СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методики сформированности метапредметных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностические методики, направленные на выявление сформированности действий анализа и планирования, гибкости мышления, умения выделять существенное.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики сформированности метапредметных результатов»

Методика «Переводчики»

Цель: изучение гибкости мышления.

Ход эксперимента. Учащимся предлагаются две фра­зы в символической записи с их переводами на русский язык:

А 1В, «А съело В».

С: (А 1В), «С (специально) сделало так, чтобы А съело В».

Пусть теперь «2» означает «увидеть», а «3» — «иметь».

Задание: запишите этими символами приведен­ные ниже фразы (существительные можно обозначать первыми буквами слов).

Был у Вороны сыр. Ответ: В 3 С.

Заметила сыр Лиса. Ответ: Л 2 С.

Лиса постаралась попасться на глаза Вороне. Ответ: Л:(В2Л).

Ворона похвалилась сыром перед Лисой. Ответ: В:(Л2(ВЗС)).

Сыр стал у Лисы. Ответ: Л 3 С.

Обработка полученных данных. Показателем гибко­сти мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Поэтому те школьники, которые безошибочно справились с заданием, обладают гибким умом, у тех же, кто допустил ошибки, мышление, очевидно, недостаточно гибкое

Методика «Исключение»

Цель: определение способности выделять существенное.

Ход эксперимента. Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даются в скобках, а одно — перед ними. Ученики должны за специально введенное время (10 - 20 секунд) исключить из скобок (т. е. выделить) два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Ответ: растения, земля.

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Ответ: берег, вода.

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Ответ: углы, сторона.

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Ответ: глаза, печать.

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание). Ответ: игроки, правила.

Обработка полученных данных. Ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают уме­нием выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки (или просто не выполнил), не умеют отличить существенные и несущественные признаки, т. е. такая способность у них не развита.

Методика “Полоска (автор Л. И. Аршавина)


Цель: выявление уровня сформированности действия анализа.

Ученикам дается три пары полосок разной длины.

Задача: от большей полоски из пары отрезать такую часть, чтобы в результате добавления отрезанной части к меньшей полоске они стали одинаковыми.

Методика состоит из трех однотипных задач: в двух из них полоски разграфлены на одинаковые деления, а последняя пара полосок предлагается учащимся без делений. Принцип решения этих однотипных задач состоит в том, что “лишняя” часть любой большей полоски должна быть представлена как сумма двух одинаковых частей. Для выделения этого принципа учащиеся должны отбросить “навязываемый” им эмпирический способ (подсчет делений, на которые разграфлены полоски) и применить теоретический способ (согнуть “лишнюю” часть большей полоски пополам).

Оценка результатов: выделяются 4 уровня развития действия анализа. 4-й уровень - наиболее высокий. К нему относятся дети, которые самостоятельно находят принцип решения в представленной задаче и действуют в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность протекает преимущественно в умственном плане. 3-й уровень - учащиеся не могут сразу самостоятельно найти принцип решения. Им требуется подсказка учителя. После решения 1-2 задач эмпирическим способом, учащиеся находят теоретический способ решения задач и выделяют искомый принцип. 2-й уровень - учащиеся решают все задачи эмпирическим способом, поисково-исследовательская активность разворачивается в предметном плане. 1-й уровень - учащиеся не могут выделить принцип решения ни в одной задаче, не могут понять инструкцию в течение длительного времени. Они выделяют несущественные признаки в условиях задач, не могут найти даже эмпирический способ решения задачи.




Методика “Найди фигуру” (автор Л. И. Аршавина)

Цель: выявление уровня развития действия планирования.

Учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала учитель выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.

Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития. 4-й уровень - наиболее высокий. К данному уровню относятся дети, которые не допустили избыточных вопросов. Процесс решения представленных задач у таких учащихся делится четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Первая протекает во внутреннем плане, в уме. Реализация замысла у детей осуществляется безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности ходов. 3-й уровень - учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания. Этим учащимся требуется опора на реальные предметы для построения замысла. 2-й уровень - учащиеся задали три вопроса при решении задачи. План действий они составляют пошагово, без восприятия задачи в целом, т.е. исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Применяют эмпирический способ планирования. 1-й уровень - ученики действуют методом “проб и ошибок”. Допускают 4 и более вопросов при решении.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!