. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.

  2. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.

  3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

  4. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М. : 1971.

  5. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.

  6. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М. : 1993.

  7. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.

  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

  9. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс М. : УЦ «Перспектива», 2004.

  10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психолог». - №45, 2001.


































Приложение1

Мониторинг одаренности


2015-2016

2016-2017

2017-2018


5 «а»

5 «б»

6 «а»

6 «б»

7 «а»

7 «б»

Мотивация

3 чел

5 чел

2 чел

2 чел

2 чел

2 чел

Свободный интеллект

4 чел

3 чел

4 чел

3 чел

4 чел

3 чел

Структура интеллекта

5 чел

3 чел

5 чел

3 чел

5 чел

3 чел

Обучаемость

7 чел

4 чел

7 чел

4 чел

7 чел

4 чел

Социальный интеллект

5 чел

6 чел

5 чел

6 чел

5 чел

5 чел

Темперамент

5 чел

4 чел

5 чел

4 чел

5 чел

4 чел

Самооценка, уровень притязаний

4 чел

8 чел

6 чел

10 чел

10 чел

10 чел









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!